kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. Драгунский "Тайное становится явным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. Драгунского «Тайное становится явным»

1.  Марадулина Равия Мидхатовна

2.  МБОУ СОШ «Яктылык» г.о. Самара

3.  Учитель начальных классов

4.  Литературное чтение

5.  3 класс

6.  В. Драгунский «Тайное становится явным», 12 часов 9-10 урок

7.  Базовый учебник:  «Литературное чтение» (В одном счастливом детстве)

     3 кл. : Ч. 2 / Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баллас, 2013

     Тетрадь по литературному чтению. 3 кл. : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  

     М.: Баласс, 2013.

8. Цель урока:

Продолжить знакомство с творчеством В.Драгунского; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои рассуждения цитатами из текста; развивать умение составлять цитатный план; совершенствовать технику чтения; воспитывать уважение к окружающим.

9. Задачи урока:

  • учить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.
  • помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.
  • воспитывать нравственные чувства.
  • расширять читательский опыт учащихся.
  • формировать навыки правильного, выразительного чтения.
  • развивать речь, мышление, память, тренировать наблюдательность.

10. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа

12. Необходимое техническое оборудование:

         Для учителя – учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник,  тетрадь по литературному чтению,  

                            письменные принадлежности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. Драгунский "Тайное становится явным" »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В. Драгунского «Тайное становится явным»

1. Марадулина Равия Мидхатовна

2. МБОУ СОШ «Яктылык» г.о. Самара

3. Учитель начальных классов

4. Литературное чтение

5. 3 класс

6. В. Драгунский «Тайное становится явным», 12 часов 9-10 урок

7. Базовый учебник: «Литературное чтение» (В одном счастливом детстве)

3 кл. : Ч. 2 / Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баллас, 2013

Тетрадь по литературному чтению. 3 кл. : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

М.: Баласс, 2013.

8. Цель урока:

Продолжить знакомство с творчеством В.Драгунского; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои рассуждения цитатами из текста; развивать умение составлять цитатный план; совершенствовать технику чтения; воспитывать уважение к окружающим.

9. Задачи урока:

  • учить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.

  • помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.

  • воспитывать нравственные чувства.

  • расширять читательский опыт учащихся.

  • формировать навыки правильного, выразительного чтения.

  • развивать речь, мышление, память, тренировать наблюдательность.

10. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа

12. Необходимое техническое оборудование:

Для учителя – учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник, тетрадь по литературному чтению,

письменные принадлежности.

13.Структура и ход урока


1. Организационный момент. Психологический настрой

Дети читают хором (слайд2):

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок –

Активно включайся в работу, дружок!

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, что вы готовили к уроку дома? (озаглавливание иллюстраций строчками из текста). (слайд 3)

- Почему, когда папа с Дениской шли домой из цирка, папа молчал и у него было грустное и серьёзное лицо?

- Как по-вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?

  1. Работа по теме урока

Целеполагание.

- Сегодня мы прочитаем другой рассказ В. Драгунского о Дениске.

Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Прочитайте их. (слайд 4)

«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

- Прочитайте про себя;

- Прочитайте медленно вслух;

- Прочитайте с утвердительной интонацией;

-Прочитайте с вопросительной интонацией;

-Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания) (О правде всегда узнают)

- Правда иной раз гнётся, но никогда не ломается и всплывает поверх лжи, как масло — поверх воды. Так ли это? Нам сегодня предстоит разобраться.


  1. Работа с текстом до чтения.

Работа с иллюстрацией стр. 125

- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся называется «Тайное становится явным».(слайд 5)

- Рассмотрите иллюстрацию. Что здесь может быть тайным?

-Что бы вы хотели узнать?

«Хотим узнать» (слайд 6)

- О чём может идти речь в этом произведении?

- Что значит тайное становится явным?

- Чему учит произведение?

В конце урока проверим наши предположения.

Проблемная ситуация. Работа над заголовком: (по щелчку раскрываются понятия)

- Что такое тайна? (дети высказывают мнения) (слайд 7 )

Проверяем по словарю Ожегова.

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. Скрытая причина чего-нибудь.

- Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»? Подбери синонимы.

Тайное - секретный, потайной, скрытый.

Стадия вызова. Составление синквейна со словом тайна (слайд 8)

Тайна

страшная, чужая

скрывают, узнают, рассказывают

Нельзя рассказывать чужие тайны.

Секрет

- Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы.

(Известный, всем доступный, очевидный)

- Что значит тайное становится явным? Как вы понимаете заглавие?

- Прочитайте первый абзац и сравните ваш ответ с авторским.


Прогнозирование.

– О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предложения.)

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

Первичное восприятие текста – (просмотр видеоматериала ).

- Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Работа в тетради.

- Прочитайте пункт плана в тетради (стр. 50, задание №1)

- Какой это план? (цитатный)

- Последовательно ли он составлен?

