1)Сформировать умение различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные;
2) Тренировать умение классифицировать слова по разным грамматическим признакам;
4) Тренировать навыки написания по правилам письменной речи.
Этап урока | Ход урока |
Мотивация к учебной деятельности Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации; 2) определить содержательные рамки урока: изучение лексики русского языка; 3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности | На доске карточка с пословицей, слайд 1) Наука даром не даётся- Наука трудом берётся. | -Ребята, прочитайте девиз урока. Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы чему-то научиться, нужно хорошо работать.) -А можно ли добиться успеха, если не приложить старания? (Нет.) -Я думаю, что вы сегодня, как и всегда, будете стараться хорошо учиться. А что значит «учиться»? (Нужно понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.) - С чего мы обычно начинаем работу? (С повторения необходимых знаний.) |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Цель: 1) актуализировать учебные умения устанавливать грамматические связи с опорой на вопрос; 2) формировать представление о грамматических группах слов; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификация; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. | Слайд2 Играет, бежит, читает, весёлый, красная, высокое, мороз, щенок, трава. | -Прочитайте слова -Что вы можете сказать об этих словах? (Есть слова, которые обозначают предметы. Есть слова, обозначающие признаки и действия.) - Назовите каждую группу слов. (Названия предметов: мороз, щенок, трава. Названия признаков: весёлый, красная, высокое. Названия действий: играет, бежит, читает.), слайд 3.) -Что помогло вам выполнить задание? (Вопросы.) -Какие вопросы? (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?) На доске появляются карточки с вопросами, слайд 4 .) Прежде чем перейти к следующему заданию, которое вы будете выполнять в парах, давайте еще раз проговорим основные правила работы в паре Слайд5 Слайд6 На доске появляются изображения предметов Назовите, что вы видите на доске. Распределите данные слова на грамматические группы. Учащиеся выполняют пробное действие в группах. Группы работают на карточках. Одна из пар представляет свой результат. Остальные группы согласуют свои результаты с предложенным, в случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа. Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого не получилось выполнить задание до конца? Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли распределить все слова на грамматические группы по этим вопросам.) Кто распределил слова на группы? Обоснуйте свой ответ. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.) А теперь разберемся, почему возникло затруднение? |
Выявление причины затруднения Цель: -выявить и зафиксировать место и причину затруднения. | Какое задание вы выполняли? (Мы должны были распределить слова на грамматические группы по вопросам.) Что помогало вам распределять слова? (Мы распределяли слова по вопросам.) Почему же возникло затруднение? (Эти слова отвечают только на вопросы кто? или что?) Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? или что? -подумайте, можно ли слова первого столбика разделить на группы? |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) определить способ достижения цели. | Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, на какие грамматические группы еще можно распределить слова.) На какие вопросы отвечают эти слова. (Слова отвечают на вопросы кто? или что?) Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Девочка, рыба, синица.) Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? (Машинка, яблоко, стол.) Запишите эти слова в два столбика. На доске появляется эталон выполнения задания. (, слайд7.) Что вы заметили? (Слова, отвечающие на вопрос кто? обозначают живые предметы, а слова, отвечающие на вопрос что? – неживые предметы.) Допишите в каждую группу по одному слову. После согласования учитель вводит понятие «одушевлённые предметы», «неодушевлённые предметы». РЕБЯТА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ СЛОВА ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ НАЗЫВАЮТ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. БОЛЕЕ ПОДРОБНО МЫ ИЗУЧИМ ЭТУ ТЕМУ ВО 2 КЛАССЕ, А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ОБРАТИМСЯ К ПРАВИЛУ На доске появляется эталон «Одушевленные предметы», «Неодушевленные предметы».(ДИСК) СЛУШАЮТ ПРАВИЛО. Какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов? Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие, узнали какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов.) Как определить, какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов? (Надо задать вопрос.) Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) Что позволяет вам открытый способ? (Уметь различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные). |
Реализация построенного проекта Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) зафиксировать способы определения названия одушевленных и неодушевленных предметов; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания. | Физминутка - игра На партах картинки. -Подойдите ко мне, те у кого на картинке изображен одушевленный предмет. (дети выходят к доске). -Как определили? Аналогично- неодушевленный предмет. Учитель предлагает детям задание с диска Прочитайте слова. Распределите их на группы Ученики «цепочкой» выходят к доске и выполняют задание с комментированием. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: 1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке; 2) проверить сформированность умения определять названия одушевленных и неодушевленных предметов. | Карточка Самооценка критерии Шкала |
Включение в систему знаний Цель: тренировать умения устанавливать грамматическую связь между словами по вопросу, классифицировать слова по разным грамматическим признакам | С какими словами, отвечающими на другие вопросы, связаны названия одушевленных и неодушевленных предметов нашей речи? (С названиями признаков предмета, названиями действия предметов.) Верно. Предлагаю вам к названиям предметов подобрать подходящие по смыслу признаки и действия. В парах. Проверка МАШИНА КОШКА | ЕДЕТ МЯУКАЕТ ПУШИСТАЯ ГОВОРИТ ГРУЗОВАЯ СЛАДКАЯ | |
Рефлексия деятельности на уроке Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности; 3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке | Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою работу.) Какова была цель сегодняшнего урока?Слайд9 (Научиться различать названия предметов: одушевленные – неодушевленные.) Достигли ли цели? Докажите. : я не знал… - теперь я знаю…). Цели урока | + Все понятно | - Ничего не понял | ? Интересно! хочу узнать подробнее | 1.Узнать на какие группы можно распределить слова, отвечающие на вопросы кто? что? | | | | 2.Научиться различать названия предметов: одушевленные и неодушевленные. | | | | |
| |