«Образ весны в стихотворениях А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова»
«Образ весны в стихотворениях А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова»
Урок по литературному чтению на тему "Образ весны в стихотворениях А.Н.Плещеева, Т.М.Белозёрова" направлен на развитие речи учащихся. На уроке анализируются два стихотворения замечательных поэтов, учащиеся находят в них литературные приемы, как олицетворение и сравнение, звучит музыка П.И.Чайковского "Апрель". Весна- это чудесная пора, где всё пробуждается,просыпается от зимней спячки.Весна пробуждает не только природу, но и душу человека.Картины родной природы особенно чувствуют художники. На уроке учащиеся познакомятся с картиной А.И.Куинджи "Ранняя весна" и анализируют его, услышать легенду о подснежниках. А легенды о подснежниках существует очень много.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Образ весны в стихотворениях А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова» »
Камалова Илузя Сагитовна
с. Актаныш Актанышского района Республики Татарстан
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»
I квалификационная категория
Урок литературного чтения во 2 классе на тему: «Образ весны в стихотворениях А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова»
Тема: А. Н. Плещеев «Весна», Т. М. Белозёров «Подснежники»
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством А. Плещеева, Т. Белозёрова, учить анализировать лирические произведения, находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к природе, учить выразительному чтению лирического произведения;
Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, наблюдательность, воображение, поддерживать интерес к чтению, как процессу, так и учебному предмету;
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, интерес к живописи, внимательное отношение к литературному слову.
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявлять интерес к чтению лирических произведений о весне;
- эмоционально отзываться на прочитанное произведение;
- осмысливать мотивы учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;
отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения;
Познавательные:
находить в тексте ответы на вопросы;
определять основную мысль текста;
классифицировать слова в соответствии со значением слова;
Коммуникативные:
выполнять правила работы в группе
Предметные:
познакомить с произведениями Плещеева и Белозёрова;
совершенствовать навык выразительного чтения;
формировать умение работать с текстом;
определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора.
Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» для 2 класса, портреты А.Н. Плещеева, Т. Белозёрова, компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, подарите улыбки. Скажите, что вы сейчас почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение).
Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца нашего урока.
II. Самоопределение к деятельности:
Я сегодня приглашаю вас в гости, а вот куда. Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите слово.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая –
Значит, к нам пришла (весна)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая –
Значит, к нам пришла (весна).
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет –
Значит, к нам пришла (весна)
- Как вы думаете, над какой темой мы сейчас будем работать? (ответы учащихся)
- Кто может предположить, с какой целью читают стихи? (получать удовольствие, почувствовать настроение …) Слайд 4:
Итак, мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края. Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта А. Н. Плещеева «Весна».
(Слайд 3: портрет А.Н.Плещеева )
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.
Работа по учебнику. Чтение стихотворения «Весна» учителем (стр.52).
Проверка первичного восприятия.
- О чём рассказывает автор?
Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.
Лазурь – светло-синий цвет, синева. Чтение стихотворения одним учеником. Работа с текстом. Слайд 5.
Первичная проверка понимания.
- Какие картины весны наблюдает поэт?
- С каким настроением говорит о них?
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? (литературный приём – олицетворение). Что такое олицетворение?
Олицетворение – литературный приём, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных предметов. Слайд 6.
Найдите в тексте олицетворения (бегут ручьи, лес оденется).
Выборочное чтение.
- Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?
- Что сказано о лесе и соловьях?
- Радуется ли поэт приходу весны или нет? (да, он радуется, каждая строчка стихотворения наполнена теплотой, искренним счастьем)
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (радость, что пришла весна)
Чтение стихотворения двумя учениками.
- Кто смог правильно передать настроение?
- Какие приметы весны мы можем слышать?
- Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы? (ответы учащихся). Послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Апрель» и предположите, что хотел передать композитор этой мелодией?
Аудиозапись. Звучит «Апрель» П.И.Чайковского.
- Что же удалось передать композитору этой мелодией? (красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)
- Как называется такое состояние природы? (пробуждение)
- Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?
- Почему композитор выбрал именно такое название, «Апрель»?
К сведению: родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И.Чайковский ценил творчество А.Н.Плещеева. Поэт подарил ему один из своих стихов с автографом.
Ребята, а весна в гости приходит не одна,
а со своими друзьями – цветами.
Угадайте, что это за цветы?
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой. (подснежник)
Сегодня мы познакомимся со стихотворением об этом первоцвете. А написал его Т.М. Белозёров. Портрет поэта: слайд 9.
Рассказ учителя: Белозёров Тимофей Максимович родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Курганской области в многодетной крестьянской семье. У него рано умерла мама и его на воспитание взяла добрая женщина. После окончания семилетней школы Тимофею Максимовичу пришлось много работать. В 1952 году начинается творческая биография Белозёрова. Первый сборник стихов был напечатан в журнале «Алтай». Умер Т.М. Белозёров 15 февраля в 1986 году и похоронен в г.Омске. Ирина Токмакова, говорила, что стихи Белозёрова – это глоток свежего воздуха, пронизанным солнцем, пахнущего цветущим ромашковым полем. До майского ромашкового поля у нас ещё есть время, а вот с апрельским подснежником давайте познакомимся.
Чтение стихотворения учителем. Работа по учебнику стр.53.
- Какое настроение у вас было во время слушания стихотворения?
- Это грустное или весёлое стихотворение?
- Какие слова передают грусть?
Перечитайте стихотворение ещё раз про себя.
- - О чём же это произведение? (об уходе зимы)
- Почему Снегурочка оказалась всем чужая?
- С чем Белозёров сравнивает подснежники? (со слезами Снегурочки)
- Нравится ли вам это сравнение? Специальным приемом пользуется автор, а называется этот приём – олицетворение. Мы можем вместе с автором стихотворения представить себе уходящую зиму как пожилую женщину. Снегурочка – сказочный персонаж.
- Почему плакала Снегурочка?
Ребята, существует красивая легенда о подснежниках: Слайд 10.
Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы-подснежники. Люди увидели, столько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая легенда. А вам она понравилась?
- Рассмотрим, как же выглядит это смелый цветочек? (рассматривание иллюстраций, изображающих подснежники)
- Эти удивительные цветы привлекли внимание не только художников, но и поэтов и композиторов.
- Если мы окажемся в весеннем лесу, станете вы срывать подснежники?
- Почему?
Послушайте стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
- Мы с вами познакомились с двумя стихотворениями. Какая тема объединяет эти произведения? (Оба стихотворения о весне)
- Одинаковы ли эти произведения по настроению? Сравните их.
- Что вы должны сделать для этого? (Перечитать оба стихотворения) Работа в парах.
Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники. Перед вами картина известного художника Архипа Ивановича Куинджи «Ранняя весна» (слайд )
- Какими красками пользуется художник?
- Какое настроение создалось у вас, увидев эту картину?
- Какие признаки весны можно увидеть на репродукции картины? (ясный день, тает снег)
- Какие чувства хотел передать художник?
- Почему автор назвал картину «Ранняя весна».
- Какие строки из прочитанных стихотворений вы поместили бы рядом с этой картиной?
Подведение итогов. Мы сегодня побывали в гостях у весны. Мы имели возможность лишь прикоснуться к литературному искусству, к музыкальному искусству, к изобразительному искусству. Сегодня мы побывали в гостях в волшебном мире искусств.
-Понравилось ли вам в гостях?
- Какой образ весны сложился в вашем представлении?
- Какое лицо у весны?
- Что понравилось? Чему удивились? Что нового открыли для себя?
Оценивание. Ребята, попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке.
- Кто считает, что справился с заданиями самостоятельно на «отлично»- выберите солнышко.
- Кто считает, что справился хорошо, с помощью друзей - месяц.
- Кто считает, что ещё надо поучиться – звёздочку.
Домашнее задание.
Создайте свой образ весны. Подпишите творческую работу подходящими по настроению строчками из прочитанных стихотворений русских писателей.
Выучите наизусть одно из стихотворений (стр.52-53).