Тема урока | Место урока по теме |
Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи | Первый урок по теме «Местоимение» |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Изучение нового материала | Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог |
Цель урока | Задачи урока |
Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи | Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. Метапредметные результаты: Личностные результаты: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: - самостоятельно определять учебную задачу - планировать свою деятельность по решению учебной задачи - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: - ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: - применять правила делового сотрудничества - участвовать в продуктивном диалоге. |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи | 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве | мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики |
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: организационный 2 мин. |
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. (Слайд 2) - Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. | Проверяют готовность к уроку. Дети высказывают свои предположения. | Коммуникативная компетенция | Самоконтроль, самооценка | Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. |
II этап: постановка цели и задач урока 5 мин. |
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | - Давайте вспомним: «Что такое речь?» - Какие части речи вам знакомы? -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | | | | | | | | | | | | | Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить. Проверка по эталону на слайде (Слайд 3) - Почему вы не все слова распределили? - А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? - А как называется эта часть речи? - Значит, какая цель нашего урока. | - Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Нужно распределить слова, по частям речи. У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – на карточках. - Они не относятся ни к одной из групп. -Да. Да. - Не знаем. -Узнать, как называется новая часть речи. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самоконтроль, самооценка | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
III этап: актуализация знаний 5 мин. |
Сорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | - Прочитайте два текста и сравните их. (Слайд 4) 1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. 2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. - О чём говорится в первом тексте? -О чём говорится во 2 тексте? - Вместо каких слов употреблены слова он, они? -Место какой части речи заняли эти слова? - Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема сегодняшнего урока. (Слайд 5) Переворачивает карточку с названием темы урока. | Дети читают со слайдов тексты. - О помидорах. Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится. - Он – помидор, они – помидоры. - Место имени существительного. - Местоимение. | Учебно-познавательная | Вопросительные слова | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности |
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин. |
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Работа по учебнику. Упр.171 - Какие местоимения встретились в тексте? - Они указывают на какой-то предмет? А называют его? - Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. (Слайд 6) Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). - Давайте сравним наше определение с эталоном. (Слайд 7) Физминутка Топай, мишка, хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись! (Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений) | Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. - Он, я, ты, они. Дети при помощи опор формулируют определение местоимения. Дети читают определение на слайде. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Согласен – не согласен | Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
V этап: первичная проверка понимания 5 мин. |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. | Работа по упр.173 (устно) - Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет? | Дети читают текст упражнения и называют местоимения. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная работа | Излагает, объясняет учебный материал |
VI этап: первичное закрепление 5 мин. |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | Самостоятельная работа по упр.174. - Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. Оцените товарища по таким критериям: Всё верно - ! Одна ошибка- + Две ошибки - ? Три ошибки - - (Слайд 8) Проверьте себя по эталону на слайде. (Слайд 9) - Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой. - Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания | Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Проверка по эталону. Дети поднимают руки. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Работа в парах Самоконтроль, самооценка | Контроль и самооценка познавательной деятельности.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
VII этап: Домашнее задание |
Провести инструктаж по выполнению дом. задания | Упр.175 - Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными. | Дети читают текст упражнения и задают вопросы. | Коммуникативная, учебно-познавательная | Фронтальная работа | |
VIII этап: рефлексия 5 мин. |
осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. (Слайд 10) и могу это объяснить одноклассникам. но не уверен, что объясню другому. | -Узнали о новой части речи – местоимении. Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самооценка | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |