kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок познания мира " Воздух "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ВОЗДУХ

Цель урока:

Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

Задачи урока:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«3 урок ВОЗДУХ и ЕГО СВОЙСТВА»


Тема: ВОЗДУХ

Цель урока:

Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

Задачи урока:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя:

- презентация к уроку, видеофильм «Атмосфера Земли» (3 мин 20 сек), компьютер

- стакан и сосуд с водой

Оборудование для учеников:

- карточки в виде таблицы «Хочу узнать - Узнал» (группе)

- карточки – опоры для усвоения информации

- карточки «тонких» и «толстых» вопросов

- баночки с водой;

- соломинки;

- на доске плакат «Правила работы в группе»

1.Выслушивай всех.

2.Не перебивай одноклассников

3.Придерживайся темы

4.Любые идеи имеют ценность

5.Уважай разные мнения



1. Психологический настрой (учащиеся  сидят в группах по 4 человека).

Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Учитель: -  Мы начинаем урок познание мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Методы и приёмы: проблемная ситуация.

Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Учитель: Каждая группа получит задание для работы на уроке, но сначала поработаем фронтально.

- Чтобы определить тему урока, проведём несколько простых опытов:

  • Подуйте на свою руку, - что вы ощущаете?

  • Подуйте на край раскрытой тетради, - что мы наблюдаем?

  • Возьмите в руку тетрадь и помашите ею на свою руку, на лицо.



- Объясним, почему шевелятся и поднимаются страницы тетради, а на лице и коже руки мы ощущаем невидимый ветерок?

- О каком веществе мы будем говорить сегодня? Определите тему урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Воздух. Свойства воздуха»( слайд 1)

Определите цели урока

(Изучить воздух, его свойства, распространение воздуха над земной поверхностью.)

«Что вы знаете о воздухе?»

(Ответы детей)

Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”.

Воздух – это то, чем мы дышим.

- Можем ли мы назвать воздух телом природы? Почему?



-На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

(примерные вопросы, предложенные детьми:

Где находится воздух?

Какой состав воздуха?

Сколько человеку надо воздуха?

Почему на Земле есть воздух, а на других планетах нет?

Почему небо голубое? И др.)

- Выделим главные вопросы, на которые мы должны будем ответить на уроке:

  1. Где находится воздух

  2. Свойства воздуха ( слайд 2)

  3. Что такое атмосфера

  4. Из чего состоит воздух

  5. Значение воздуха в природе

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и частично-поисковой работы со свойствами воздуха, значением воздуха для существования жизни

Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах,  поиск, анализ, сравнение, сопоставление, показ видеофильма, 

1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств

Опыт №1 (делает учитель)

Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:

Пустой стакан переворачивается вверх дном  и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал»

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Вывод - воздух занимает место.

Имеет ли воздух какой-нибудь вес? 

По предположению ученых вес всего воздуха, окружающего ВСЮ Землю, равняется примерно 5.200 триллионов тонн.(12 нулей) (слайд 3)

Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт № 3 ( проводят ученики)

Учащиеся машут друг на друга тетрадями.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.

(в таблицу записываем «можно осязать»)

Учитель: Вам приходилось слышать,  как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому,  что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель, и мы слышим свист.

Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)

( в таблицу записываем «можно услышать») (слайд 3)



хочу узнать

узнал

Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2 ступень – свойства воздуха

Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

Послушайте стихотворение «Воздух», что ещё можно узнать о воздухе?

Он прозрачный невидимка,

Легкий и прозрачный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье. (слайд 4)

Работа по группам.

Изучим свойства воздуха. Для каждой группы раздаётся информация для чтения

1группа Прочитай. Сделай вывод.

Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.

Вывод…….Воздух не имеет запаха.

2группа. Прочитай. Сделай вывод.

Действительно, шкаф жёлтый, классная доска коричневая, комнатные растения зеленее. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета.

Вывод ….. Воздух бесцветен

3группа Прочитай. Сделай вывод.

Об этом свидетельствует то, что мы видим через него окружающие тела. Сравни: дверь, книга непрозрачны, через них не видно других предметов.

Вывод ….. Воздух прозрачен.

4группа Прочитай текст. Каким свойством воздуха ты объяснишь

эти факты?

К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц – перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.

Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нем много воздуха.

Благодаря воздуху холодный снег становится для растений теплым "одеялом".

Вывод Эти факты объясняются тем, что воздух …плохо проводит тепло.



Опыт учителя ( с шариком с 67 учебник)

Нагревание воздуха.

Опыт 1.
Что у меня в руке? ( Пластмассовая бутылка без пробки).
Польем на нее холодной водой, а затем, наденем на горлышко резиновый шарик…

Охлаждение воздуха.

Опыт 2. А теперь поставим бутылку в емкость с горячей водой.
Что вы заметили? (Шарик сам начинает надуваться).
А теперь, бутылку польем холодной водой. (Шарик спускается).
Почему?  

Вывод (При нагревании - расширяется.  При охлаждении - сжимается.)

Когда воздух нагревается, он расширяется и занимает большее пространство. Горячий воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Шары с горячим воздухом поднимаются, так как горячий воздух внутри шара делает его легче окружающего воздуха. (слайд 5,6)

ИТАК, Какие же свойства воздуха, мы смогли открыть?

Заполняется таблица (слайд 7)

хочу узнать

узнал

Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

Свойства воздуха

Воздух не имеет запаха

Воздух бесцветен

Воздух прозрачен

Воздух плохо проводит (сохраняет) тепло

при нагревании воздух расширяется.

при охлаждении воздух сжимается.



Как человек использует свойства воздуха. (слайд 8)



Физминутка

Представьте, что вы собираетесь задуть свечи на именинном торте. Как вы это сделаете?

Представьте, что вы нюхаете прекрасный цветок. Как вы это сделаете?

3 ступень – Что такое атмосфера? (слайд 9)

Фильм «Атмосфера»-3 мин 20 сек

- Что такое атмосфера

- Какое значение для жизни имеет атмосфера

Комментарий учителя

Земля окружена слоем воздуха толщиной около 500 км, который называют атмосферой. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое. Атмосфера защищает землю от метеоритов.

Учитель: Что нового узнали об атмосфере? (Атмосфера не дает Земле перегреваться,,, )

Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли? (Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой.)

Заполняется таблица (слайд 10)

хочу узнать

узнал

Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

Свойства воздуха

Воздух не имеет запаха

Воздух бесцветен

Воздух прозрачен

Воздух плохо проводит тепло, т.е сохраняет

при нагревании воздух расширяется.

при охлаждении воздух сжимается.

Что такое атмосфера?

Атмосфера   защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.



Продолжение работы по знакомству с новым материалом.

Цель: узнать о составе воздуха, определить пути его охраны.

Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, работа в группах.

Познавательная задача

Земля находится на том же расстоянии, что и Луна от солнца. Почему поверхность Луны нагревается до 100-170 градусов и остывает до 200 градусов, а наша планета – нет? (благодаря воздушной оболочке. У Луны нет атмосферы)

Давайте, сравним такие научные факты:

  • У Меркурия и Луны нет атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода.

  • Днем на Меркурии поверхность раскаляется до +420 С, с приходом ночи охлаждается до – 180 С.

  • Поверхность Луны, освещенная Солнцем, нагревается до +130 С, а ночью остывает до -180 С.

Учитель: Зато атмосфера есть у других планет, например на Венере, Марсе. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?

Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. (Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.)



4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания. (слайд 11)

Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.

Задание группам Прочитать текст и заполнить диаграмму состава воздуха.

- Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?

Восстанови диаграмму:

























Чтобы лучше представить количественный состав воздуха представьте,

в 100 литрах воздуха содержится : (слайд 12)

  • 78 литров – азота,

  • 20 литров - кислорода

  • 1 литр - углекислого газа

  • и другие примеси

Проверка по слайду. У кого так? Формативное оценивание («Юрта»)

Заполняется таблица (слайд 13)

хочу узнать

узнал

Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

Свойства воздуха

Воздух не имеет запаха

Воздух бесцветен

Воздух прозрачен

Воздух плохо проводит тепло, т.е сохраняет

при нагревании воздух расширяется.

при охлаждении воздух сжимается.

Что такое атмосфера?

Атмосфера   защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.

Из чего состоит воздух?

Азот

Кислород (нужен для дыхания)

Углекислый газ



5 ступень – Значение воздуха для жизни на Земле

(чтение статьи в УЧЕБНИКе С. 67)

1. Может ли человек не дышать и жить?

2. Кому ещё необходим воздух?

Опыт. Сколько может прожить человек без воздуха?

Зажмите ладошками себе рот и нос по команде.

Вдохните воздух, зажмите рот и нос, - «Замри!» - засекаю время. (недолго)

Отдышались?! Ещё раз повторим, но только вначале наберём в грудь воздуха. Вдохнули воздух, зажмите рот и нос и … «Замри!» - засекаю время. (дольше)

- Почему, вдохнув воздух, мы можем дольше не дышать?

Доп информация (книга рекордов Гиннеса) (слайд 14)

Человек может не дышать 5 минут. Приложив усилия в виде ежедневных тренировок, можно развивать умение находится без воздуха до 9 минут. Стоит отметить, что из-за недостатка кислорода человек может потерять сознание или умереть.

При дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на 1 день.
К 2010 году длительность рекорда неумолимо приближалась к 20 минутам. Так, в феврале житель Цюриха Петер Колат попал в книгу рекордов Гиннеса с результатом 19 минут 21 секунда. Рекорд был установлен на выставке в Санкт-Галлене. 
1 апреля 2010 года фридайвер Стиг Северинсен поставил новый мировой рекорд книги Гиннеса. В исследовательском центре Kattegatcentret, города Грена (Дания) , в океанариуме тропических акул Северинсен провел на дне аквариума 20 минут 10 секунд. 

Вывод : Для всех живых существ на Земле воздух необходим для дыхания. Без воздуха не было бы жизни.

- Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание – одно из условий существования живых организмов.

Воздух относится к неживой природе Земли, но без него жизнь невозможна.



Заполняется таблица (слайд 15)

хочу узнать

узнал

Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

Свойства воздуха

Воздух не имеет запаха

Воздух бесцветен

Воздух прозрачен

Воздух плохо проводит тепло, т.е сохраняет

при нагревании воздух расширяется.

при охлаждении воздух сжимается.

Что такое атмосфера?

Атмосфера   защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.

Из чего состоит воздух?

Азот

Кислород (нужен для дыхания)

Углекислый газ

Значение воздуха для жизни

Воздух необходим для дыхания, дышим кислородом

4.Обобщение по изученной на уроке теме.

  • «Толстые и тонкие вопросы» ( слайд 16)

Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса. (по всей теме)

Карточка – помощница

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему……..?

Что….?

Почему вы считаете, ….?

Как …?

Предположим, что будет, если…..?

Верно ли…?

(группы по очереди зачитывают свои вопросы)

  • «Собери пословицу» Объясни смысл.



ВОЗДУХОМ,

СВЕЖИМ

ДЫШАТЬ

СВЕЖИМ

ЛУЧШЕ



ЛЕКАРСТВА

ЧЕМ

ПИТЬ







  • Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства.

  • Блиц-опрос Закончи предложение (клише)- индивидуальный лист

1. Воздушная оболочка, окружающая Земной шар называется...

2. В слое атмосферы, находящемся у поверхности земли образуются ...

3. Воздушный слой земли предохраняет планету от ….

4. Толщина атмосферы составляет ….

5.Земной шар со всех сторон окружен…

6. Воздух присутствует…

7.Если мы бросим в стакан с водой щепотку земли в воде образуются…

8. При нагревании воздух …

9. При охлаждении воздух …

10. Сколько может прожить человек без воздуха…

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

(учимся составлять СИНКВЕЙН) ( слайд 17)

- Назовите тему урока одним словом (воздух) ;

- Назовите 2-3 признака воздуха (прозрачный, бесцветный, без запаха);

- Назовите 2-3 действия, которые производит воздух (сжимается и расширяется);

- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

В конце урока всем детям учитель дарит воздушные шарики.

6.Домашнее задание.

  • с. 66-68(учебник) – подготовится к тесту

  • Найти иллюстрации из журналов, газет «Чистый воздух - залог здоровья»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок познания мира " Воздух "

Автор: Климова Татьяна Анатольевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295021

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок познания мира "Значение воздуха в природе и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-poznaniia-mira-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "169389"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423403370"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока познания мира " Глаза.Язык" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-glaza-iazyk-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131916"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246582"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок познания мира на тему: "Погода. Прогноз погоды и его значение""
    ["seo_title"] => string(63) "urokpoznaniiamiranatiemupoghodaproghnozpoghodyiieghoznachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448463120"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок познания мира в 1 классе на тему "Времена года""
    ["seo_title"] => string(56) "urok-poznaniia-mira-v-1-klassie-na-tiemu-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "259692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448809969"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок познания мира в 1 классе на тему "Времена года""
    ["seo_title"] => string(58) "urok-poznaniia-mira-v-1-klassie-na-tiemu-vriemiena-ghoda-1"
    ["file_id"] => string(6) "259693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448809976"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства