- О каком времени года говорит поэт в своем стихотворении? (зима)
- Какие слова помогли догадаться вам об этом?
- Посмотрите за окно. Какое сейчас время года?(осень, но зима всегда наступает уже в конце ноября)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ПРИШЛА ЗИМА)
- А что такое зима? (время года)
- Вам нравится зима? За что?
- Глядя на иллюстрации на доске, зима может быть какая?
- Откройте учебник на стр.32-34 и посмотрите на центральную картинку.
-- Определите цели урока: «Чему вы должны научиться на уроке»
- Целью нашего урока является:
1.познакомиться с признаками зимы
2.узнать правила поведения зимних игр.
3.Совместное «открытие» новых знаний.
- Открываем учебники стр. 32-33
- Какой пейзаж вы видите в верхнем углу слева? (осенний)
- Расскажите, почему это осень? (разноцветные листья, листопад)
- Какое время года изображено в центральной части учебника? (зима)
- Докажите, почему зимний? ( стоят деревья, но они уже сбросили листву, с приходом зимы замёрзла вода в реках и озёрах, а землю накрыло снежное одеяло)
ПРИЗНАКИ ЗИМЫ НА ДОСКУ!!!
- Какие краски мы можем наблюдать сейчас в природе с приходом зимы? (белые и чёрные)
ПРИЗНАКИ ЗИМЫ НА ДОСКУ!!!
- Что может быть зимой белым? ( белые облака, белый снег на земле)
- Что чёрное? (стволы деревьев голых, да пятна земли не укрытые снегом)
- Чего уже не слышно зимой? ( крики птичьих стай, кваканье лягушек)
ПРИЗНАКИ ЗИМЫ НА ДОСКУ!!!
- Но что можно услышать зимой? (скрип снега под ногами, разговоры, оставшихся на зимовку птиц)
- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? ( снег состоит из кристалликов воды, поэтому, когда мы раздавливаем, слышен хруст или скрип снега. Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи).
- Сейчас закрыли глаза и мысленно перенеслись в зимний лес.
Звучит зимняя музыка.
- Что видите?
- Что чувствуете?
- Что слышите?
Вывод:
ПО ПРИЗНАКАМ ЗИМЫ!!!
- Что исчезло зимой? (запахи осенних цветов, прелой травы)
- Чем же пахнет воздух зимой ( чистотой и свежестью).
Физкультминутка "Зима"
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
4.Самостоятельное применение знаний.
- Ребята, а вы заметили как одеты дети? (ответы учащихся)
-Давайте посмотрим, как наша помощница Маша собирается на зимнюю прогулку вместе с братом Мишей.
Выбирают одежду для Маши. Тетрадь стр. 24.
Один работает у доски.
Вывод:
- Что следует одеть отправляясь на зимнюю прогулку? ( Отправляясь на прогулку, надо надеть легкую, но теплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, завязать шарф и застегнуть воротник.
- В чём следует играть в снежки? ( Играть в снежки лучше не в перчатках, а в варежках.С них легче стряхнуть снег, и в них теплее).
- Вернувшись домой с прогулки, что нужно сделать? (Вернувшись, домой надо высушить одежду и обувь).
- Когда вы играете на улице, много бегаете и прыгаете. Вам сильно хочется пить. Что делают многие дети? ( едят снег и лёд)
- Послушайте сейчас сказку про Злючку - Грязючку.
«Жила-была Злючка-Грязючка. Очень любила она дым заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, сточные трубы. А еще она любила путешествовать. Нравилось ей плавать по рекам, озерам и морям. Во время этих путешествий Злючка-Грязючка пачкала все, что попадалось на ее пути: растения и животных, воду и камни, даже людей, отдыхающих в этих местах, и белый пушистый снег, который падал на землю, загрязненную Злючкой-Грязючкой.»
- Можно ли есть снег и лёд?
Вывод:нельзя есть снег и лед, даже если очень хочется пить. Замерзшая вода не только холодная, но и недостаточно чистая для питья.
5. Практическая работа №1.
- Давайте проверим ,действительно ли белый снег чистый?
На столе учителя стоят два стаканчика со снегом, который взят у школы и с дороги.
-Что на марле? (Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски).
– Почему нельзя есть снег?
- Что же такое снег, иней и лёд?
- Вывод: снег, иней, и лед – все это различные состояния воды
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
5. Практическая работа №2.
Учебник стр. 32. Опыт с гирькой и стаканом воды.
- Как вы думаете, провалится ли гирька- тяжесть на льду? На каком? (Прогнозы учащихся)
В 1-стакане вода замѐрзла сильно, гирька не провалилась. Во 2- вода замерзла слабо, лѐд хрупкий, гирька провалилась.
- Всегда ли безопасны зимние забавы? (Тонкий лѐд очень хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещѐ слабому льду )
-Что нужно знать и помнить, чтобы не случилось беда?
Вывод:в природных водоемах кататься нельзя. Детям разрешается кататься в специально оборудованных катках.
- А знаете ли вы правила техники безопасности во время зимних забав? Внимательно посмотрите на рисунок в учебнике стр. 32-33. Видите некоторые ребята – любители покататься по тонкому льду.
-Есть еще одна опасность при спуске с гор на лыжах и санках. Назовите правила безопасного спуска с горы.
1. Не съезжать с горки, пока не отошѐл в сторону предыдущий спускающийся.
2. Не задерживаться внизу, когда съехал, а поскорее отползать или откатываться в сторону.
3.Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие.
4. Во избежание травматизма нельзя кататься, стоя на ногах и на корточках.
5.Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие.
6. Во избежание травматизма нельзя кататься, стоя на ногах и на корточках.
7. Кататься только на специально подготовленных трассах со снежной поверхностью.
Возвращение к целям урока.
Рефлексия:
Игра «Я знаю, что…»
У вас впереди целая зима с неповторимой красотой морозных узоров, сказочным убранством деревьев, искристым сиянием белоснежного снега, волшебством новогодних праздников и весёлыми зимними забавами!
- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений.
Палец вверх – полностью поняли материал урока, многому научились.
Палец прямо – материал поняли достаточно хорошо, но считаете, что необходимо ещё позаниматься.
Палец вниз – вы слабо поняли материал, потребуется дополнительное объяснение.