развивать коммуникативные навыки в ходе работы в группах;
развивать познавательную активность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать речь, память, мышление.
Планируемые результаты
Личностные:
-формировать мотивацию к обучению;
- формировать умение высказывать своё мнение
- Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.
Метапредметные:
Познавательные
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное;
- осознавать сущность и значение сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова) как часть русской национальной культуры.
Регулятивные
- формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Коммуникативные
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-осознавать цель своего высказывания;
- строить диалог в паре или группе.
Предметные
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Организация образовательного пространства
Ход урока
1 Речевая разминка. Слайд
1 предложение читают все торжественно
2 предложение – девочки с вопросительной интонацией
3 предложение – мальчики утвердительно
4 предложение – все читают спокойно.
II. Сообщение темы урока.
- Ребята, я хочу вас спросить: Любители вы мечтать? Тогда присоединяйтесь к нам.
- Сегодня мы отправимся назад в будущее. Попробуйте поразмышлять и ответить, как надо попасть назад в будущее в конце урока.
СЛАЙД
-Итак, великие русские писатели перед вами. Но что-то там не так.
(2 ЧЕЛОВЕКА ВЫХОДЯТ К КОМПЬЮТЕРУ И ИСПРАВЛЯЮТ ИМЕНА.
-Давайте хором назовем, как же зовут великих русских писателей.
- Какие цели ставим перед собой
III. Работа над темой урока.
- У каждого человека есть родина. Малая родина, большая родина. То место, где он родился и провел какие-то этапы своей жизни.
- Как вы думаете, для наших писателей важна была малая родина, там, где они жили, трудились? (ответы)
- Что еще добавим к этому вопросу «Как жили, трудились»? (Ответы)
- На доске остались карточки, на которых написаны географические объекты, связанные с этими великими людьми.
- Дима выйдет и выберет географический объект, связанный с Л.Н.Толстым.
- Какое слово зашифровано?
- с каким писателем или поэтом оно связано? (Лермонтов)
- Как? (он жил с бабушкой)
- Хорошо. А теперь обратимся к доске и определимся с другими географическими объектами.
-Называй поэта, писателя и географический объект.
(Пушкин – ссылка в село Михайловское
Толстой – жил Ясная поляна
Крылов – родился Москва
Лермонтов – ссылка на Кавказ)
Работа в группе.
Перед вами на столах лежат файлы. В них портреты писателей, отрывок из биографии, список произведений. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее портрет, список произведений и его биографию.
Каждая группа зачитывает и показывает свою карточку.Проверка по СЛАЙДУ)
1 гор – Крылов
2 гр –Пушкин
3 гр – Лермонтов
4 гр - Толстой
- Скажите, а в каких жанрах работал А.С. Пушкин? И.А. Крылов? Л.Н. Толстой? М.Ю. Лермонтов? А сейчас мы проверим, хорошо ли вы разбираетесь в литературных жанрах.
Работа по карточке.
«Определите, о каком литературном жанре идет речь».
-Определите и запишите. Работаем в паре.
1. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей не прямо, а иносказательно, представляя людей в виде животных или предметов - ________________
2. Небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, особенностью которого является наличие рифмы и ритма - _________________
3. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором есть сюжет, композиция, сгруппированные вокруг отдельного эпизода, характера -______________________
(Проверка через СЛАЙД)
- Сейчас я вам дам послушать произведение, а вы определите, к какому жанру оно относится. СЛАЙД
-И что же это за жанр?
-А как определить басню среди других произведений?
СЛАЙД .На экране карточки: КРЫЛОВ ТОЛСТОЙ
Почему я в этом задании объединила Толстова и Крылова? (Они баснописцы)
- Они писали басни. Один из них в прозе, а другой в стихах.
-Ну что ж посмотрите на доску, надо определить произведение (вызвать ученика)
- Молодцы! А знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками? Сейчас мы поиграем в эту игру.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Игра «Метелица»
IV. Продолжение работы по теме урока.
СЛАЙД.
- Что мы знаем о Пушкине? Давайте ответим на несколько вопросов.
Язык, на котором написано первое стихотворение А.С.Пушкина.
(Французский)
Город, в котором родился поэт.
(Москва)
Любимое время года Пушкина.
(Осень)
Слово, которым старуха бранила старика в «Сказке о золотой рыбке»
(Простофиля)
Как звали любимую няню поэта?
(Арина Родионовна)
(чтение стихов Пушкина)
- А о каком великом поэте говорится, что он не только русский поэт, но и прозаик, драматург, художник? (Лермонтов)
-Кто хочет почитать его стихи? (чтение стихов)
- Помните, в начале урока я вам сказала, что мы отправляемся назад в будущее? Почему назад?
-А почему в будущее? (потому что произведения великих людей живут до сих пор)
Какие бы слова благодарности вы могли передать этим писателям в прошлое. За что хотели бы их поблагодарить, если бы вы написали им письмо?
- А сейчас я бы хотела, чтобы у нас была хотя бы минута чтения. Окунитесь в произведения ваших любимых писателей. Мы посидим в тишине и послушаем, как вы читаете. Откройте учебники повторите еще раз то, что вам понравилось, что вы любите. Останьтесь наедине со своим писателем.
(сам-о читают 1 мин.)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ У ДОСКИ
Рефлексивная деятельность.
Самоанализ и самооценка ученикаСЛАЙД
Сегодня на уроке я:
- научился…………
- было интересно………
- было трудно……….
- мне захотелось……….
- понял, что……….
Домашнее задание
- Напишите письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?