Тема: Развитие речи. Сочинение «Чудесный, цветущий май»
Цель урока: Учить составлять рассказ из 7-8 предложений об одном из месяцев весны (май).
Развивать словесно-логическое мышление, устную, связную речь, умение находить слова, которые называют предмет, действие или признак, формировать навык согласования, обогащать словарь по теме «Весна».
Закреплять знания о временах года, о сезонных изменениях в природе.
Воспитывать любознательность, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.
Ход урока:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Отгадайте загадку:
В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
Он смеется - все поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
"Ландыш мой, благоухай!"
- Повелел весёлый ...
-В каком образе вам представился этот месяц? С кем сравнивает его автор? ( Ответы детей)
-Действительно, с малышом, а сейчас эти два слова мы пропишем в тетради.
Минутка чистописания.
Дети пишут в тетради слова «май» «малыш».
-Май - праздник природы. Название месяца - от Майя, а Майя- нимфа гор в Греции, мать, кормилица. Май - месяц цветов и любви, в мае Земля надевает свой лучший наряд. Май - месяц моментальных дождей, лесных сказок и зеленого шума, самый бурный весенний месяц, период подлинного расцвета всего живого.
-Наш сегодняшний урок посвящён этому месяцу. К какому времени года он относится? За каким месяцем следует?
-Какой сегодня день? (Ответы детей)
-Прошла уже первая половина мая. Вспомните, какие праздники мая мы уже отметили? (Ответы детей)
-Сегодня на уроке мы с вами поговорим об изменения в природе, происходящих в мае. А затем сами составим сочинение об этом чудесном месяце.
-Послушайте, как Виталий Бианки в своём произведении «Май» рассказывает об этой поре.
Звучит отрывок аудиозапись В. Бианки «Май»
-А что же происходит с солнцем в этом месяце?
Выступление «Журналистов-Натуралистов»
(Дети работают с презентацией, на которой изображены описываемые ими явления)
- Солнце поднимается всё выше и выше над горизонтом, а раз оно поднимается выше, то дни становятся длиннее и длиннее. Оно посылает на землю свои тёплые лучи, от которых всё вокруг преображается. Лучи солнца греют лицо и руки, заставляют нас снимать одежду. Никогда зимой не бывает такого горячего слепящего солнца. Но майское солнце-жгучее,и несёт с собой опасность. Наша кожа ещё не успела привыкнуть к солнечным лучам. И мы должны об этом помнить и защищать её, а вместе с тем и голову, надевая головные уборы, чтобы не было солнечного удара.
– Как изменилось небо!
Небо теперь голубое, высокое и плывут по нему белые – белые облака. Солнце встаёт в 7 часов утра и заходит около7 часов вечера. На небе весной появляются кучевые облака.
–Кучевые облака становятся тёмными, небо темнеет. Птицы смолкают. В тёплом воздухе наступает тишина. Вдруг начинается ливень, который так нужен растениям, однако это не надолго. Небо быстро проясняется и уже снова сияет солнце, повсюду сверкают ручьи. Громче прежнего поют птицы.
-А как встречают май птицы?
-Май - самое яркое время весны. Волнующий и непредсказуемый прилёт птиц в эту пору.
К концу мая прилетают тропические чечевицы и заполняют пространство нежными переливами. Ее прилет означает: весна закончилась, начинается лето.
Ласточки, соловьи, стрижи – прилетают в конце мая.
И все-таки, главная птица мая - это соловей. Он обычно прилетает между первым и девятым мая. Неприметная рыжеватая птичка с рыхлым оперением, но как поет!
-Что происходит с животными? ( Ответы детей)
– Просыпаются от зимней спячки медведи, ежи, суслики, барсуки. У всех зверей весной линька. Животные меняют свою зимнюю шубу на летнюю. В апреле, мае у многих зверей в лесу рождаются малыши. в конце мая выходят из нор малыши, они активно познают мир.
–Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве.
-Давайте поговорим о насекомых в мае.
-Стало тепло, появилось много насекомых, стало больше корма в лесу, на озёрах, болотах и реках, на лугах летают красивые бабочки, божьи коровки, радуя свое необыкновенной красотой. Вылетели на работу пчёлы- маленькие крылатые труженицы. Кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, самый сладкий, майский мёд.
-В мае сады окончательно пробуждаются от сна и благоухают молодостью и свежестью. Майская листва и трава особенно чисты и сочны. Но, конечно, самое сильно впечатление поздней весны – это цветение кустарников и деревьев. Красота этого явления неизменно вызывает восторг.
Очень многие любят время, когда цветет черемуха. В последнем месяце весны цветут жимолости.
Очень красива и ароматна цветущая сирень,яблоня.
Майское цветение садов – ежегодный, но каждый раз волнующий праздник природы. Это чудо рождения, обаяние молодости, настроение, счастье.
-На протяжении многих веков люди наблюдали за весной, за явлениями происходящими в мае. Складывались пословицы, поговорки. А какую помощь приносят приметы земледельцам, садоводам о том, как вести работу. Дети из группы « Натуралисты» познакомят с некоторыми из них.
Пословицы и поговорки:
-Конечно, май бывает разный:
-Бывает май - и под кустом рай, а бывает и такой май, что коню сена давай, а сам на печь полезай.
-Надейся на май, а дрова припасай.
-Надейся на май, а шубу не бросай.
-Май обманет - в лес уйдёт.
Майские приметы:
-Весенний дождь лишним не бывает. Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
-Даст небо дождь, а земля рожь. Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.
-Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.
-Соловей защёлкал, значит, берёза лист пустила. Соловей запевает, когда может напиться росы с берёзового листа. Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперёд – мокрое.
Выступление «Чтецов»
Михаил Садовский
Зайцы после зимней стужи
Вербе хвостики отдали,
Белый хвостик им не нужен -
Зайцы серенькими стали!
В мае мир глядится новым:
Небо в цвете васильковом,
Переполнились пруды,
Заневестились сады,
Всё цветёт … и нет ответа:
Где весна, а где тут лето?!
Татьяна Керстен
Всё поёт, играет, пляшет,
Наступает месяц май.
Нет его светлей и краше,
Руки к солнцу поднимай!
Ароматными цветами
Вишни зацвели! Встречай –
Вновь пришел любимый нами
Благодатный, теплый МАЙ!
Фёдор Тютчев
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит»
Сергей Есенин
Черемуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила,
А рядом у проталинки в траве между корней
Бежит, струится маленький разговорчивый ручей.
Самуил Маршак
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май, цветами провожая,
Распускается сирень.
Я цветок на лугу сорвала на бегу,
Сорвала, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
-О чём мы должны с вами помнить. Когда захотим сорвать цветок?
-Какие приметы наступившего мая описали авторы в своих произведениях?
-Что объединяет отрывки из произведений и стихи? (радость от наступления весны)
Физминутка:
Подснежник
Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
Выступление «Искуствоведов»
-А вот дети из группы «Искуствоведы» расскажут нам о художниках, которые изображают май красками, и об их картинах.
Выступающие работают с презентацией у доски.
- Эдуард Панов – Заслуженный художник России, известный русский художник живописец. Он родился в 1948 г. в Челябинске на Южном Урале в семье художника Порфирия Панова. Творчество Э.П. Панова неразрывно связано с традициями русского реализма. У него ясный и пластичный живописный язык .Продуманная композиция, точность и чистота рисунка - все эти качества являются сутью его творчества. Э.Панов много работает в жанре натюрморта. С любовью пишет цветы, особенно сирень.
-Чокан Валиханов-Первый художник степи. Мы знаем Чокана-просветителя, но мало кому известен Чокан-художник. Бумага и карандаш всегда с ним – мудрено ли, что он стал и рисовать.
От рисунков карандашом и тушью Чокан перешёл к акварели. До нас дошли две ранние акварели Чокана. На одной изображён джатак – общежитие возле своей юрты, на другой – погонщик верблюдов. Степь ещё не ведала, что такое рисунок на бумаге, акварель, картина, написанная маслом. Степь знала только фрески в мавзолеях, оставшиеся от старых мастеров. Чокан стал первым у своего народа художником. Первые пейзажи степи, набросанные рукой её уроженца, а не приезжим рисовальщиком.
-Какие краски преобладают в написании картины?
-Я сейчас вам включу два музыкальных фрагмента великих композиторов, а вы, прослушав, скажите, какое из них передаёт приход весны?
Дети прослушав, отгадывают весеннюю композицию.
-Что передаёт музыка? Какие бы вы взяли краски, чтобы изобразить цветущую природу? ( Яркие, нежные)
Дети прослушав, отгадывают весеннюю композицию.
-А сейчас под выбранную вами композицию, «Искуствоведы» с помощью цветов на столе, соберут цветущую клумбу.
-Группа «Чтецы» выберут слова,сравнения, наиболее выразительно, красочно передающие признаки мая.
- Группа «Натуралисты» поработают в парах со словами на карточках. Подберут слова, которые называют признаки, действия, предметы, согласовывая их между собой.
-А сейчас, опираясь на ваши опорные схемы, приготовьтесь рассказать нам своё сочинение о весне, (заслушиваются по одному выступлению из группы)
Рефлексия. Дети выбирают цветок, соответствующий его настроению, и пишет свои пожелания или впечатления. Цветы размещают на доске. Создаётся «Цветущая поляна»
Итог урока.
- О каком месяце весны говорили на уроке?
- Какие изменения в природе происходят в мае?
-Что вам особенно понравилось на уроке?