kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует умение различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов"»

Предмет: Русский язык

Класс/курс: 1 класс

Тема: Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов.

Основные цели:

Метапредметные:

  1. Сформировать умение оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы и спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности (Р, Л);

  2. Сформировать умение применять правила работы в парах в учебной деятельности (К);

  3. Тренировать умение анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку) (П);

Предметные:

1)Сформировать умение различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные;

2) Тренировать умение классифицировать слова по разным грамматическим признакам;

3) Тренировать умение устанавливать связи слов по вопросу:

4) Тренировать навыки написания по правилам письменной речи.

Дидактические материалы: электронная презентация; диск


Оборудование: компьютер, интерактивная доска.


Этап урока

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: изучение лексики русского языка;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности

На доске карточка с пословицей, слайд 1)

Наука даром не даётся-

Наука трудом берётся.

-Ребята, прочитайте девиз урока. Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы чему-то научиться, нужно хорошо работать.)

-А можно ли добиться успеха, если не приложить старания? (Нет.)

-Я думаю, что вы сегодня, как и всегда, будете стараться хорошо учиться. А что значит «учиться»? (Нужно понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.)

- С чего мы обычно начинаем работу? (С повторения необходимых знаний.)


  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

1) актуализировать учебные умения устанавливать грамматические связи с опорой на вопрос;

2) формировать представление о грамматических группах слов;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификация;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Слайд2

Играет, бежит, читает, весёлый, красная, высокое, мороз, щенок, трава.

-Прочитайте слова

-Что вы можете сказать об этих словах? (Есть слова, которые обозначают предметы. Есть слова, обозначающие признаки и действия.)

- Назовите каждую группу слов. (Названия предметов: мороз, щенок, трава. Названия признаков: весёлый, красная, высокое. Названия действий: играет, бежит, читает.), слайд 3.)

-Что помогло вам выполнить задание? (Вопросы.)

-Какие вопросы? (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?)

  • На доске появляются карточки с вопросами, слайд 4 .)


КТО?

ЧТО?


КАКОЙ?


КАКОЕ?


КАКОЕ?


ЧТО ДЕЛАЕТ?

Прежде чем перейти к следующему заданию, которое вы будете выполнять в парах, давайте еще раз проговорим основные правила работы в паре Слайд5

Слайд6

На доске появляются изображения предметов


Назовите, что вы видите на доске.

Распределите данные слова на грамматические группы. Учащиеся выполняют пробное действие в группах.

  • Группы работают на карточках. Одна из пар представляет свой результат. Остальные группы согласуют свои результаты с предложенным, в случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа.

  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого не получилось выполнить задание до конца?

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли распределить все слова на грамматические группы по этим вопросам.)

  • Кто распределил слова на группы? Обоснуйте свой ответ. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)

  • А теперь разберемся, почему возникло затруднение?

  1. Выявление причины затруднения

Цель:

-выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были распределить слова на грамматические группы по вопросам.)

  • Что помогало вам распределять слова? (Мы распределяли слова по вопросам.)

  • Почему же возникло затруднение? (Эти слова отвечают только на вопросы кто? или что?)

  • Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? или что?

-подумайте, можно ли слова первого столбика разделить на группы?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) определить способ достижения цели.


  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, на какие грамматические группы еще можно распределить слова.)

  • На какие вопросы отвечают эти слова. (Слова отвечают на вопросы кто? или что?)

  • Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Девочка, рыба, синица.)

  • Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? (Машинка, яблоко, стол.)

  • Запишите эти слова в два столбика.

  • На доске появляется эталон выполнения задания. (, слайд7.)

  • Что вы заметили? (Слова, отвечающие на вопрос кто? обозначают живые предметы, а слова, отвечающие на вопрос что? – неживые предметы.)

  • Допишите в каждую группу по одному слову.

  • После согласования учитель вводит понятие «одушевлённые предметы», «неодушевлённые предметы». РЕБЯТА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ СЛОВА ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ НАЗЫВАЮТ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. БОЛЕЕ ПОДРОБНО МЫ ИЗУЧИМ ЭТУ ТЕМУ ВО 2 КЛАССЕ, А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ОБРАТИМСЯ К ПРАВИЛУ

На доске появляется эталон «Одушевленные предметы», «Неодушевленные предметы».(ДИСК)

  • СЛУШАЮТ ПРАВИЛО.

  • Какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов?

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие, узнали какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов.)

  • Как определить, какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов? (Надо задать вопрос.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что позволяет вам открытый способ? (Уметь различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные).

  • А теперь вы будете учиться применять новые знания.

  1. Реализация построенного проекта

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать способы определения названия одушевленных и неодушевленных предметов;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Физминутка - игра

На партах картинки.

-Подойдите ко мне, те у кого на картинке изображен одушевленный предмет. (дети выходят к доске).

-Как определили?

Аналогично- неодушевленный предмет.


Учитель предлагает детям задание с диска

  • Прочитайте слова. Распределите их на группы Ученики «цепочкой» выходят к доске и выполняют задание с комментированием.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель:

1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;

2) проверить сформированность умения определять названия одушевленных и неодушевленных предметов.

Карточка

Самооценка критерии

Шкала


  1. Включение в систему знаний

Цель:

тренировать умения устанавливать грамматическую связь между словами по вопросу, классифицировать слова по разным грамматическим признакам

  • С какими словами, отвечающими на другие вопросы, связаны названия одушевленных и неодушевленных предметов нашей речи? (С названиями признаков предмета, названиями действия предметов.)

  • Верно. Предлагаю вам к названиям предметов подобрать подходящие по смыслу признаки и действия. В парах. Проверка




МАШИНА





КОШКА


ЕДЕТ

МЯУКАЕТ

ПУШИСТАЯ

ГОВОРИТ

ГРУЗОВАЯ

СЛАДКАЯ



  1. Рефлексия деятельности на уроке

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

  • Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою работу.)

  • Какова была цель сегодняшнего урока?Слайд9 (Научиться различать названия предметов: одушевленные – неодушевленные.)

  • Достигли ли цели? Докажите.

  • я не знал… - теперь я знаю…).

  • Оцените свою деятельность на табличке.

Цели урока

+

Все понятно

-

Ничего не понял

?

Интересно! хочу узнать подробнее

1.Узнать на какие группы можно распределить слова, отвечающие на вопросы кто? что?




2.Научиться различать названия предметов: одушевленные и неодушевленные.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Иванкова Елена Владимировна

Дата: 23.08.2016

Номер свидетельства: 340389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект  урока по русскому языку по теме :" Одушевленные и неодушевленные имена существительные " "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "107159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403178379"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "129401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415703141"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок-спектакль по русскому языку на тему : "Части речи" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-spiektakl-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "108790"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403859748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства