Продолжить знакомство с творчеством В.Драгунского; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои рассуждения цитатами из текста; развивать умение составлять цитатный план; совершенствовать технику чтения; воспитывать уважение к окружающим.
9. Задачи урока:
учить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.
помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.
Продолжить знакомство с творчеством В.Драгунского; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои рассуждения цитатами из текста; развивать умение составлять цитатный план; совершенствовать технику чтения; воспитывать уважение к окружающим.
9. Задачи урока:
учить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.
помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.
- Ребята, что вы готовили к уроку дома? (озаглавливание иллюстраций строчками из текста). (слайд 3)
- Почему, когда папа с Дениской шли домой из цирка, папа молчал и у него было грустное и серьёзное лицо?
- Как по-вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?
Работа по теме урока
Целеполагание.
- Сегодня мы прочитаем другой рассказ В. Драгунского о Дениске.
Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Прочитайте их. (слайд 4)
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
- Прочитайте про себя;
- Прочитайте медленно вслух;
- Прочитайте с утвердительной интонацией;
-Прочитайте с вопросительной интонацией;
-Прочитайте с восклицательной интонацией.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания) (О правде всегда узнают)
- Правда иной раз гнётся, но никогда не ломается и всплывает поверх лжи, как масло — поверх воды. Так ли это? Нам сегодня предстоит разобраться.
Работа с текстом до чтения.
Работа с иллюстрацией стр. 125
- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся называется «Тайное становится явным».(слайд 5)
- Рассмотрите иллюстрацию. Что здесь может быть тайным?
-Что бы вы хотели узнать?
«Хотим узнать» (слайд 6)
- О чём может идти речь в этом произведении?
- Что значит тайное становится явным?
- Чему учит произведение?
В конце урока проверим наши предположения.
Проблемная ситуация. Работа над заголовком: (по щелчку раскрываются понятия)
- Что такое тайна? (дети высказывают мнения) (слайд 7 )
Проверяем по словарю Ожегова.
1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;
2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
3. Скрытая причина чего-нибудь.
- Назовите синоним к слову тайна (секрет).
-Что значит «тайное»? Подбери синонимы.
Тайное - секретный, потайной, скрытый.
Стадия вызова.Составление синквейна со словом тайна (слайд 8)
Тайна
страшная, чужая
скрывают, узнают, рассказывают
Нельзя рассказывать чужие тайны.
Секрет
- Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы.
(Известный, всем доступный, очевидный)
- Что значит тайное становится явным? Как вы понимаете заглавие?
- Прочитайте первый абзац и сравните ваш ответ с авторским.
Прогнозирование.
– О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предложения.)
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
Первичное восприятие текста – (просмотр видеоматериала ).
- Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?
Работа в тетради.
- Прочитайте пункт плана в тетради (стр. 50, задание №1)
- Какой это план? (цитатный)
- Последовательно ли он составлен?
- Восстановите последовательность событий, пронумеруйте части. (Работа в парах)
Проверьте правильность выполнения задания на слайде.(слайд 9)
Физминутка. (слайд 10)
Раз – потопали немножко,
2 – похлопали в ладошки,
3 – головкой повертели,
На 4 – тихо сели.
Работа с текстом во время чтения. Беседа после чтения каждой части.
Прочитаем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».
После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)
- Что однажды услышал Денис от мамы? (слайд 11)
-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?
- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
- Что же не понял Дениска?
После 2 части: (чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)
- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской? (слайд 12)
- Объясните позицию мамы (Полезно, надо утром кушать каши)
- Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?
- Объясните позицию Дениски (не любит, невкусно)
- Как вообще можно разрешить конфликт (уступить, договориться)
- Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.
После 3 части: («И мама ушла на кухню»)
- Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились) (слайд 13)
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно?
- Докажите словами из текста. (Стр 126, 1 абзац)
Чтение 4 части: (читает подготовленный ученик до слов «Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)
- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится? (слайд 14)
- Автор пишет: "А я остался с кашей наедине."
- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).
-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)
- Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)
- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)
- Дениска рассказывает нам совершенно серьёзно. Почему Вы, в отличие от Дениски смеётесь?
Выборочное чтение по заданию.
- Ребята, сейчас вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена) (слайд 15)
-Почему Дениска потерял сознание? От чего у Дениски возникло такое состояние?
- Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).
- Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).
- Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).
- Почему мама решила, что Дениска съел кашу?
- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).
Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)
Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)(слайд 16)
Объясните значение слов "милиционер и пострадавший".
Словарная работа: (по щелчку значение слов) (слайд 17 )
- О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего? Как вы об этом узнали?
Прочитайте как выглядел пострадавший.(слайд )
(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).
-А какие чувства испытывал мальчик? Почему вы так считаете?
- А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.
- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).
- Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?
- А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?
Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)
- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно?
- Какова роль смеха в этом рассказе?
(Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)
7. Работа с текстом после чтения.
Ребята, подумайте, как менялось настроение главных героев.
- Какой вывод сделал для себя Дениска?
- Будет ли с мамой продолжение разговора? (нет)
- Почему? (Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали)
- Почему мама не ругала сына? (мальчик пересилил себя и признался во всём)
-Как признался мальчик? («Тайное всегда становится явным»)
- Сразу ли главный герой понял смысл этого выражения?
- Что помогло Дениске понять смысл выражения « Тайное становится явным»?
- Могла ли эта история произойти в жизни?
Можно ли было рассказ назвать «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?».
8.Практическая работа. (работа в группах. 4 гуппы)
Каждой группе выдаётся задание. (приложение 1)
1. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (раздаточный материал)
2. Подбери цитату из текста. (работа с учебником) Восстановите цепочку событий. (картинный план)
3. Выбери пословицу. (раздаточный материал).
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.
Выстраивается сюжетная линия рассказа. (картинный план)
9.Обобщающая беседа.
- Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).
-Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь? (поступок, за который стало стыдно)
- Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?
- Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?
- Какая проблема волнует автора? ( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).
- С каким произведением В.Драгунского мы познакомились?
- Какой урок вы извлекли для себя?
Подходит ли эпиграф к нашему уроку? (слайд 1) Объясните его значение.
(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.
Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.)
Автор любит своего героя. Относится к нему с иронией. Улыбается.
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал:( слайд 18)
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»
- Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
У В.Драгунского очень много рассказов. Ведь он писал для детей о детях.