kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок научит учащихся распознавать среди группы слов слова-предметы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"»


Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме:

«Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?».


Цели:

1) Научить задавать вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы;

2) Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);

3) Воспитывать интерес к предмету.


Оборудование: таблица «Имя существительное», портрет О.Н. Трубачёва, словарное слово «человек», слова-названия предметов.


Ход урока:


I. Организационный момент. Психологический настрой.


- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.


Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.


- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.


II. Словарная работа (работа в орфографической тетради).


1. Разгадывание ребуса (задание № 1)


- Отгадайте ребус. Запишите слово


человек


2. Этимологическая страничка (задание № 2)


- Обратимся к этимологическому словарю. Выясним происхождение и историю слова.


человек-чел, век


Первоначально слово человек значило «дитя, потомок семьи, рода». Древними корнями слова человек являются:

чел – род, семья, клан.

век – жизненная сила


человек – человек


3. Сообщение о О.Н.Трубачёве.


Известно много учёных - филологов, занимающихся происхождением и историей слов. Среди них есть и наш земляк - академик Олег Николаевич Трубачёв (портрет) Одним из научных подвигов Трубачёва явился перевод на русский язык знаменитого «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера (показать словарь). О.Н.Трубачёв мог переводить на 68 языков мира. В Волгограде создан музей истории русской письменности О.Н.Трубачёва.


4. Когда так говорят? (задание № 4)


-Соедините выражения с предложением, объясняющим их значение.


5. Пословицы и поговорки. (задание № 5)


- Прочитайте пословицы и поговорки. Как вы понимаете их смысл?


III. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.


Работа по учебнику с.35.


- Рассмотрите новый кадр диафильма. Прочитайте название раздела.

- Чему так удивился Петя Зайцев? (табуреточка ожила) Что же могло произойти, раз табуреточка ожила? (задали вопрос кто?)

- А в жизни так происходит? (Нет) Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос. Этому мы и будем учиться на уроке.


IV. Ознакомление с новым материалом.


- В стране Морфологии жили слова Кто? и Что? Однажды налетел сильный ветер и все слова потеряли свои названия. Стали спорить пушок с Пушком, шарик с Шариком. Долго они спорили. Потом вспомнили, что имена существительные можно разделить по группам: одушевлённые (кто?) и неодушевлённые (что?).


- Выберите на доске те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы.


Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик.

- Разделились существительные по группам и помирились.

- Итак, слова отвечают на вопрос кто? если обозначают живые существа (люди, животные) и отвечают на вопрос что? если обозначают неживые предметы.


V. Первичное закрепление.


Упр. 48 с.35


- Обратите внимание на то, что слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос Что? хотя ведь это живая природа?! Например, дерево) Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным. Да, и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?, ну, конечно, что.


Вывод: О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы к словам?


VI. Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(дети имитируют движения крыльев)

Чтобы ноги не болели,

Раз – присели, два – присели,

Три, четыре, пять и шесть,

Семь и восемь, девять, десять.

(приседания)

Рядом с партою идём,

(ходьба на месте)

И садимся мы потом.

(дети садятся за парту)


VII. Закрепление материала.


1) Упражнение № 49 с.36


2) Отгадайте загадки и запишите в нужный столбик:

Кто? Что?


1.Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)


2.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)


3.Белокрылая птица

Над морем летает,

Рыбу увидит –

Клювом хватает. (Чайка)


4.Рассыпался горох;

Стало светать.

Глядь –

Нечего собрать. (Звезды)


5.В тихую погоду

Нет нас нигде,

А ветер подует –

Бежим по воде. (Волна)


6.С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире памятник открыт? (Дельфин)


7.Бьют о воду два крыла,

Чтобы лодочка плыла. (Весла)


8.Никто не солил,

А соленое. (Море)


VIII. Итог урока.

- Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?


IX. Домашнее задание.


Упр. 34 с.18 (дидактический материал)

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка по теме: "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"

Автор: Жабина Елена Сергеевна

Дата: 19.06.2016

Номер свидетельства: 335309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-otviechaiushchiie-na-voprosy-kto-chto"
    ["file_id"] => string(6) "276270"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452696713"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Презентация для урока русского языка на тему "Слова, которые отвечают на вопросы КТО? и  ЧТО?" "
    ["seo_title"] => string(101) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-kotoryie-otviechaiut-na-voprosy-kto-i-chto"
    ["file_id"] => string(6) "135958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417011169"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация к уроку русского языка по теме  "Слова,которые отвечают на вопросы "кто?","что?" "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-kotoryie-otviechaiut-na-voprosy-kto-chto"
    ["file_id"] => string(6) "212473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431858304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Слова которые отвечают на вопросы кто? что? "
    ["seo_title"] => string(48) "slova-kotoryie-otviechaiut-na-voprosy-kto-chto-1"
    ["file_id"] => string(6) "171208"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423652758"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства