Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «Весенне пробуждение растений», проведёный учителем начальных классов МБОУ общеобразовательного лицея №22
Бобылевой Натальей Валентиновной
Урок ориентирован на достижение следующих результатов:
Предметные:
Сформировать представление о причинах весенних изменений в жизни растений
Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в малой группе.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные УУД
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Информационные УУД
Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.
Оборудование урока:
Учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» 2 класс 2 ч.
Раздаточный материал: конверты с ситуативными заданиями, атлас-определитель растений. Листы самооценки.
Электронная презентация (SMART Notebook).
Интерактивная доска, проектор.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(К-коммуникативные,
Р-регулятивные,
П-познавательные,
Л-личностные)
1) Мотивационный
Побуждающий диалог
Задаёт вопросы
-Какой сейчас у нас будет урок?
- Проверьте готовность к уроку.
-Что необходимо для этого урока?
- Хотите, чтобы наш урок сегодня получился интересным?
- Какие качества мы должны проявить?
− Вы правы, пожелаем друг другу удачи!
Слушают и отвечают на вопросы.
(быть внимательными, активными, собранными, дружными, любознательными).
К
Умение слушать и понимать речь других.
Умение договариваться при распределении ролей
Л
Самоопределение Смыслообразование
Нравственно-этическое оценивание
2) Этап актуализации изученных знаний.
Три фотографии весенних месяцев.
Расставить фото в последовательности следования месяцев, подобрать народные названия для каждого месяца.
Загадка
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Какие изменения происходят в неживой природе?
Пользуясь фотографиями, составьте фенологический текст:
Отгадывают стихотворение, обосновывают свое мнение
На экране подбирают народные названия, обосновывают ответ (почему именно такие названия имеют весенние месяцы)
Солнце поднимается ____________, чем зимой. Дни становятся ______, а ночи _____. Температура воздуха______. Осадки в виде________. Почва _________. Тает _______. Бегут ________. Водоемы_________.
Проверка и самооценка.
К
Уметь совместно договариваться о правилах работы в паре.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Умение слушать и понимать речь других.
Р
Умение осуществлять самоконтроль.
Умение оценивать (самооценка и взаимооценка).
П
Умение структурировать знания.
3) Целеполагание
Детям предлагается ситуативное задание
Какие изменения происходят в живой природе?
Составим план работы
– Ребята, что нам предстоит сделать и что нам поможет в этом?
– Мы думаем, что нам нужно узнать:
1) Какие изменения происходят в жизни растений;
2) рассмотреть пути охраны растений.
В этом нам поможет учебник и атлас-определитель.
Какими путями мы будем решать поставленные задачи?
Ответы детей
Учащиеся предлагают свои суждения, но подтвердить фактами пока не могут. В результате дискуссии приходим к выводу, что не хватает знаний
П
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Умение ставить и формулировать проблему.
Р
Умение планировать свою деятельность.
Умение держать задачу и осуществлять самоконтроль.
К
Умение слушать и понимать речь других.
4. Изучение нового материала
Задания для групп
Найдите информацию в учебнике о травах, цветущих весной?
Какие растения называются раннецветущими?
Какие условия им необходимы для цветения?
Раскройте смысл выражения «собственные кладовые»
В атласе- определители найдите травы, цветущие весной и расскажите о них.
Назовите признаки, по которым можно судить о пробуждении деревьев и кустарников после зимнего покоя.
Оцените поведение девочек в весеннем парке и составьте правила поведения в природе
Назовите деревья и кустарники, которые зацветают первыми.
Расскажите об изменениях, происходящих весной с хвойными растениями.
Дети отвечают на поставленные вопросы, используя информацию учебника и атласа-определителя.
Рассказывают о некоторых первоцветах
Находят ответы на поставленные вопросы в учебнике и атласе-определители
Составляют правила поведения в природе.
Защита своих открытий
П
Уметь искать, выделять и преобразовывать информацию: работа с текстом – составление модели.
Умение осуществлять расширенный поиск информации.
Р
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
К
Уметь совместно договариваться о правилах работы в малой группе.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Умение слушать и понимать речь других.
5. Включение новых сведений в систему знаний
Найдите названия первоцветов,
пользуясь учебником.
О | Р | Ч | Е | П | Р | О | Л | Е | С | К | А | О | Н |
С | И | Ц | А | Д | Ч | И | С | Т | Я | К | Г | К | Т |
Й | Р | П | О | Д | С | Н | Е | Ж | Н | И | К | А | И |
Ф | Г | Ь | В | Е | Т | Р | Е | Н | И | Ц | А | П | А |
К | О | Б | Ю | Л | А | Н | Д | Ы | Ш | Х | Б | Р | У |
Х | О | Х | Л | А | Т | К | А | Ж | Э | Ъ | Ь | О | Ц |
Я | Т | С | О | Н | Т | Р | А | В | А | Е | Х | А | Й |
Работая в парах, дети в таблице находят названия раннецветущих растений
К
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Умение слушать и понимать речь других.
6. Рефлексивный
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
Дома: найти интересный материал о первоцветах, легенды.
Дети заполняют тестовые листы, проверяют и оценивают свою работу
Ответы детей
К
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Р
Умение оценивать (самооценка и взаимооценка).
Умение прогнозировать (д/з).
Л
Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Смыслообразование.