Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 3 классе "Русская изба"»
Урок по технологии 3 класс
Учитель технологии Селина Е. В. МБОУ Верхнекужебарская СОШ
Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять детали экстерьера русской избы по инструкционной карте; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций и (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе, качественно выполнять работу в целом.
Личностные: формируем:
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- уважительное отношение к культуре народного искусства;
- умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
- формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети:
- О русском доме, избе.
Учитель:
- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров.
- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
2. Актуализация знаний
-Ребята, в народе так говорят: «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, в каких краях ты живешь». Согласны ли вы с этим утверждением?
- Знаете ли вы, как называлось наше государство в далёкие времена? Древняя Русь
- А край, в котором мы живём? Красноярский
-Действительно, внешний вид и устройство жилища всегда зависят от культуры и традиций народа, от природных условий проживания.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?
-Чем отличаются дома жителей севера и юга России?
Послушайте выступления ребят:
Надя: Археологические раскопки показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки).
Ксюша: На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к другим строительным материалам. Поэтому на юге до до XIV—XV веков массовым народным жилищем была полуземлянка на 1 м врытая в грунт. А вот на севере, очень рано появился наземный дом с полом, приподнятым над землёй.
Паша: К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, потому что одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу.
Дима: Для строительства домов выбирались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым.
Паша: Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом".
Кирилл: Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух.
Объясните, как вы понимаете выражение «рубили избу»? Свои предположения проверьте, прочитав текст на с. 56 учебника.
Рубили избу - Строили избу из деревянных бревен. Отсюда и название «деревня».
-А как же строили такую избу? Ведь одному человеку это было не под силу! Как вы думаете, ребята?
А строили её так: было на Руси правило «Свое дело отложи, а другу своему помоги» . Шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубитьизбу», т.е. строить, а строили ее топорами, без единого гвоздя.
3. Этап объяснения нового материала.
Презентация «Русская изба»
Слайды
- Рассмотрите динамическую таблицу фасада избы. Фасад четко разделен на 2 геометрических объема - сруб и кровлю. ВДОЛЬ СРУБАв ряд окошечки стоят и на нас резьбой глядят.
Орнаментальное украшение фасада завершается узором лобовой доски (в деревянном зодчестве украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы).
Слайды
Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву.
Известный советский искусствовед И.Э. Грабарь говорил, что избы, покрытые резьбой невелики по размерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с дворцами.
Украшение служило не только для красоты, но и необходимостью закрыть щели в стенах дома. Так между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, Наличники – это и украшение дома и его оберег.
Верхняя часть фасада имеет треугольную форму-фронтон. Центр фронтонавыделяет окно светелки, окруженное богатым наличником.
Слайд 10
- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень. Как оно называется? (Дети: - КОНЕК КРЫШИ )
Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур, которые являлись оберегом от дурного глаза всех живущих в доме.
4.Включение нового знания в систему заданий
-Красива русская изба! Древние избы можно увидеть в музеях Русского деревянного зодчества в г. Костроме, в Суздале, Нижнем Новгороде.
- Ребята а вы знаете есть ли в Красноярском крае такие музеи? (Ближайший к нам есть в с. Шушенском.)
-Сегодня мы с вами будем мастера-строители. Предлагаю вам построить макет традиционной русской избы из гофрокартона, применив инструкционную карту.
Учитель: Из каких частей будет состоять изделие?
Ученик: Фундамент - это основа дома. Стены (фасад) - это сам дом, где живут люди. Крыша, которая бережёт от непогоды.
Прежде чем приступить к работе подумаем какие инструменты нам понадобятся и повторим правила техники безопасности при работе с инструментами.
Дети: - Нам необходимы инструменты: ножницы, карандаш, канцелярский нож, линейка,. Для склеивания деталей из картона нам необходим клей и кисть для клея.
-
Учитель: – Как сгибать картон, что бы он не ломался?
Ученики предлагают свои решения.
Учитель: Что обозначают линии чертежа?
У ч е н и к: Толстая линия - линия реза, прямая и две точки - линия сгиба, наклонные линии - место нанесения клея.
-Сначала читаем внимательно инструкционную карту и поэтапно создаём свой дом.
В середине урока-на 20 минуте- физминутка для пальчиков и ладоней.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке
При самоанализе работ отмечаем соблюдение аккуратность и правильность склеивания деталей.
Учитель:
- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев. Вы поняли, что конструировать и создавать дом сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
- Как вы понимаете русскую пословицу: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит»? Посмотрите на свою работу. Приятно себя ощущать мастером?
- С каким искусством вы познакомились на нашем уроке – путешествии? (строительство дома)
- Почему на юге России делали мазанки, а не строили деревянные дома?
- Составьте синквейн на тему Деревянный дом.
Деревянный дом
Красивый, родной, крепкий
Согревает, украшает, оберегает, защищает
Тепло и уют семейного очага.
(Или: Мой дом – моя крепость.)
- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при строительстве своего дома. Что мы сегодня не успели выполнить? (выполнить ставни с окнами, украсить сам дом)
- Правильно.
На следующем уроке мы постараемся украсить ваши дома.
Домашняя работа по технологии:
1. Спросить у родителей - нет ли дома (в память о родных) предметов русской старины или фотографий 19 - начала 20 вв. русских изб? Подумать какие наличники можно нарисовать для своего дома. Это может быть эскиз, рисунок.
Эскиз – это
Можно обратиться к иллюстрациям Ю. А. Васнецова http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/2930200/
Литература и интернет-ресурсы
1.Наличники-фото Филлиповой Е.
http://www.shushara.ru/windows/photo.php?ID=306
2. О рельефной резьбе http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st008.shtml
http://domrezba.narod.ru/les01.html
3.Стихи автора Капраловой М.В. http://art.forblabla.com/blog/45366674084/Russkaya-derevyannaya-izba---Dobryim-lyudyam-na-zaglyadene
4.Наличники-раскраски
http://nalichniki.com/raskraski_detyam/
5.Деревянная сказка Урала статья
http://www.1723.ru/read/dai-obl/d-obl-6.htm
6.Учебники:
Лутцева Е. Технология, 3 класс, М: «Вентана-Граф» 2012,