kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Век бед и побед. Развитие России в 20 веке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока окружающего мира по УМК "Перспектива".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Век бед и побед. Развитие России в 20 веке.»

Конспект урока окружающего мира,

проведенного учителем МБОУ «Котельская СОШ»

Кингисеппского района

Щур Еленой Николаевной.

УМК: Перспектива

Предмет: Окружающий мир

Учебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.

Раздел: Путешествие по реке времени.

Место урока в изучаемой теме: 18 урок

Класс:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема урока: «Век бед и побед»

Цель: знакомство с историческими событиями и последующими за ними преобразованиями в 20в.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать представление о развитии промышленности и сельского хозяйства в СССР (1917 – 1937гг).

- формировать представление о развитии науки, техники, образования и культуры в нашей стране (1917 – 1937гг).

- формировать представление об успехах России на Всемирной выставке в Париже в 1937г.

Метапредметные:

- развивать познавательную активность, умение работать с картой, плакатами, дополнительной литературой, интернет ресурсами;

- создавать условия для развития у детей умения ставить перед собой учебную задачу, контролировать ее выполнение;

- развивать у учащихся умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

-формировать сознательное отношение к учебе, самостоятельность, уверенность в своих силах, умение отстаивать свою точку зрения.

Технологии:

- проблемный диалог;

- коммуникативная;

- ИКТ;

- технология развивающего обучения.

Образовательные ресурсы:

автоматизированное место учителя, интерактивная доска, компьютеры для учащихся, презентации, учебники, тетради, листы самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательные ресурсы


1.Организационный момент.

Задача: настроить учащихся на осознание смысла предстоящей учебной деятельности; создать положительную эмоциональную настроенность.

Здравствуйте, ребята.

Мы с вами начинаем урок окружающего мира. Настройтесь, пожалуйста, на продуктивную работу. Проверьте наличие на парте учебника окружающего мира, тетради и листа самооценки. Подпишите их, пожалуйста.

На всех этапах урока вы сможете оценить свою работу и поставить отметки в листы самооценки. В конце урока вы проанализируете свою работу на каждом этапе и сумеете выставить себе комплексную отметку за урок. Дополнительно можно будет получить отметку за полный монологический ответ в ходе урока. Желаю вам успехов.







Учащиеся подписывают листы самооценки.







Листы самооценки

2.Актуализация знаний.

Задача: повторить изученный материал, необходимый для освоения нового знания и умения; выявить имеющиеся затруднения.






























3.Постановка учебной задачи.

Задача: сформулировать и проговорить задачи урока, на которые предстоит найти ответы.

- Ребята, скажите, какой раздел учебника мы с вами продолжаем изучать?

Какую цель мы с вами формулировали к изучению этого раздела?


Ребята, давайте вспомним тему нашего прошлого урока. Как она сформулирована в учебнике?


А как мы с вами ее сформулировали на прошлом уроке?



Правильно. Сейчас мы с вами вспомним эти события. Работаем на оценочных листах. Выполняем задание №1:

  1. Как называлась наша страна в конце 19 начале 20вв?

  2. Как стала называться наша страна с 1922г?

  3. Перечислите известные вам важные исторические события, которые произошли в России в начале 20в.



Проверяем свои ответы по слайдам. Возьмите, пожалуйста, зеленые ручки, проверьте работы и оцените, как вы выполнили домашнее задание.

У кого возникли затруднения по отдельным вопросам, еще раз прочитайте правильный ответ.

Поднимите руки, кто получил отметку 5, кто 4, кто 3.


Мы с вами сейчас повторили важные исторические события, которые произошли в России в начале 20в. Давайте подумаем, чего же хотели добиться люди, совершая революцию.

За что воевали люди друг с другом во время гражданской войны?







Но, как известно, история не стоит на месте. И мы с вами движемся дальше по исторической реке времени. Давайте попробуем предположить тему сегодняшнего урока.







Объедините все ваши предположения и сформулируйте их одним предложением.




А в нашем учебнике тема сегодняшнего урока сформулирована так: «Век бед и побед».



Исходя из обеих формулировок темы урока, давайте попробуем наметить задачи, которые нам необходимо будет решить в ходе сегодняшнего урока.









Молодцы, ребята. Задачи, которые вы сформулировали, я вынесла на слайд, но подкорректировала их. Посмотрите, что изменилось.






Путешествие по реке времени.


Изучение исторического прошлого нашей страны.




В поисках справедливости.



Важные исторические события начала 20в в России.





Российская империя.


Советский союз (СССР).


Первая мировая война.

Октябрьская революция (две революции, смена власти).

Гражданская война.


За пять правильных ответов – отметка 5, за четыре – отметка 4, за три – отметка 3.







Народ хотел мира, справедливости, земли крестьянам.



Каждая из сторон считала, что именно она знает, как построить справедливое общество. Каждый хотел силой навязать другому свою правду.



Дети высказывают предположения:

- исторические события середины 20в;

- экономическое развитие России в начале 20в;

-какую роль сыграли исторические события для нашей страны.



Дальнейшее развитие России в 20в.









1.Узнать об исторических событиях, которые происходили в России после гражданской войны.

2. Узнать, как развивалась промышленность.

3. Познакомиться с развитием сельского хозяйства.

4. Узнать, как развивались культура и искусство.



Плюс ко всему будем рассматривать еще и развитие образования и науки.












Листы самооценки.










Интерактивная доска и листы самооценки.





Слайд с ответами закрываем.


















Интерактивная доска.







Тема урока на слайде презентации.











На слайде:

- Важные исторические события.

- Развитие промышленности.

- Развитие сельского хозяйства.

- Развитие образования, науки, культуры и искусства.

4.Открытие нового знания.

Задача: решить учебные задачи, поставленные на сегодняшний урок.

После разрушительных войн и революций наша страна встала на новый, еще никем не опробованный путь развития. Как проходило становление нашей страны после этих событий, мы с вами можем узнать из текста учебника.

Так как текст в учебнике называется «Век бед и побед», то ваша задача: прочитать 1ый, 2ой и 3ий абзацы, карандашом отметить беды и победы, происходившие в нашей стране в начале 20в.


Пожалуйста, озвучьте, какие беды перечислены в тексте учебника.



Тогда почему тема в учебнике сформулирована «Век бед и побед»?








Этот вопрос пока остается у нас неразрешенным. Переходим к победам. Перечислите их.









Как эта часть текста решает задачи нашего урока?













В нашей стране после гражданской войны появилось новое слово – ЛИКБЕЗ. Знаете ли вы его значение?


Можете воспользоваться интернетом на телефонах или на наших компьютерах и узнать значение этого слова.


До революции 1917г в России почти 90% населения было безграмотным. Но через несколько лет после гражданской войны за парты село практически все население страны. Практически все жители нашей страны от 8 до 50 лет стали учиться читать и писать.

Почему возникла такая необходимость в знаниях?

Обратите внимание на последнее предложение 3его абзаца. Рассмотрите на стр.40 плакат, призывающий к освоению грамоты и к учебе.

А слева от плаката рассмотрите фото 1935г. Какой вывод можно сделать по этой фотографии?





Давайте вернемся к тексту учебника. Прочитайте 4 и 5 абзацы, отметьте беды и победы 20 века.


Какие же беды и победы вы отметили в этих абзацах текста?





Под каким девизом проходила Всемирная выставка?


Как экспонаты Всемирной выставки, о которых вы сейчас прочитали, решают задачи нашего урока?






















Помимо всего этого, на Всемирной выставке в Париже 1937г еще были представлены и получили награды проект многоэтажного дома, гусеничный трактор, художественный фильм «Чапаев», картина художника Герасимова «После дождя», здание дворца культуры в Ленинграде и многое другое.

Давайте вернемся к той теме урока, которую вы сами сформулировали в начале урока.


Какие задачи нам удалось решить, а какие еще не решены?









Вернемся к теме урока, которая сформулирована в учебнике.


Посмотрите, пожалуйста, на даты, которые стоят под фотографиями на страницах 72-74. Что можно заметить?




Прочитайте последний абзац текста, проверьте, правы ли вы в своих предположениях.


Попробуйте предположить тему следующего урока.


Докажите словами из текста.








Дети читают текст, делая пометки карандашами.






Только уже известные нам: мировая и гражданская войны и две революции 1917г.

Дети высказывают предположения:

* возможно, эта информация поятся в следующих абзацах текста;

* может быть, больше не было бед в нашей стране в 20в?


20в – время небывалого развития науки и техники. Развитие строительства, автомобильной и авиационной промышленности, Развитие транспорта и связи, медицины и образования, развитие сельского хозяйства.


Мы узнали, что в 20в в России после войн и революций наступило время небывалого развития науки и техники: стремительно развивались промышленность, сельское хозяйство, образование и наука.






Учащиеся затруднились ответить.



Учащиеся работают в сети интернет, находят значение слова ликбез.






Появилась новая техника, которую сложно было освоить безграмотным людям.


Более 40 народов России обрели свою письменность.



Это пробный рейс московского метро. Всего за 10-12 лет Россия добилась высоких результатов в развитии промышленности.


Учащиеся читают 4-5 абзацы текста.



Из побед можно назвать триумфальное участие России во Всемирной выставке в Париже в 1937г.



«Искусство и техника в современной жизни».


Советский павильон архитектора Б.М.Иофана был удостоен золотой медали и стал эмблемой выставки. Значит, развитие архитектуры и строительства были на высоком уровне.

Панорама «Провод ледоколом «Красин» судов сквозь льды Арктики» доказывает, что шло активное развитие машиностроения, судоходства.

Огромная карта из камней и самоцветов показывает развитие добывающей и ювелирной отраслей, развитие искусства.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В.И.Мухиной - это тоже развитие искусства.











Развитие России в начале 20в.


Мы рассмотрели развитие промышленности, сельского хозяйства, образования, науки, культуры и искусства. Новых исторических событий в России на этом уроке мы не увидели.



Век бед и побед.



По реке времени мы уже движемся к середине 20в.

Значит, приближается время начала Великой Отечественной войны.


Учащиеся читают последний абзац текста.

Да, мы правы.


Великая Отечественная война.


«Оба здания стояли друг против друга, как два противника. Через четыре года символическое противостояние обернется самой кровопролитной войной в истории человечества».




Учебники.




Учебники.































На слайде задачи урока:

- Важные исторические события.

- Развитие промышленности.

- Развитие сельского хозяйства.

- Развитие образования, науки, культуры и искусства.


Интерактивная доска. На слайде слово ликбез.


Телефоны, компьютеры.






На слайде фото школьного класса 30гг, где дети и взрослые рядом сидят за партами.



Учебник.



На слайде фотографии московского метро 1935 г.













На слайдах фото Ледокола «Красин», советского павильона со скульптурной группой, карты из самоцветов.



На слайде задачи урока:

- Важные исторические события.

- Развитие промышленности.

- Развитие сельского хозяйства.

- Развитие образования, науки, культуры и искусства.





На слайде фото экспонатов.





























Учебники.





5.Певичное закрепление.

Задача: проговаривание нового знания.

1ая группа - готовит подробный план текста учебника;

2ая группа – основываясь на презентацию, готовит сообщение о развитии России в начале 20в;

3я группа – основываясь на фотографии из учебника и фото, представленные на ваших компьютерах и сведения из сети Интернет, готовит сообщение о Всемирной выставке в Париже 1937г.

За монологический ответ можно получить отдельную отметку за урок.


Выступают представители от каждой группы.

Учащиеся выбирают себе направление и готовятся к ответу. Работать можно индивидуально, в парах или в малых группах.









Ребята оценивают их выступления, комментируют отметки. Учитель дополняет комментарии.








Учебники и тетради.

Презентации и фото на индивидуальных компьютерах для учащихся.

Сеть Интернет на компьютерах для учащихся, на планшетах и телефонах.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задача: каждый ученик должен для себя выяснить, что он уже усвоил из нового знания.


А сейчас предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по изученному материалу.




Подводим итог самостоятельной работы.

Какие вопросы вызвали затруднение?

Кто получил оценку «5», «4», «3», «2»?

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на листах самооценки. Проверяют работу по эталону, оценивают друг друга в парах.

Листы самооценки.

7. Включение нового знания в систему знаний, их повторение.

Задача: закрепление и использование нового материала вместе с изученным ранее.

Ребята, давайте мы с вами вернемся в год 1861. Какое важное событие в истории России произошло в этом году.


Попробуйте от года 1861 и до 1937 года пройтись по самым важным событиям в истории нашей страны.














Домашнее задание на следующий урок выбираем по желанию:

На «5» -

а)систематизация материала с 1861г по 1937гг в виде таблицы с последующим монологическим выступлением;

б) более подробное раскрытие одной из подтем урока с использованием дополнительной информации с последующим монологическим выступлением;

в) сформулировать в письменной форме задание для ВПР по данной теме урока и подготовить на него ответ.

На «4» -

пересказ по тексту учебника с использованием фото, картинок, презентации.


Император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.


В 1914г началась Первая мировая война, в которой участвовала и Россия.

1917г произошли две революции, смена власти, изменилось название страны.

В 1919г началась Гражданская война.

20в в России – время небывалого развития науки и техники, ликвидация безграмотности.

1937г – ошеломительный успех России на всемирной выставке в Париже.






















Слайд презентации.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Задача: оценка результатов своей деятельности.

Ребята, на отдельных этапах урока вы оценивали свою работу. Отметки вы выставляли на листах самооценки. Оцените, пожалуйста, свою устную работу на уроке. Поставьте себе отметку в соответствующей графе.

А сейчас настало время каждому из вас выставить себе комплексную отметку за весь урок.

Листы самооценки сдаем. Ребята, которые составляли подробный план текста сдают тетради.

Всем спасибо за работу на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу. Несколько учеников комментируют выставленные отметки, аргументируют их.

Листы самооценки.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Век бед и побед. Развитие России в 20 веке.

Автор: Щур Елена Николаевна

Дата: 02.11.2021

Номер свидетельства: 590273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Растим патриотов России" "
    ["seo_title"] => string(23) "rastim-patriotov-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "231406"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442493546"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Интеллектуальная игра «Лидер 21 века» "
    ["seo_title"] => string(41) "intielliektual-naia-ighra-lidier-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "118717"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413219384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Дорога к звёздам. Покорение космоса – слава России "
    ["seo_title"] => string(51) "dorogha-k-zviozdam-pokorieniie-kosmosa-slava-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "128585"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415538397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок кубановедения по теме "Вдохновенный певец России"."
    ["seo_title"] => string(62) "urok-kubanoviedieniia-po-tiemie-vdokhnoviennyi-pieviets-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "103076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402566039"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект внеклассного мероприятия "Народное единство" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-narodnoie-iedinstvo"
    ["file_id"] => string(6) "166473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422964802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства