Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
коллективно. Например, слова: береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из упражнения). Когда дети «познакомились» со словами работа, рабочий, то в своих словариках нашли слова, им «родные».
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
При проверке домашнего задания по учебнику непременно нужно спрашивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике «Русский язык» или в «Книге для чтения». Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики. В I классе и первом полугодии II класса слова в словарики записывают коллективно. Например, слова: береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из упражнения). Когда дети «познакомились» со словами работа, рабочий, то в своих словариках нашли слова, им «родные».
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).
Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Например, встретилось слово «облака». Дети переговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака – облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: «По небу плыли легкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом». Такая работа со словами, которых нет в «Словаре» учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.
Как и другие учителя, можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Можно диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д. Например, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.
Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, «Запомни эти слова». На нем помещать только те слова, которых нет в «Словаре» учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье.
Стенд «В мире слов» включает в себя следующие рубрики:
-Из толкового словаря (в этой рубрике приводится толкование слова).
-Однокоренные слова.
-Присматривайся к слову! (в рубрике приводятся словосочетания с данным словом).
-Как произошло слово?
-Когда так говорят?
-Наш словарь.
-Конверты - кармашки для загадок, пословиц, поговорок, считалок, предложений.
Можно работу над трудными словами проводить в минуты, отведенные на чистописание.
Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по «Словарю» учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов можно проводить различные виды диктантов.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)
Картинный диктант: 1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания.
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.
Диктант по памяти:
1) записать по памяти слова на определенную тему;
2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.
Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом.
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.
Положительный эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы.
Вот несколько примеров.
Тема «Предложение» I класс.
Москва – столица России. Москва – самый главный город страны. В Москве работает правительство. Машина помогает человеку в работе. Все работы хороши. Мой старший брат шагает на работу. Тетрадь, карандаш, пенал – учебные вещи ученика. Мы любим русский язык.
Тема «правописание слов с двойными согласными». II класс.
Суббота – выходной день моих родителей. В апреле в стране проходит субботник. Интересный пассажир ехал с нами в одном вагоне. Витя собрал двенадцать килограммов макулатуры. Колхоз – коллективное хозяйство.
Подобные диктанты проводятся по окончанию изучения темы. Всем известно, что при изучении той или иной темы по русскому языку на страницах учебника в рамках встречаются слова с непроверяемым написанием. Их записывают и работают с ними.
Методика запоминания словарных слов:
1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу.
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения;
- форме; - звучанию;
- действию; - вкусу;
- материалу; - назначению;
- количеству; - и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл. слово - Ас. образ
береза – по цвету Белая
береза – кудрявая нужен грЕбень –
чтобы расчесать
по форме, как буква Е
результат: бЕреза – бЕлая
- гребень (Е)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Примеры словарных слов и ассоциативный образ:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}