Просмотр содержимого документа
«Успехи и проблемы обучения в начальной школе»
Проблемное обучение в начальной школе.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением.
Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности обучающихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного или коллективного решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
-создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;
-повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
-применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока.1.Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.
2.Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.
3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
4.Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.
5.Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.
6. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения.
Примерная структура проблемного урока.
1.Организационный момент :
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний:
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы:
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» обучающимися нового знания :
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление :
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка обучающимися своей работы.
7. Повторение :
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия :
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка обучающимися собственной деятельности
Правила создания проблемных ситуаций.
Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.
Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают обучающиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
Литература.
Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу Л.1973.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.
Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения. / Начальная школа. – 2002. - № 2 .
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск» 2000.