kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Образ весны в стихотворениях А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению на тему "Образ весны в стихотворениях А.Н.Плещеева, Т.М.Белозёрова" направлен на развитие речи учащихся. На уроке анализируются два стихотворения замечательных поэтов, учащиеся находят в них литературные приемы, как олицетворение и сравнение, звучит музыка П.И.Чайковского "Апрель". Весна- это чудесная пора, где всё пробуждается,просыпается от зимней спячки.Весна пробуждает не только природу, но и душу человека.Картины родной природы особенно чувствуют художники. На уроке учащиеся познакомятся с картиной А.И.Куинджи "Ранняя весна" и анализируют его, услышать легенду о подснежниках. А легенды о подснежниках существует очень много.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Образ весны в стихотворениях А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова» »

Камалова Илузя Сагитовна

с. Актаныш Актанышского района Республики Татарстан

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»

I квалификационная категория

Урок литературного чтения во 2 классе на тему: «Образ весны в стихотворениях А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова»

Тема: А. Н. Плещеев «Весна», Т. М. Белозёров «Подснежники»

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с творчеством А. Плещеева, Т. Белозёрова, учить анализировать лирические произведения, находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к природе, учить выразительному чтению лирического произведения;

  • Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, наблюдательность, воображение, поддерживать интерес к чтению, как процессу, так и учебному предмету;

  • Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, интерес к живописи, внимательное отношение к литературному слову.

Планируемые результаты:

Личностные:

-проявлять интерес к чтению лирических произведений о весне;

- эмоционально отзываться на прочитанное произведение;

- осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;

  • отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • находить в тексте ответы на вопросы;

  • определять основную мысль текста;

  • классифицировать слова в соответствии со значением слова;

Коммуникативные:

  • выполнять правила работы в группе

Предметные:

  • познакомить с произведениями Плещеева и Белозёрова;

  • совершенствовать навык выразительного чтения;

  • формировать умение работать с текстом;

  • определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора.

Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» для 2 класса, портреты А.Н. Плещеева, Т. Белозёрова, компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, подарите улыбки. Скажите, что вы сейчас почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение).

Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца нашего урока.

II. Самоопределение к деятельности:

Я сегодня приглашаю вас в гости, а вот куда. Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите слово.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая –

Значит, к нам пришла (весна)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит, к нам пришла (весна).

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет –

Значит, к нам пришла (весна)

- Как вы думаете, над какой темой мы сейчас будем работать? (ответы учащихся)

- Определите литературный жанр произведения? (стихотворение)

- Чем отличаются стихи от прозы? (рифма, ритм)

- Кто может предположить, с какой целью читают стихи? (получать удовольствие, почувствовать настроение …) Слайд 4:


Итак, мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края. Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта А. Н. Плещеева «Весна».

(Слайд 3: портрет А.Н.Плещеева )

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

Работа по учебнику. Чтение стихотворения «Весна» учителем (стр.52).

Проверка первичного восприятия.

- О чём рассказывает автор?

Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.

- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения (жужжащее чтение)

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Чтение стихотворения одним учеником. Работа с текстом. Слайд 5.

Первичная проверка понимания.

- Какие картины весны наблюдает поэт?

- С каким настроением говорит о них?

- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? (литературный приём – олицетворение). Что такое олицетворение?

Олицетворение – литературный приём, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных предметов. Слайд 6.

Найдите в тексте олицетворения (бегут ручьи, лес оденется).

Выборочное чтение.

- Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?

- Что сказано о лесе и соловьях?

- Радуется ли поэт приходу весны или нет? (да, он радуется, каждая строчка стихотворения наполнена теплотой, искренним счастьем)

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (радость, что пришла весна)

Чтение стихотворения двумя учениками.

- Кто смог правильно передать настроение?

- Какие приметы весны мы можем слышать?

- Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы? (ответы учащихся). Послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Апрель» и предположите, что хотел передать композитор этой мелодией?

Аудиозапись. Звучит «Апрель» П.И.Чайковского.

- Что же удалось передать композитору этой мелодией? (красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)

- Как называется такое состояние природы? (пробуждение)

- Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?

- Почему композитор выбрал именно такое название, «Апрель»?

К сведению: родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И.Чайковский ценил творчество А.Н.Плещеева. Поэт подарил ему один из своих стихов с автографом.

Ребята, а весна в гости приходит не одна,

а со своими друзьями – цветами.

Угадайте, что это за цветы?

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой. (подснежник)

Сегодня мы познакомимся со стихотворением об этом первоцвете. А написал его Т.М. Белозёров. Портрет поэта: слайд 9.

Рассказ учителя: Белозёров Тимофей Максимович родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Курганской области в многодетной крестьянской семье. У него рано умерла мама и его на воспитание взяла добрая женщина. После окончания семилетней школы Тимофею Максимовичу пришлось много работать. В 1952 году начинается творческая биография Белозёрова. Первый сборник стихов был напечатан в журнале «Алтай». Умер Т.М. Белозёров 15 февраля в 1986 году и похоронен в г.Омске. Ирина Токмакова, говорила, что стихи Белозёрова – это глоток свежего воздуха, пронизанным солнцем, пахнущего цветущим ромашковым полем. До майского ромашкового поля у нас ещё есть время, а вот с апрельским подснежником давайте познакомимся.

Чтение стихотворения учителем. Работа по учебнику стр.53.

- Какое настроение у вас было во время слушания стихотворения?

- Это грустное или весёлое стихотворение?

- Какие слова передают грусть?

Перечитайте стихотворение ещё раз про себя.

- - О чём же это произведение? (об уходе зимы)

- Почему Снегурочка оказалась всем чужая?

- С чем Белозёров сравнивает подснежники? (со слезами Снегурочки)

- Нравится ли вам это сравнение? Специальным приемом пользуется автор, а называется этот приём – олицетворение. Мы можем вместе с автором стихотворения представить себе уходящую зиму как пожилую женщину. Снегурочка – сказочный персонаж.

- Почему плакала Снегурочка?

Ребята, существует красивая легенда о подснежниках: Слайд 10.

Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы-подснежники. Люди увидели, столько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая легенда. А вам она понравилась?

- Рассмотрим, как же выглядит это смелый цветочек? (рассматривание иллюстраций, изображающих подснежники)

- Эти удивительные цветы привлекли внимание не только художников, но и поэтов и композиторов.

- Если мы окажемся в весеннем лесу, станете вы срывать подснежники?

- Почему?

Послушайте стихотворение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

- Мы с вами познакомились с двумя стихотворениями. Какая тема объединяет эти произведения? (Оба стихотворения о весне)

- Одинаковы ли эти произведения по настроению? Сравните их.

- Что вы должны сделать для этого? (Перечитать оба стихотворения) Работа в парах.

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники. Перед вами картина известного художника Архипа Ивановича Куинджи «Ранняя весна» (слайд )


- Какими красками пользуется художник?

- Какое настроение создалось у вас, увидев эту картину?

- Какие признаки весны можно увидеть на репродукции картины? (ясный день, тает снег)

- Какие чувства хотел передать художник?

- Почему автор назвал картину «Ранняя весна».

- Какие строки из прочитанных стихотворений вы поместили бы рядом с этой картиной?

Подведение итогов. Мы сегодня побывали в гостях у весны. Мы имели возможность лишь прикоснуться к литературному искусству, к музыкальному искусству, к изобразительному искусству. Сегодня мы побывали в гостях в волшебном мире искусств.

-Понравилось ли вам в гостях?

- Какой образ весны сложился в вашем представлении?

- Какое лицо у весны?

- Что понравилось? Чему удивились? Что нового открыли для себя?

Оценивание. Ребята, попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке.

- Кто считает, что справился с заданиями самостоятельно на «отлично»- выберите солнышко.

- Кто считает, что справился хорошо, с помощью друзей - месяц.

- Кто считает, что ещё надо поучиться – звёздочку.

Домашнее задание.

  1. Создайте свой образ весны. Подпишите творческую работу подходящими по настроению строчками из прочитанных стихотворений русских писателей.

  2. Выучите наизусть одно из стихотворений (стр.52-53).
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Образ весны в стихотворениях А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова»

Автор: Камалова Илузя Сагитовна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства