Конспект урока по внеклассному чтению даёт возможность в увлекательной форме повторить произведения Э. Успенского. Такой урок будет способствовать повышению интереса учащихся к чтению, книге.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В мире Эдуарда Успенского»
Урок внеклассного чтения во 2 классе
Тема: В мире Эдуарда Успенского
Цели: Ознакомление с произведениями Э.Успенского, формирование умения характеризовать героев, расширение читательского кругозора учащихся.
характеристики героев, расширение читательского кругозора учащихся.
Развитие навыков чтения, связной речи, коммуникативных умений, мыслительных операций (анализа, обобщения и логичности рассуждения)
Воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности, чувства ответственности за свои поступки, доброжелательности, отзывчивости, чувства взаимопомощи, уважения к мнению других.
Оборудование: портрет Э. Успенского, книги для составления выставки, иллюстрации к произведениям писателя (в каждой группе по 2), листы для работы в группах, ручки, клей, иллюстрации – паззлы, тексты стихотворения «Разноцветная семейка».
Предварительная работа: Предварительно дети прочитали по выбору отрывки из произведений «Про Веру и Анфису», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Крокодил Гена и его друзья», просмотрели мультфильмы по произведениям Э. Успенского
Ход урока:
I. Организация класса
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Парты расставлены для работы в группах: по две, учащиеся сидят лицом друг к другу (группы по 4 учащихся). В каждой группе – книга со стихотворением «Разноцветная семейка», одно из прозаических произведений Э. Успенского
II. Формулирование задач урока
О произведениях какого писателя мы сегодня будем говорить? С каким первым произведением Э. Успенского вы познакомились? Определите, что мы сегодня узнаем на уроке. Какие знания вы планируете получить?
III Актуализация знаний
1. Знакомство с портретом писателя
2. Знакомство с биографическими данными о писателе (подготовленный ученик)
Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году, прожил 81 год. Эдуард Успенский получил образование в Московском авиационном институте, работал инженером. Сразу стал писать сценарии к мультфильмам, стихотворения для детей. Работал Э.Успенский и телеведущим. Прославился как автор книг для детей о Простоквашино. Эдуард Успенский был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня».
Эдуард Успенский в 2010 году получил премию имени Корнея Чуковского, которую получали лучшие детские писатели, в номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».
IV Игровые упражнения на обобщение знаний о прозаических произведениях
1. Инструктаж к проведению игровых упражнений
В каждом игровом задании группа получает баллы за правильные ответы.
В конце урока подводятся итоги игры, определяются победители.
2. Игра «Мой герой»
За 2 минуты каждая группа должна написать как можно больше героев из разных произведений Э. Успенского (1 герой – 1 балл)
3. Игра «Портрет героя»
По описанию каждая группа записывает имя героя (1 герой – 1 балл)
Немолодой человек, который регулярно приходил к героям по долгу своей службы, помог родителям вновь обрести своего ребенка, за что награждён велосипедом.
Почтальон Печкин
Создание, неизвестное в природе, прибывшее из тропиков в посылке с апельсинами, ставшее другом пресмыкающегося. Создание имеет очень большие круглые уши.
Чебурашка
Обезьянка, попавшая в город, прибыв в порт, где работал папа героини. Обезьянка побывала с героиней везде: в детском саду, в поликлинике.
Анфиса
Немолодая элегантная женщина, обладающая неприятным характером, однако с любящая своё животное и всегда носящая его с собой
Старуха Шапокляк
4. Игра «Паззлы»
Каждая группа получает иллюстрацию к произведению «Дядя Фёдор, пёс и кот», разрезанную по принципу паззла. Дети каждой группы собирают паззл, наклеивают на лист (последняя группа получает 1 балл, предпоследняя 2 балла, и т.д.). Второй частью этого задания является краткая передача содержания эпизода, изображённого на иллюстрации. За эту часть задания группа получает от 1 до 3 баллов.
Образцы паззлов:
5. Игра «Узнай произведение»
За 1 правильно названное произведение – 1 балл
Привёл их домой и говорит:
— Смотрите, какой я для вас сюрприз приготовил.
Бабушка удивляется:
— Если вся мебель в квартире вверх ногами, это сюрприз?
И точно: все табуретки, все столы и даже телевизор — всё вверх ногами поставлено.
«Про Веру и Анфису»
— Нет ли у вас тут домика лишнего пустого? Чтобы там жить можно было.
Старик говорит:
— Да сколько хочешь! У нас за рекой новый дом построили, пятиэтажный, как в городе. Так полдеревни туда переехало. А свои дома оставили. И огороды. И даже кур кое-где. Выбирай себе любой и живи.
И пошли они выбирать. А тут к ним пёс подбегает. Лохматый такой, взъерошенный. Весь в репейниках.
«Дядя Фёдор, пёс и кот»
Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке… крокодилом.
Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна. На его клетке висела табличка с надписью.
Крокодил Гена и его друзья
«Мы за тебя рады, что ты хорошо живёшь. А природу на дрова рубить не надо. Твой хозяин прав.
Посылаем тебе солнце маленькое, домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. Видел у нас. Посылаем и регулятор — делать жарче и холоднее. Если ты что-то забыл, напиши нам, мы всё тебе объясним.»
«Дядя Фёдор, пёс и кот»
6. Презентация книги
Учащиеся каждой группы рассказывают, какую книгу Э. Успенского они посоветовали бы прочитать, объясняют свой выбор. Учащиеся других групп вывешивают на доске иллюстрации к этому произведению. Таким образом, все иллюстрации постепенно оказываются на доске. Правильно показанная иллюстрация – 1 балл. Презентация книги – от 1 до 3 баллов.
V. Работа над стихотворением «Разноцветная семейка».
1. Чтение стихотворения детьми в группах
2. Анализ содержания
Как вы охарактеризуете это стихотворение? Почему мы можем назвать его юмористическим? Как шалили дети - осьминожки? Какими вы бы назвали пап?
3. Составление вопросов для других групп по содержанию
Учащиеся каждой группы составляют свой вопрос к стихотворению, задают его учащимся другой группы.
VI. Рефлексия
Какие знания вы планировали получить в начале урока? Получили вы эти знания или нет? Какое настроение у вас в конце урока? Какое желание появилось после знакомства с новыми произведениями писателя?
Подведение итогов игры - соревнования, награждение победителей раскрасками к произведениям Э. Успенского