- Восстановите последовательность событий, пронумеруйте части. (Работа в парах)

Проверьте правильность выполнения задания на слайде.(слайд 9)

  1. Физминутка. (слайд 10)

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

  1. Работа с текстом во время чтения. Беседа после чтения каждой части.

Прочитаем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)

- Что однажды услышал Денис от мамы? (слайд 11)

-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?

- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

- Что же не понял Дениска?

После 2 части: (чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)

- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской? (слайд 12)

- Объясните позицию мамы (Полезно, надо утром кушать каши)

- Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?

- Объясните позицию Дениски (не любит, невкусно)

- Как вообще можно разрешить конфликт (уступить, договориться)

- Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.

После 3 части: («И мама ушла на кухню»)

- Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились) (слайд 13)

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно?

- Докажите словами из текста. (Стр 126, 1 абзац)

Чтение 4 части: (читает подготовленный ученик до слов «Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)

- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится? (слайд 14)

- Автор пишет: "А я остался с кашей наедине."

- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

- Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)

- Дениска рассказывает нам совершенно серьёзно. Почему Вы, в отличие от Дениски смеётесь?



Выборочное чтение по заданию.

- Ребята, сейчас вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена) (слайд 15)

-Почему Дениска потерял сознание? От чего у Дениски возникло такое состояние?

- Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).

- Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).

- Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).

- Почему мама решила, что Дениска съел кашу?

- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?

- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).

- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).

Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)

Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)(слайд 16)

Объясните значение слов "милиционер и пострадавший".

Словарная работа: (по щелчку значение слов) (слайд 17 )

- О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего? Как вы об этом узнали?

Прочитайте как выглядел пострадавший.(слайд )

(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

-А какие чувства испытывал мальчик? Почему вы так считаете?

- А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.

- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

- Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

- А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?

Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)

- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно?

- Какова роль смеха в этом рассказе?

(Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)

7. Работа с текстом после чтения.

Ребята, подумайте, как менялось настроение главных героев.

- Какой вывод сделал для себя Дениска?

- Будет ли с мамой продолжение разговора? (нет)

- Почему? (Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали)

- Почему мама не ругала сына? (мальчик пересилил себя и признался во всём)

-Как признался мальчик? («Тайное всегда становится явным»)

- Сразу ли главный герой понял смысл этого выражения?

- Что помогло Дениске понять смысл выражения « Тайное становится явным»?

- Могла ли эта история произойти в жизни?

Можно ли было рассказ назвать «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?».

8.Практическая работа. (работа в группах. 4 гуппы)

Каждой группе выдаётся задание. (приложение 1)

1. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (раздаточный материал)

2. Подбери цитату из текста. (работа с учебником) Восстановите цепочку событий. (картинный план)

3. Выбери пословицу. (раздаточный материал).

Кроткое слово гнев побеждает.

Сначала думай, а потом делай.

Ветра не удержишь, правды не скроешь.

После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

Выстраивается сюжетная линия рассказа. (картинный план)

9.Обобщающая беседа.

- Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?

Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

-Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь? (поступок, за который стало стыдно)

- Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

- Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?

- Какая проблема волнует автора? ( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

- С каким произведением В.Драгунского мы познакомились?

- Какой урок вы извлекли для себя?

Подходит ли эпиграф к нашему уроку? (слайд 1) Объясните его значение.

(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.)

Автор любит своего героя. Относится к нему с иронией. Улыбается.

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал:( слайд 18)

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

- Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

У В.Драгунского очень много рассказов. Ведь он писал для детей о детях.

10.Рефлексия учебной деятельности. (слайд 19)

Закончите одно из предложений:

Было интересно…

Я понял(а), что…

Меня удивило…

Я сделал(а) вывод, что…

Мне захотелось…

После сегодняшнего урока я….

12.Дифференцированное домашнее задание: (слайд 20)

- Пересказ рассказа по плану.

- Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и прокомментировать её.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В. Драгунский "Тайное становится явным"

Автор: Марадулина Равия Мидхатовна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154357

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "В.Ю.Драгунский "Тайное становится явным" "
    ["seo_title"] => string(43) "v-iu-draghunskii-tainoie-stanovitsia-iavnym"
    ["file_id"] => string(6) "227414"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440701571"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России.Тема :В.Драгунский" Тайное становится явным" "
    ["seo_title"] => string(108) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-umk-shkola-rossii-tiema-v-draghunskii-tainoie-stanovitsia-iavnym"
    ["file_id"] => string(6) "198680"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428430869"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока литературного чтения на тему "В. Драгунский "Тайное становится явным""
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-v-draghunskii-tainoie-stanovitsia-iavnym-1"
    ["file_id"] => string(6) "253432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447597503"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе В. Драгунский "Тайное становится явным" "
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-v-draghunskii-tainoie-stanovitsia-iavnym"
    ["file_id"] => string(6) "154367"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421153747"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "В. Ю. Драгунский "Тайное становится явным""
    ["seo_title"] => string(43) "v_iu_draghunskii_tainoie_stanovitsia_iavnym"
    ["file_id"] => string(6) "439796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511186244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства