Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Что такое суффикс?"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова
Урок русского языка в 3 классе
Учитель - Балашова
Маргарита Валентиновна
Данков
2016 г.
Тема урока: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Цели урока: знакомствос понятием «Суффикс» как частью слова
Задачи:
познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове, образовывать с помощью суффиксов новые слова;
актуализировать знания о составе слова и роли морфем;
определять роль суффикса в слове;
обогащать и расширять словарный запас учащихся;
активизировать познавательную деятельность;
развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;
Планируемые результаты (предметные): познакомятся с новой значимой частью слова – суффиксом, научатся находить его в слове, наблюдать над ролью и значением суффикса в русском языке.
Познавательные УУД
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
понимать и преобразовывать информацию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обосновывать выбор собственного решения; подводить итог своей деятельности;
Формирование УУД (метапредметных):
регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу,; организовывают и контролируют свою работу, в паре; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; прогнозируют результат собственной деятельности; целеполагание и планирование своей деятельности; контролируют и оценивают свои действия ;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют продуктивно взаимодействовать со сверстниками; умеют договариваться и приходить к общему мнению;
личностные– осознают свои возможности в учении;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, тесты, таблица разбора слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Я хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Помогите мне?
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
Пусть сегодня для вас всех, На урок придёт успех! Я желаю вам удачи, И успешности в придачу!
II. Элементы чистописания.
«Красиво писать – красоту творить» - гласит народная мудрость.
Вспомним правила посадки при письме.
Прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
1.) 1 строка
Определить букву, которую будут писать на минутке чистописания.
В слове «знанием» она обозначает согласный, звонкий, парный, твёрдый и мягкий звуки.
Показывает образец письма на доске: н Н Нн
-Сравните с образцами и оцените свою работу.
2.) 2 строка: находка, навесной, написать.
Кто скорее всех узнает,
что слова объединяет?
Их внимательно прочтите, что в них общего, найдите. Назовите слово, где букв больше, чем звуков.
3.) 3 строка:
Записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его.
III . Актуализация знаний . 1. Фронтальная работа
Что является значимой частью в слове?
Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое.
Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. Какой смысл в каждом предложении, Я всем и сразу расскажу.(Окончание)
Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово, и добавка, Называюсь я… (приставка)
Часть я очень главная, В слове я живу. Без меня нет смысла Ни розе, ни ежу. (Корень)
Без окончания, часть слова. Называюсь я… (основа)
Слова объяснение Словарь зовет...
Если корень выделяем, Окончанье обведем. Наши действия — не вздор, По составу то... ( разбор)
2. Словарная работа. Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить непроверяемые орфограммы. Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Береза)
Все в покое, замер ветер И деревья все молчат... Нет, не все еще - у этих Листья тихо шелестят.
( Осина)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Очень густо он растет, Незаметно он цветет, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки!
(Орешник)
Стоит чудо-дерево, На дереве – мячики: Летом – зеленые, Осенью – румяные. ( Яблоня)
Самопроверка: Береза, осина, рябина, орех, яблоня.IV. Самоопределение к деятельности.
Почему рябина названа именно так?
Прочитайте текст и дайте ответ.
Круглый год украшают рябины наши леса, села и города. В парках городов красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-желтые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», – говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков.
Почему же рябина названа именно так?
Найти однокоренные слова в тексте.
Рябина, рябые, рябь, рябчики.
Цветения, соцветия, цветы.
Пестрота, пестра.
Разобрать слова первой строки по составу: Рябина, рябые, рябь, рябчики.
Что заметили? ( В словах рябина, рябчики после корня и перед окончанием есть еще несколько букв)
Кто знает, как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием?
После корня он стоит
Перед окончанием.
Если я его сменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю «СУФФИКСОМ»
- О какой части слова мы будем сегодня говорить?
- Что вы хотите узнать о суффиксе?( Что такое суффикс?
Где находится суффикс? Для чего служит суффикс?)
- Какие задачи мы поставим на уроке? Постановка проблемы. Мы должны понять :
Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Что образуют суффиксы? Почему суффикс - значимая часть слова? На какие группы по значению делятся суффиксы? Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке. V.Работа по теме урока.1. Открытие нового. СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.
2.Формулировка правила: - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.
-Какая это часть слова ? ( Значимая, изменяющаяся)
После чего стоит? После корня.
Перед чем стоит? Перед окончанием.
Для чего служит? Для образования новых слов.
Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.
Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.46. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?
Верное правило получилось у нас?.
Работа в группах. Ответить на вопросы и создать эталон.
Ответьте на вопросы:
Что такое суффикс?
Где стоит суффикс?
Для чего он служит?
Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов. 3. Устная работа. 1.) Игра «Побудь волшебником». Слова: нос, дом, мост, рот. -Превратить слова в названия маленьких предметов. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? - Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова? Превращение слов: кот, слон, хвост, дом в очень большие предметы. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? - Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова? Прочитайте в учебнике вывод.
2). Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик. Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом. Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. - Тортик! – закричал –Ик. - Тортишко, - промолвил – Ишк. - Тортище – сказал - Ищ. - Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.
Какую роль играют суффиксы в речи ? Какой оттенок вносит суффикс ИК в слова? Какой оттенок вносит суффикс ИЩ в слова? Какой оттенок вносит суффикс ИШК в слова?
3.)История о суффиксе– Чик. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям. Что делает со значением слов суффикс ЧИК?
4.) История о суффиксе – Ёр. Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.
Физкультминутка
4. Работа в парах Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс. Голосок, лисица, солнышко, стульчики, котёнка, хвостиком, школьники. Проверьте свою работу по эталону.
5. Самостоятельная работа разноуровневая.
1 уровень
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.