Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Ребята, на каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно все получится.
Актуализация знаний.
Ваня сливу съесть решил,
А что сделал – утаил.
Отец об этом разузнал.
Поступок Вани явным стал.
-прочитайте четверостишье жужжащим способом
прочитает четверостишье вопросительно
-прочитайте четверостишье жалостливо
- прочитает его быстро
- Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье разными способами и интонациями?
-Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно. Всё зависит от того как вы к этому относитесь, как воспринимаете.
-Вы узнали героя?
-Из какого произведения и кто автор?
- О каком качестве человека идёт речь в этом рассказе?
- Какая пословица подходит к рассказу? Почему?
-Как вы понимаете слово «явным»?
III. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор?
Посмотрите очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы (слайд ), назовите эти буквы (слайд )
Какая фамилия у вас получилась?
(Драгунский) появляется (слайд ) с его фотографией и биографией.
Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о писателе Викторе Драгунском.
Биографию читает учитель (слайд )
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.
- Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.
Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?
(о детях и для детей)
- Откройте содержание учебника, найдите рассказ В.Драгунского «Тайное становиться явным»
- А для рассказа предложение «Тайное становиться явным» чем является?
( заголовком, названием).
- Ребята, любите ли вы тайны?
- подберите слова близкие по значению синонимы к слову «тайна» (секрет)
- иметь тайны хорошо или плохо?
- а что с ними делать?
- какую же тайну скрывает это рассказ? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?
Словарная работа: (посмотрите на экран)
Первое слово - «Грановитая палата» - Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд )
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
Следующее выражение …..
Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным . Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд) про себя
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд )
Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Подберите синонимы к этому слову.
Какие слова мы называем синонимами?
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
И последнее слово язвительный – что это значит? (Слайд )
Злобно-насмешливый, стремящийся досадить
Подберём синонимы:
злой, обидный, резкий, ядовитый, , колкий.
Работа по теме
Первичное чтение. Чтение с остановками.
часть - Чтение учителем до слов «Ложись – ка ты спать!»
- почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»
- вы смогли бы Дениске объяснить эту фразу?
- что же не понял Дениска?(значение слова ЯВНОЕ)
часть – до слов «..я ей давлюсь)
- из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?
ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы (полезно, надо утром кушать каши)
МАЛЬЧИКИ – позицию Дениски ( не любит, невкусно)
- кто прав?
- как вообще можно разрешить конфликт ( уступить, договориться)
- как решили конфликт мама и Дениска (договорились)
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3 часть. – «Вернулся и сел за стол»
- как поступил Дениска?
- Автор на чей стороне?
- в каких словах автора выражается сочувствие?
- в каких словах оправдывает своего героя? ( я, наверное, потерял сознание)
4 часть
До конца
- СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ НАСТРОЕНИЯ ( в парах)
Как менялось настроение мамы?( веселая, гнев, печаль, огорчение)
Как менялось настроение Дениски? ( довольный, страх, стыдно)
- какой вывод сделал для себя Дениска?
- будет ли с мамой продолжение разговора? (нет)
- почему? (т.к. каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали)
- Что заставило Дениску сделать такой вывод? (ПЕРЕЧИТАТЬ описание дяденьки)
Закрепление прочитанного.
СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.
В.Драгунский «Тайное становится явным»
1.
Имя существительное, выраженное одним словом.
ДЕНИСКА
2.
Описание темы именами прилагательными
3
Описание действия
4
Фраза, выражающая отношение автора к теме.
5
Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы
- ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации?
- как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?
- по вашему мнению, какими качествами должен обладать человек, чтобы понять неправильность своих поступков.
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»
- читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
Итог
.- какое настроение у вас вызывало прочтение рассказа?
- какого характера этот рассказ (юмористический)
- О чем заставляет задуматься нас автор? Какая проблема его волнует?
( взаимоотношение детей и родителей, воспитание детей)
Рефлексия.
На этом уроке я похвалил бы себя за……..
- Мне было сложно…………
- После урока мне захотелось……..
X. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение
- в тетради с.83 восстановить последовательность событий.