Просмотр содержимого документа
«Васильева Людмила Викторовна»
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Цели:
- вспомнить понятие “однородные члены предложения”
- развивать умение распознавать однородные члены предложения
- закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения
- формировать навыки орфографической зоркости
- прививать интерес к русскому языку
Развитие универсальных учебных действий. (УУД) Осознанное применение обучающимися полученных знаний
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, алгоритма; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре, группе.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ЛичностныеУУД: 1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, наличие учебно-познавательной мотивации.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Встали, подравнялись, начинаем урок русского языка.
-Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.
3. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями.
Стих написан на карточке.
Я хочу вам рассказать сказку.
Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды в его голове родились строки:
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(Михаил Исаковский)
-Каким вы себе представили образ ветра? Кого он нам напоминает?
( Ветер подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. Ветер будто живой- приём олицетворение).
-Верно! А теперь посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста.
- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения
- Какую грамматическую основу вы выписали?
Проверка:
- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
- На какой вопрос они отвечают?
- С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация)
- Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения.)
- Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (чтобы правильно ставить запятые, не допускать ошибок на письме).
4. Постановка цели и задач урока
Тема урока (формулируют) «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Цели урока:
- Что надо знать? (Признаки однородных членов предложения)
- Что надо уметь?
1. Находить однородные члены предложения
2. Расставлять знаки препинания
3.Употреблять в своей речи
Актуализация знаний.
Прежде, чем перейти к следующему этапу работы давайте вспомним всё, что мы уже знаем об однородных членах предложения!
- Ученик выходит, вытягивает вопрос, читает его и отвечает:
1. Однородные члены предложения — это. Продолжите определение и перечислите признаки.
(Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления).
2. Какие члены предложения могут являться однородными?
(Как главные, так и второстепенные (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)
3. Какие способы связи существуют между однородными членами предложения?
(Бессоюзная связь и союзная связь)
4. Какие союзы могут связывать однородные члены предложения?
(Союзы: а, и, а, но, или, да, либо и т. д.)
5. Составь предложение с однородными подлежащими на осеннюю тему и запишите.
- Молодцы, вы справились с этим заданием
6. Динамическая пауза:
- Все встаньте. Я буду сейчас читать предложения с ОЧП и без, а вы, если услышите однородные слова, делаете хлопок, а если нет - топаете.
- Постарайтесь посчитать, сколько предложений с ОЧП я прочитала:
Ласточки, скворцы и соловьи улетают на юг.
Весной они возвращаются на Родину.
Они щебечут, суетятся, а не ленятся.
Птицы строят гнезда.
Появились гнёзда под крышами, на деревьях, в кустах.
Пора выводить птенцов.
Работа по карточке (в паре), записывают по одному предложению.
Растворились в темноте рощи сады поля.
Волны пенились и бились с шумом о набережную.
По склонам гор видны и сосны и ели и клёны.
Зимой солнце светит ярко а не греет.
Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.
Проверка каждого предложения
-Назовите однородные члены предложения
Как связаны однородные члены предложения? ( Союз И, без союза - интонацией перечисления )
-Где нужно поставить запятые?
-Составьте схемы предложений.
7.Закрепление знаний.
Правило
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно! О , О
Если же вдруг появился союз,
то запятая, тогда лишний груз! О и О
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О
А перед союзами “а” и “но”
Долгих сомнений быть не должно.
И не думай впустую –
Ставь скорей запятую…
О, а О
О, но О
- А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. А работать вы будете в группах.
МОЖЕТ БЫТЬ РАБОТА СО СХЕМАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ по рядам!
Для начала устно….
Осень.
Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.
Золотой дождь.
Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру. Листья понеслись по земле. Листья шуршат. Листья скребутся. Листья лопочут. Шумит золотой дождь.
- Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?
Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.
- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.
Осень.
Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга опустели.
Золотой дождь.
Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру и понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Шумит золотой дождь.
- Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи?
Ученик:вывод: Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.
- Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.
- На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч.
7. Итог урока:
- Какая тема обсуждалась на уроке?
Ученик: однородные члены предложения.
- Что нового и интересного узнали?
- Что надо уметь при изучении данной темы?
Ученик: находить в тексте однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи.
- Понравился ли вам урок?
(оценивание ответов детей, раздача жетонов)
- Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!