Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением.
Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, первоцветов, цветущих деревьев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Весна - чудесная пора!"»
Классный час в 3-м классе "Весна - чудесная пора!"
Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением.
Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, первоцветов, цветущих деревьев.
Ход занятия
Учитель:
Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:
Зеленоглаза, весела Девица-красавица. Нам в подарок принесла То, что всем понравится: Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство, чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы -
Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица - ... (Весна)
Учитель: Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: “С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна”.
Весна в нашей Воронежской области начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе. Первый период – это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.
Ученик:
Ещё метет ночами вьюга, Еще морозно поутру, Но по-весеннему упруго Березки гнутся на ветру. Зима умаялась, устала, Весна – красна идет во двор. Подходит время вербам талым Рядиться в праздничный убор. (Н. Грачев “Ледоход”)
Учитель: Отгадайте, какой месяц весну начинает:
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц ... (Март)
Учитель: Этот месяц начинает календарную весну.
- Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.
Всем известно нам, конечно, Что ходить не может лёд, Но вчера на нашей речке Был, однако - ... (ледоход).
Ученик:
- О марте народ говорит:
Март морозом на нос садится.
Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
Звучит романс С. Рахманинова “Весенние воды”
Учитель: Весна угадывается не только по яркому солнцу и неумолчной капели, но и по прилету наших пернатых друзей.
Ученик:
Раззвонив капелью ликующей О своем возвращенье домой, Из-за всех морей существующих Птиц приводит она за собой. (Г. Лутков “Птицы”)
Учитель: Какие птицы прилетают к нам весной первыми?
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (Грач)
Ученик:
От самой ещё заставы, Из-за берёзовых тихих дач, Послышался окрик его картавый. И сразу весь город увидел: - Грач! Ах, ветка родная! Он дома, он дома! — И с лёта, Прокаркав привет детворе, Усталый, счастливый, Наш старый знакомый Садится на тополь на нашем дворе.
Учитель:
- О ком эта загадка?
На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец)
Ученик:
Ждет гостей высокий клен - Дом на ветке укреплен. Краской выкрашена крыша, Есть крылечко для певцов... В синем небе щебет слышен. К нам летит семья скворцов. Мы сегодня встали рано, Ждали птиц еще вчера. Ходит по двору охрана, Гонит кошек со двора. Мы скворцам руками машем, Барабаним и поем: - Поживите в доме нашем! Хорошо вам будет в нем! Стали птицы приближаться, Долетели до двора, Не смогли мы удержаться, Хором крикнули: - Ура! Удивительное дело: Все семейство улетело. (А. Барто “Скворцы прилетели”)
Учитель:
- Отгадайте следующую загадку:
Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения! Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок)
Ученик:
Прямо в пашне прячется застенчиво, А вспорхнёт — и целых полчаса, Вроде окрылённого бубенчика, Медленно уходит в небеса. Повисает точкой-невидимкою И звенит над вашей головой, Над полями, Над прозрачной дымкою, Над ковром ромашки луговой... Льётся звон. Столбы ровняют линию. Трактора рокочут горячо. А подпасок смотрит в небо синее, Перекинув кнут через плечо. (С. Смирнов “Жаворонок”)
Учитель: 21 марта на всей земле день равен ночи: у нас, в северном полушарии, наступает весеннее равноденствие. Этот день считается астрономическим началом весны.
В конце марта в лесах Воронежской области начинается сокодвижение у кленов, а вслед за этим и у берез. Это явление знаменует собой фенологическое начало весны.
(Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.)
- По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке:
Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришел ... (апрель).
Ученик:
Идет синеглазый и солнечный, Идет нараспашку апрель, Идет по дороге проселочной И птицам дарует свирель. (П. Касаткин “Апрель”)
Ученик:
- Народная мудрость гласит:
Где в апреле река, там в июле лужица.
Апрель с водой, май с травой.
Исполнение песни Ю.Энтина, Е. Крылатова, “Крылатые качели”
Ученик:
И от этого тепла В наступленье рванулась весна – Взрывы почек леса оглашают, Всем по сердцу такая весна, Потому что цветы побеждают. (И. Мирошников “Подснежник”)
Учитель:
Тысячи цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей нежной красотой.
- Отгадайте, какие это цветы:
Я гадаю, что за цвет - Одуванчик или нет? Если он, то очень странно, Почему цветёт так рано!? (Мать-и-мачеха)
У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник)
Ученик:
Плакала снегурочка, Зиму провожая. Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, Трогая березы, Выросли подснежники – Снегурочкины слезы. (Т. Белозеров “Подснежники”)
Учитель:
Цветок – как бубенчик, Беленький венчик, Цветет он не пышно, Звенит ли – не слышно. (Ландыш)
У Надежки две одежки: То в розовом платье, То в синем халате. (Медуница)
Учитель: Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые из раннецветущих растений, такие как мать-и-мачеха, ландыш, являются лекарственными.
Учитель:
- Отгадайте, в каком месяце весна является во всей своей красе?
Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край - Нас теплом встречает... (Май)
Ученик:
- О мае народ говорит:
Май, май, да шубу не снимай. Цветущий май – настоящий май. Как в мае дождь, так и будет рожь
Учитель:
Страстный любитель природы нашей области Кирилл Ермолаев в своей замечательной книге “Лесные мгновения” называет весну порой обновления и очень тепло пишет об этом третьем периоде весны. В теплые майские деньки “расцвела черемуха, развернул листья ландыш, а лекарственная купена нарядилась в сережки, да такие красивые, что даже самые взыскательные женщины-модницы им позавидуют”.
- А теперь мы проведем игру “Продолжай - не зевай!” на знание пословиц и поговорок о весне.
(Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о весне, которые они нашли к занятию)
Как не злись метелица, всё весной повевает.
Весною день упустишь, годом не вернешь.
Кто спит весною - плачет зимою.
Вода потекла, весну принесла.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна днем красна.
Весной — ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи.
Прилетела бы чайка, а весна будет.
Весенний день год кормит.
Матушка – весна всем красна.
Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Одна ласточка не делает весны.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Весенний день – что ласковое слово.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Весной часом отстанешь — днем не догонишь.
Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.
Весной дождь парит, осенью мочит.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Сегодня не тает, а завтра Бог знает.
Ветер снег съедает.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок
Учитель:
- Убранство весенней земли всегда нарядно и празднично. Весна с новой силой будит в нас сыновние чувства, умножает любовь к Родине.
Ученик:
Цветет над тихой речкой яблоня, Сады, задумавшись, стоят. Какая Родина нарядная, Она сама как дивный сад! Играет речка перекатами, В ней рыба вся из серебра, Какая Родина богатая, Не сосчитать ее добра! Бежит волна неторопливая, Простор полей ласкает глаз, Какая Родина счастливая, И это счастье – все для нас! (В. Боков “О весне”)
Учитель:
Дорогие ребята! Берегите красоту природы, лелейте ее зеленые ростки и растите их до могучих деревьев, плодоносящих нив и полей.