Урок в 3 А классе по теме "Я и конституция моей страны"
Урок в 3 А классе по теме "Я и конституция моей страны"
Файл представляет собой конспект урока для учащихся 2-3 классов. Урок может быть проведён по предмету "окружающий мир" или "литературное чтение", а так же как классный час. В ходе урока учащиеся знакомятся с государственными символами России, основными законами Российской Федерации, которые записаны в Конституции. Они в игровой форме пробуют применить Конституцию к героям народных сказок, вспоминают стихотворения и песни о Родине. У учеников воспитывается любовь к Родине, развиваются мышление, внимание, память и речь. Рекомендуется использование ауди и видео материалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
У всего своё начало: У домов, у кораблей, У дороги – от причала Через тридевять морей. У хлебов – в полях раздольных, У комбайна, у станка – Всё идет от двери школьной И от первого звонка.
- Дорогие ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня первое сентября – День Знаний.
Ребята, в русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.
Уч-ся: Мама, друг, школа.
Учитель:
Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Кроссворд открывается на слайде)
1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
2. О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (Осина)
3. Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Вежливое слово. (Спасибо)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)
6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)
- Какое слово получилось по вертикали?
Уч-ся: Родина.
Ученик 1.
Слышишь песенку ручья? Это – Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это – Родина твоя. Школа, где твои друзья, - Это – Родина твоя. Руки матери твоей, Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина.
Есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.
(Отечество, Родина, Россия)
А как вы, ребята, понимаете слово « Родина»?
А почему Родину еще называют и Отечеством, Матушкой?
( Потому что мама кормит, оберегает нас, Отечеством - потому что здесь родились и выросли наши отцы, деды.)
Как вы думаете, ребята, чему посвящён наш классный час?
-Молодцы! Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире
Россия многонациональное государство. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. В России проживают больше 100 национальностей и народностей. Население страны составляет более 150 миллионов человек. (Вывешивается плакат с изображением людей разных национальностей.)
Наше государство называется Российской Федерацией.
«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей. - 12 декабря наша Родина отмечает День Конституции.
Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны
судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и что нельзя?
- Что они обязаны и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах
между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство,
кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.
- Когда и как была принята Конституция РФ?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. (Слайд 1)
Что сказано в нашей Конституции?
В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.
Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Игра «Кто нарушил право?»
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, , Иван-дурак из сказки «По щучьему велению»)
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)
4.Кто нарушил право колобка на жизнь, непрокосновенность?
5. Кто нарушил право на свободу и держал петушка у себя дома?
(Лиса)
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка», дед из сказки « Вершки и корешки»)
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и
обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у ваших родителей?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
А где прописаны эти обязанности? (В Уставе школы)
- А кто является самым главным человеком нашей страны?
Самым главным человеком, главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной. (Слайд 3)
- Как зовут президента нашей страны?
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России.
Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей
— члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.
А это слова, которые обязан произнести Президент:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность
Знакомство с государственными символами.
Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Ученик.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Герб
Учитель. Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. (Показывается монета). Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?
Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.
Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него копьё, которое сражает дракона. Дракон – это символ зла. Он повержен героем.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Флаг
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.
Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя».
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.
Гимн
Учитель: - А знаете, с чего начинается Конституция?
- На первой странице Конституции – гимн нашей страны.
Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
- А как нужно слушать гимны?
- Прослушаем гимн нашей страны
- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь
- При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Игра «Собери пословицу».
Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и
поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Итог.
Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
- А право? (Бесплатно учиться.)
Мы сегодня многое узнали про Конституцию.
Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции.
Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего класса.
Ответы детей.
Рефлексия.
- Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
Учитель. Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая»! Её мы бережем, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.
- Ребята, большое вам спасибо. А сейчас мы все вместе организованно выйдем во двор нашей школы и по моей команде на счёт «Раз, два, три, шарик наш, лети!» одновременно отпустим шарик. И все ваши желания обязательно исполнятся!
Ребята во дворе школы загадывают желания и отпускают в небо шары - белые, синие и красные.