kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии в 3 классе "Русская изба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 3 классе "Русская изба"»

Урок по технологии 3 класс

Учитель технологии Селина Е. В. МБОУ Верхнекужебарская СОШ



Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять детали экстерьера русской избы по инструкционной карте; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций и (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе, качественно выполнять работу в целом.


Личностные: формируем:

- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- уважительное отношение к культуре народного искусства;

- умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные:

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

- формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.


Коммуникативные УУД:

- формируем умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.


Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.







урок технологии 3 класс по теме «Русская изба» (путешествие в прошлое).


1.Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! (звучит музыка, учитель читает стихотворение)


За далекими морями,

Да бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.


Учитель:

- Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети:

- О русском доме, избе.

Учитель:

- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров.

- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!



2. Актуализация знаний

-Ребята, в народе так говорят: «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, в каких краях ты живешь». Согласны ли вы с этим утверждением?

- Знаете ли вы, как называлось наше государство в далёкие времена? Древняя Русь

- А край, в котором мы живём? Красноярский

-Действительно, внешний вид и устройство жилища всегда зависят от культуры и традиций народа, от природных условий проживания.

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?


-Чем отличаются дома жителей севера и юга России?


Послушайте выступления ребят:


Надя: Археологические раскопки показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки).


Ксюша: На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к другим строительным материалам. Поэтому на юге до до XIV—XV веков массовым народным жилищем была полуземлянка на 1 м врытая в грунт. А вот на севере, очень рано появился наземный дом с полом, приподнятым над землёй.


Паша: К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, потому что одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу.


Дима: Для строительства домов выбирались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым.


Паша: Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом".


Кирилл: Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух.



Объясните, как вы понимаете выражение «рубили избу»? Свои предположения проверьте, прочитав текст на с. 56 учебника.


Рубили избу - Строили избу из деревянных бревен. Отсюда и название «деревня».

-А как же строили такую избу? Ведь одному человеку это было не под силу! Как вы думаете, ребята?

  • А строили её так: было на Руси правило «Свое дело отложи, а другу своему помоги» . Шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу», т.е. строить, а строили ее топорами, без единого гвоздя.


3. Этап объяснения нового материала.

Презентация «Русская изба»

Слайды

- Рассмотрите динамическую таблицу фасада избы. Фасад четко разделен на 2 геометрических объема - сруб и кровлю. ВДОЛЬ СРУБА в ряд окошечки стоят и на нас резьбой глядят.

Орнаментальное украшение фасада завершается узором лобовой доски (в деревянном зодчестве украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы).


Слайды

Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву.

Известный советский искусствовед И.Э. Грабарь говорил, что избы, покрытые резьбой невелики по размерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с дворцами.


Украшение служило не только для красоты, но и необходимостью закрыть щели в стенах дома. Так между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, Наличники – это и украшение дома и его оберег.

Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки.

Слайд 9

Верхняя часть фасада имеет треугольную форму-фронтон. Центр фронтона выделяет окно светелки, окруженное богатым наличником.

Слайд 10

- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень. Как оно называется? (Дети: - КОНЕК КРЫШИ )


Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур, которые являлись оберегом от дурного глаза всех живущих в доме.


4.Включение нового знания в систему заданий

-Красива русская изба! Древние избы можно увидеть в музеях Русского деревянного зодчества в г. Костроме, в Суздале, Нижнем Новгороде.

- Ребята а вы знаете есть ли в Красноярском крае такие музеи? (Ближайший к нам есть в с. Шушенском.)


-Сегодня мы с вами будем мастера-строители. Предлагаю вам построить макет традиционной русской избы из гофрокартона, применив инструкционную карту.

Учитель: Из каких частей будет состоять изделие?

Ученик: Фундамент - это основа дома. Стены (фасад) - это сам дом, где живут люди. Крыша, которая бережёт от непогоды.


Прежде чем приступить к работе подумаем какие инструменты нам понадобятся и повторим правила техники безопасности при работе с инструментами.


Дети: - Нам необходимы инструменты: ножницы, карандаш, канцелярский нож, линейка,. Для склеивания деталей из картона нам необходим клей и кисть для клея.

-

Учитель: – Как сгибать картон, что бы он не ломался?

Ученики предлагают свои решения.

Учитель: Что обозначают линии чертежа?

У ч е н и к: Толстая линия - линия реза, прямая и две точки - линия сгиба, наклонные линии - место нанесения клея.

-Сначала читаем внимательно инструкционную карту и поэтапно создаём свой дом.


В середине урока-на 20 минуте- физминутка для пальчиков и ладоней.


5.Рефлексия учебной деятельности на уроке

При самоанализе работ отмечаем соблюдение аккуратность и правильность склеивания деталей.

Учитель:

- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев. Вы поняли, что конструировать и создавать дом сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

- Как вы понимаете русскую пословицу: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит»? Посмотрите на свою работу. Приятно себя ощущать мастером?

- С каким искусством вы познакомились на нашем уроке – путешествии? (строительство дома)

- Почему на юге России делали мазанки, а не строили деревянные дома?

- Составьте синквейн на тему Деревянный дом.

Деревянный дом

Красивый, родной, крепкий

Согревает, украшает, оберегает, защищает

Тепло и уют семейного очага.

(Или: Мой дом – моя крепость.)

- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при строительстве своего дома. Что мы сегодня не успели выполнить? (выполнить ставни с окнами, украсить сам дом)

- Правильно.

На следующем уроке мы постараемся украсить ваши дома.


Домашняя работа по технологии:

1. Спросить у родителей - нет ли дома (в память о родных) предметов русской старины или фотографий 19 - начала 20 вв. русских изб? Подумать какие наличники можно нарисовать для своего дома. Это может быть эскиз, рисунок.


Эскиз – это


Можно обратиться к иллюстрациям Ю. А. Васнецова http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/2930200/


Литература и интернет-ресурсы

1.Наличники-фото Филлиповой Е.

http://www.shushara.ru/windows/photo.php?ID=306

2. О рельефной резьбе http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st008.shtml

http://domrezba.narod.ru/les01.html

3.Стихи автора Капраловой М.В. http://art.forblabla.com/blog/45366674084/Russkaya-derevyannaya-izba---Dobryim-lyudyam-na-zaglyadene

4.Наличники-раскраски

http://nalichniki.com/raskraski_detyam/

5.Деревянная сказка Урала статья

http://www.1723.ru/read/dai-obl/d-obl-6.htm

6.Учебники:

Лутцева Е. Технология, 3 класс, М: «Вентана-Граф» 2012,

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок технологии в 3 классе "Русская изба"

Автор: Селина Елена Владимировна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси» "
    ["seo_title"] => string(127) "intieghrirovannyi-urok-tiekhnologhiia-muzyka-v-7-klassie-noiabr-skii-obraz-v-p-iesie-p-i-chaikovskogho-kukly-obierieghi-na-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "147611"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419436816"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "методическая разработка урока ИЗО 5 класс ФГОС ООО по теме: Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-izo-5-klass-fgos-ooo-po-tiemie-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "230526"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442164024"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Знакомство с русским народным промыслом- хохломской росписью"
    ["seo_title"] => string(55) "znakomstvosrusskimnarodnympromyslomkhokhlomskoirospisiu"
    ["file_id"] => string(6) "261950"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449233025"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок изобразительного искусства "Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-eskiz-ornamienta-po-motivam-vyshivki-russkogho-narodnogho-kostiuma"
    ["file_id"] => string(6) "124661"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414761398"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект сетевого урока "Кухня и ее оборудование. Уход за кухонной утварью" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-sietievogho-uroka-kukhnia-i-ieie-oborudovaniie-ukhod-za-kukhonnoi-utvar-iu"
    ["file_id"] => string(6) "120071"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413608173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства