2 | Введение в тему. | - Как называется страна, в которой мы живём? - Какое дерево считается символом России? Слайд №1 Слайд №2 Прослушивание и исполнение песни «Во поле берёза стояла» - Кому известна эта песня? - Что вам известно об авторе этой песни? - Многие поколения считают эту песню русской народной. Однако, её автор известен: студент Казанского университета Ибрагимов. - Какая эта песня по характеру? - Под такие песни на Руси водили хороводы. - Вслушайтесь ещё раз в слова, звуки песни. Что делает стихи песни нежными, ласковыми? | берёза Плавная, задушевная Мягкие согласные звуки, особенно (ль) | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
3 | Формирование новых знаний. 1. Упражнение в чтении и слушании звуков | 1. Слайд №3 Букварь с. 84 - Прочитать слоги, в которых есть мягкий согласный звук. - Что указывает на мягкость согласного звука в слогах? 2. Слайд №4 - Укажите место этих букв в алфавите. - Почему эти буквы считают особенными? 3. Знакомство с жанром колыбельной песни. а) - Почему такие песни называют колыбельными? - Что такое колыбель? Слайд №5 - Для чего поют колыбельные песни? - Как они поются? б) Звуковой анализ. - Найти и прочитать слова, в которых есть буква ю или я. - Понаблюдаем за «работой» этих букв. Интерактивная доска – для 2-х учащихся, остальные работают с цветными веерами. Формулировка вывода о роли букв ю, я. - В каком из этих слов звуков больше, чем букв? Почему? - Что интересного можно сказать про букву ю? | Самостоятельно читают слоги Гласные буквы я, ю. Могут обозначать один или два звука. Самостоятельное чтение колыбельной в учебнике. Детская качающаяся кроватка, люлька. Тихо, медленно, ласково, нежно, спокойно Прослушивание колыбельной Чтение отрывка из колыбельной вслух. Звуко – буквенный анализ слов баю, Ванюша. | Познавательные: выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 | Первичное закрепление | 1. Углубление знания детей о русских народных песнях и сказках. Знакомство с текстом песни о Бурёнке. Слайд №6 - Раньше на Руси многие коровы имели рыжевато – коричневый (бурый) окрас. Поэтому очень часто коров называли Бурёнушками. - Сравните слова Бурёнка и Бурёнушка. (по слайду) - Какое из них звучит более ласково? - Найдите в тексте другие ласковые слова. - Докажите, что человек, поющий эту песню, любит свою Бурёнку. 2. Знакомство с другими жанрами устного народного творчества. Слайд №7 - Русский народ сочинял не только песни, но и сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Всё это мы называем устным народным творчеством (фольклором). - Объясните, что значит, устное? - Вспомните русские народные сказки. Как звучат в них имена героев? - животных тоже старались называть ласково (медведюшка – батюшка лисонька – лиса заинька, зайчик, зайчишка, трусишка мышка - норушка ) 3. Чтение отрывка в учебнике. - Из какой сказки отрывок? Слайд №8 - Продолжить слова этой песни. - Назовите ласковые слова. - Попробуйте прочитать эти слова иначе (не ласково) - Почему Лиса поёт не эти слова, а ласковые? Может быть, она очень любит Петушка и хочет его угостить? Вывод: Не всегда можно доверять ласковым речам. Беседа по охране здоровья. 4. Слайд №9 Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам - Из каких сказок иллюстрации? Попробуйте их назвать, не используя ласковые слова. - Какие слова вам нравятся больше? - А вы сами часто используете ласковые слова? Какие? К кому они обращены? - А как вы называете своих родителей? Друзей? Близких? - А как бы вам хотелось, чтобы вас называли? - Как в старину называли отца и мать? 5. Работа в ТПО, с. 39. 1. Индивидуальная работа. 2. Групповая работа. | Самостоятельное чтение отрывка. Ответы детей Алёнушка, Иванушка, Настенька, Машенька. Петушок – золотой гребешок Ответы детей Репа, Сестра Алёна и брат Иван, курица Ряба. 1. Определение количества звуков и букв в словах. 2. Игра «Набери 10 очков» по вариантам (1в., №2: лес, лён, лёд) (2в., №3: особо отметитьимена с двумя буквами – Люся, Юля, Юлия) | Личностные: рассказывать о своём восприятии и своём отношении к народным песням и сказкам. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция. Познавательные: познакомиться с новым понятием. Коммуникативные: осторожность при общении с незнакомыми людьми, взаимоотношения с близкими, родными и друзьями |