Ребята! Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи. Работать будем в группах. Давайте повторим правила (слайд 1)
- уважать мнение товарища;
- не обижать и не обижаться;
- быть внимательным;
- соблюдать тишину;
- слушать и слышать друг друга;
- участвовать всем.
Ребята! Вы образовали 4 группы. Назовите свои группы. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Тема: Что нужно растениям для жизни?
Учитель: Назовите и запишите на листах, какие условия необходимы для жизни растений. Составление ассоциативной карты.
Презентация работ. Физминутка для глаз.
– Составьте в группах короткое рассуждение – доказательство, что это условие необходимо для жизни растений. Приложение 2. Чтение текста учебника. Презентация проектов. Оценивание в группе.
Физминутка « Бурундуки».
Игра «Да – нет»
К живой природе относятся земля, воздух, горы. (-)
Живая природа это растения, животные. (+)
Сосна, дуб, ель – это кустарники. (-)
Без воды не могут жить растения.(+)
Часть дерева, которая находится в почве, это корень (+)
Для жизни растений необходимы только тепло и свет.(-)
Растения дышат воздухом.(+)
Почва питает растения.(+)
Питательные вещества растения получают от солнца.(-)
Растения делятся на 3 группы.(+)
Проверка . Оценивание в группе.
Написать пятистишие к слову « растения».
Рефлексия.
На доске вы видите изображения солнышка, солнца с тучкой и тучки.
Все кто в течение урока испытывал радость общения, уверенность в своих силах – поместите свой стикер на солнышко.
Те, кому было плохо, грустно или скучно на уроке – поместите свой стикер на картинку солнца с тучкой.
А те ребята, кто не уверен в своих силах, кому надо еще раз ознакомиться с материалом – на картинку с тучкой.
Лидер дает оценку группе.
Домашнее задание. Подобрать стихотворение о природе и выразительно прочитать (для слабомотивированных). Подобрать и выучить (для высокомотивированных).
Спасибо за урок!
Приложение 1.
Тесты по проверке домашнего задания:
Хороший урожай ждет того, кто:
а) хорошо спит
б) много ест
в) ухаживает за растениями
г) долго думает
2. Плоды появляются, когда:
а) сойдет первый снег
б) появится листок
в) дети придут в сад
г) растение отцветет
3. Плоды бывают:
а) сухие и сочные
б) сухие и мокрые
в) мокрые и высохшие
г) сочные и сладкие
4. Назовите группы растений: а)___________, _б)___________ , в)_____________
Приложение 2.
Для группы № 1
Как растения получают воду? Что произойдет , если растение лишить воды?
Ответ: Растения получают воду через корни. Если растение получает воду, оно будет расти, а если его оставить без воды – засохнет.
Для группы № 2
Как растения получают воздух?
Ответ: Листья поглощают из воздуха углекислый газ , который выдыхают люди и животные, а вместо него выделяют кислород. Так растения дышат.
Корень находится в почве. Ему тоже нужен воздух. Поэтому важно, чтобы почва была рыхлой, и в нее поступал воздух.
Для группы № 3
Как растения получают питательные вещества?
Ответ: Чтобы растение росло , ему нужны питательные вещества. Питательные вещества находятся в почве. Растения получают их через корни вместе с водой.
Для группы № 4
Что происходит с растениями осенью?
Ответ: Осенью солнце все чаще прячется за тучами. Его лучи не дают того количества света и тепла. Без тепла питание растений замедляется. Листья становятся желтыми, красными, а затем опадают.
Рефлексивный отчет к уроку познания мира по теме: Условия необходимые для жизни растений.
На уроке решались следующие задачи: Образовательные: ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, воздух, тепло, почва;
Развивающие: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь всех его этапов через организацию мотивации в начале урока, создание игровой ситуации для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая индивидуальную работу и групповую работу. После организационного момента, создания коллаборативной среды, провела деление на группы. Делились на группы по карточкам: свет, тепло, влага , воздух. Повторили правила работы в группах. По названиям созданных групп предложила определить тему урока. Была сложность в формулировке темы. При создании ассоциативной карты старались назвать условия, необходимые для жизни растений. Навыки работы в группах развиваю в детях с 1 класса. При составлении рассуждения – доказательства ребята продемонстрировали умение работать в группе. Оценивание провели лидеры групп. Игра « Да – нет» позволила определить уровень полученных знаний. Оценки выставлялись ребятами в таблицу оценочного листа. Оценки объективные. При написании пятистишия не все учащиеся справились с заданием. Планирую дальнейшую работу над словарным запасом. Рефлексия помогла определить результат работы каждого ученика. Домашнее задание ребята получили на карточках :для слабомотивированных и высокомотивированных. Работая в группах, смогли включиться в работу как учащиеся с высоким уровнем развития, так и «слабые» дети. На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний). Применение ИКТ на этом уроке, показало, что наглядное видение облегчает понимание, активизирует мыслительную деятельность, повышает внутреннюю и внешнюю мотивацию. Применение модулей обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик , самоконтроль, ученик – учитель . План урока выполнен : урок образовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг.