Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточ ный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организацион ный момент | Эмоциональная психологическая подготовка к восприятию, усвоению изучаемого материала. | Притча о внутреннем мире человека Вступительное слово: притча «Самая главная тайна». Начать наш урок я хочу с небольшой притчи, в которой рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем они ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны(это яркое пятно в начале урока ,которое способствует позитивному настрою на урок) | Демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Регулятивные: научатся контролировать свои действия. | Наблюдение. |
Актуа лизация знаний | Повторение пройденного материала Работа с заданием « Восстанови слово» | Повторение понятий «эмоции», «чувства» -- На предыдущих уроках мы уже начало знакомство со внутренним миром человека. Давайте повторим, что нам уже известно по этой теме, вспомнив материал предыдущего урока. - Вспомните, о чем мы говорили?(Эмоции. Чувства, переживания) - Что такое эмоции? - Назовите признаки эмоций? - Что такое чувства? - Какие признаки характерны для чувств? На доске заполняется I столбик таблицы Эмоции | чувства | Быстро меняются, неустойчивы | Достаточно устойчивы, могут не меняться по несколько часов | - Давайте проверим, достаточно ли хорошо вы усвоили тему предыдущего урока. Для этого я предлагаю вам выполнить задание на карточках, которые лежат у ваших командиров в конверте №1. Работаем в группе. Не забываем о правилах совместной работы. Группа окончившая работу – встает. Карточка 1 .Вставьте пропущенные слова: В различные моменты своей жизни мы то радуемся, то восхищаемся, то огорчаемся, то есть испытываем разнообразные____________ отношение к действительности. Дети проверяют работу отвечающей группы сигналами + или- - Вы молодцы, отлично справились с заданием. Оцените себя на этом этапе урока, изобразив смайлик (Дети изображают на доске веселый, грустный, безразличный смайлик. Изображение переноситься на лист самооценки) | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; В группах выполняют предложенные задания, осуществляют взаимопроверку определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная Групповая Взимооценка. Самооценка | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: точно выражают свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося | Устные ответы Наблюдение Устные ответы. Письменные ответы |
Постановка проблемы | | - Ребята, а как вы думаете, есть ли еще какие- нибудь тайны внутри человека? ( выслушиваю мнения детей) - Попробуйте сформулировать цель урока: продолжить знакомство с внутренним миром человека ( запись в таблице во втором столбике) | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; самостоятельно формулируют цель урока | фронтальная | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевое высказывание в устной форме | Устные ответы |
Решение проблемы | Инсценировка Ответы на вопросы учителя, формулирован ие темы урока | - Начать я вам предлагаю с разбора ситуации, которую разыграют ребята. Инсценировка.( 4 человека: автор, Илюша, Анюта, охотник) – Туристическая группа Илюши и Анюты заблудилась в лесу. Доктор уже начал волноваться, но тут они повстречали охотника. - Смотри, какой неприятный! – шепнул Илюша Анюте. Глаза маленькие, нос крючком. Очень похож на пьяницу из соседнего дома. Наверняка этот охотник такой же злой и грубый. Тем временам охотник объяснил доктору куда идти. По дороге он помог Анюте нести рюкзак, рассказывал веселые охотничьи истории, а на прощанье подарил Илюше свисток, сделанный из охотничьей гильзы. Анализ возникшего противоречия - Итак, давайте разберём ситуацию. Что подумал об охотнике Илюша в начале встречи?(На доске запись – Охотник злой, грубый) - Каким же на самом деле оказался охотник?( На доске запись Охотник – добрый и веселый) - Какое противоречие вы заметили (один и тот же человек и злой и добрый. Человек один и тот же, а мнение о нём разное) Какой возникает вопрос? ( Как определить по человеку какой он) На доске « Как узнать человека» во втором столбике - В жизни мы, практически, каждый день встречаетесь с новыми людьми. Это происходит и на работе, и в быту. Общение с незнакомым человеком всегда затруднительно, ведь вы не знаете, как он может отреагировать на ваши слова, как поведет себя в той или иной ситуации. Бывают такие ситуации когда первое впечатление о незнакомом человеке ошибочное. Он нам неприятен внешне , воспринимаем его как грубого, злого. А впоследствии мы понимаем, что ошиблись он добрый и весёлый. Поэтому мы должны учиться разбираться в людях? | Разыгрывают проблемную ситуацию, выполняют её анализ, находят возникшее противоречие Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; Слушают сообщение учителя | Фронтальная | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение. |
| Работа по карточкам | Внешность Итак ребята, давайте еще раз вернемся к инсценировке. Вспомните, по каким признакам сложилось впечатление об охотнике в начале. Кто забыл можете обратиться к диалогу в учебнике.(по чертам лица, одежде, похож на кого ) На доске цепочка. КАК УЗАТЬ ЧЕЛОВЕКА черты лица, одежда, похож на кого( третий столбик) - Рассмотрите иллюстрации сказочных героев и попробуйте по нескольким внешним признакам рассказать о них. Работаем в группе. Группа закончившая работу встает. ( обсуждение в группе) У детей лист с изображением сказочных геров: баба яга, принцесса, Мальвина, Федора и ?. Внизу предложение для ответа ( Мы думаем, что (герой) (какой) потому, что у него (черты лица, одежда, похож на) - Молодцы, вы успешно справились с заданием. - Кто согласен с ответом выступлением группы? Кто не согласен? Кто хочет что –нибудь дополнить? Оцените работу группы. - Итак , ребята, давайте подытожим, как можно узнать о человека какой он? ( по внешности) | | Групповая Взаимооценкасамооценка | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы Наблюдение |
| Работа с иллюстрацией Работа с учебником | Поступки - Хорошо, теперь я предлагаю вам рассмотреть двух вот таких герое( вывешивается изображение двух детей примерно одинаковой внешности) - Попробуйте теперь ответить на вопрос, какие они ( затруднения детей) - Можем ли мы судить о человека только по его внешности? ( Нет) - Выскажите ваши предположения том, что же еще помогает нам судить о человеке. ( Дети высказывают мнения) - Я предлагаю вам вновь вернутся к нашей сценке. Почему у Илюши поменялось впечатление об охотнике. ( Он помог маме …..) - То есть можно сказать, что охотник совершил хорошие поступки. - Так что же еще помогает нам рассказать о человеке кроме его внешних признаков ( его поступки Слово поступки вывешивается в третий столбик). - Давайте рассмотрим иллюстрации сказочных героев, предложенных в учебнике на стр 25, вспомним, какие поступки они совершили и попытаемся ответить на вопрос том, какие они. Работать будем в паре. Пара закончившая работу встает. Ответы детей ( Имя героя) ( что делает), поэтому он ( она ) ( какой?) ( какая?). - Кто согласен с ответом выступлением группы? Кто не согласен? Кто хочет что –нибудь дополнить? Оцените работу пары. -Итак ребята, что же еще кроме внешних признаков приходит к нам на помощь при оценке человека ( его поступки) - Вы молодцы. Оцените свою работу на данном этапе урока смайликом. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают свое мнение; самостоятельно анализируют иллюстрации, определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная Работа в паре Взаимооценка самооценка | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: точно выражают свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося | Устные ответы Наблюдение |
| Прослушивание аудиозаписи | Речь - Послушайте следующие голоса. Кому они принадлежат. Можно ли по ним рассказать о человеке | Слушают запись, анализируют голоса героев, делают выводу об их личности | фронтальная | | |
| Работа с учебником Сообщение ученика | Характер Итак ребята, ежедневно мы сталкиваемся с большим количеством новым людей и составляем свое представление о нем по его внешности и поступкам.А как вы думаете, существует ли на свете два совершенно одинаковых человека? ( Нет) - Совершенно верно ребята, каждый человек уникален и двух совершенно одинаковых людей не существуют. Даже если рассмотреть наших близняшек Олю и Наташу, то можно прийти к выводу, что они отличаюся. Подумайте и скажите, чем же они отличаюся ( Дети высказывают мнения, нужно услышать ответ, что они отличаются характерами). Слово характер вывешивается в III столбик - Да, конечно, ребята у каждого человека свой характер. И вы в своей жизни уже не раз слышали слово характер, а как вы думаете, что оно обозначает? ( мнения детей) - Сверьте свои предположения, прочитав материал учебника на стр 24. ( Дети читаю). Итак, что же такое характер? ( Это неповторимое сочетание особенностей личности) - Давайте послушаем, что нам сообщит о значении этого слова Камила ( Сообщение) -СЛОВО ХАРАКТЕР НЕ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ……….это неповторимое, уникальное сочетание особенностей личности . С годами может меняться проявление характера, но сам он неизменен. Существует свыше 1500 черт характера, но только некоторые из них составляют основной “узор” характера человека, те которые являются главными, устойчивыми. Характер определяет наши поступки, мысли, чувства. Поэтому по поступкам человека мы можем судить о его характере. Описывать характер своего знакомого, мы начинаем с тех черт, которые отличают его от остальных людей . | Слушают учителя, отвечают на вопросы Прослушивают сообщение. Делают выводы | Фронтальная | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: точно выражают свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося | Устные ответы |
| Самоонализ | Тест «Мои черты характера» Характер человека состоит из положительных и отрицательных черт характера. Какие положительные черты характера вам известны - Какие отрицательные черты характера вам известны - Как вы думаете могут ли у человека присутствовать только положительные или только отрицательные черты характера Я предлагаю вам выполнить самоонализ своего характера и зополнить таблицу « Мои черты характера». В первый столбик вы должны будите выписать свои положительные черты характера, а в другой – отрицательные ( индивидуальная работа. Кто заканчивает, тот встает . Для тех, кто затрудняется в подборе слов, можете воспользоваться подсказкой.( доброта, хитрость, застенчивость, честность, жестокость, эгоизм, аккуратность, смолюбие, злость, небрежность, смелось, Жадность, общительность, необязятельность, самостоятельность. Отзывчивость) _ Кто не постесняется зачитать что у него получилось? ( выслушиваю ответы детей) - Какой столбик было труднее заполнять ( Второй) - Почему ?( Не хочется видеть в себе плохие качества) - А как вы думаете, нужно ли бороться с отрицательными чертами характера или нужно смириться и жить с ними вместе.( Нужно бороться) - Как это можно делать ( Контролировать свои поступки, обладать самообладанием) Молодцы. Оцените свою работу на данном этапе урока.( Дети изображают смайлик) - Итак ребята, мы пришли к выводе, что не существует двух совершенно одинаковых людей, потому, что все мы отличаемся своим характером. | Выполняют самоанализ. Анализирую черты своего характера, делают выводы в беседе с учителем определяют свое эмоциональное состояние | Индивидуальная Самооценка | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: точно выражают свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося | |
| Просмотр мультфильма Работа по карточка Самоанализ | Оптимист Пессимист - Назовите героев Мультфильма - Давайте по пробуем охарактеризовать каждого героя, проанализировав их внешние признаки и поступки, харакер. ( Ох – грусный печальный, смотрит на жизнь мрачно. Он думает, что жизнь готовит ему только неприятности и у него нет причин для радости Ахо – веселый задорный, жизнерадостный, верит в чудеса, редко огорчается) - Приходилась ли вам встречать таких людей, которые, как и Ох - Кто слышал, как называют таких людей ?( мнения) - Таких людей, которых с унынием смотрят на жизнь называют пессимистами. ( табличка в третий столбик), а людей, похожих на Ах- – оптимистами. - На столах у вас лежат карточки с именами сказочных героев. Распределите их в две группы по признаку – оптимист – пессимист. Девочки возьмите героев – оптимистов, а мальчики – героев пессимистов. Одну пару можно пригласить к доске. ( карточки: Кот леопольд, Осли ИА, Золушка, Петрушка, Карлсон, Царевна Несмеяна, Малыш, Кот Матроскин - Молодцы, оцените работу пары. - Подумайте на кого из этих героев больше похожи вы? - Сделайте вывод о том, кем вы являетесь оптимистом или пессимистом. Кто хочет поделится своими размышлениями с классом. ( Дети высказывают свои мнении) - Молодцы оцените свою работу на данном этапе урока. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, В паре выполняют предложенные задания, осуществляют взаимопроверку Выполняют самоанализ своей личности | Фронтальная Работа в паре Взаимоанализсамоанализ | | Устные ответы Устные ответы. Письменные ответы |
| Работа с учебником | Воспитание - Итак, ребята, мы уже с вами выяснили, что рассказать о человеке можно по его внешним признакам, поведению,и чертам характера. А как вы думаете, характер – это врожденное качество человека или приобретенное( приобретенное) - Выскажите свое мнение о том, как человек приобретает свой характер. - Давайте сверим свои предположения, прочитав материал учебника на стр 25 26 - Отчего же зависит, вырастит ребенок добрым или злым, жадным или щедрым? - Конечно ребята, это зависит прежде всего от воспитания, от того, в каком окружении он живет. - | Самостоятельно выполняют задания; . Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения | Индивидуальная, фронтальная | | Устные ответы |
Итог урока | Прослушивание притчи | Притча - Закончит ша урок я тоже хочу притчей .Послушайте её Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках» Неповторимые черты нашего характера не выдаются раз и на всю жизнь, как паспорт, каждая из этих черт может быть в наших руках. Формирование характера продолжается в течение всей жизни. Можно пустить его на самотёк, а можно управлять этим процессом в соответствии со своими желаниями, целями, планами. Тогда и жизнь будет не стихийной, подчинённой бесконечным обстоятельствам, а осознанной, желания и планы - исполнимыми, задачи - разрешимыми. | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная | | Устные ответы Наблюдение |
Рефлек сия | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - Итак ребята, давайте подытожим. Какой вопрос мы поставили в начале урока? ( Как узнать человека) - Нашли ли мы на него ответ? ( Да) - Сформулируйте его, каждый сказав по одному доводу. Кто отвечает, остается стоять.- - Итак ребята, для кого урок был плодотворным. Подытожьте свою работу на уроке, проанализировав каких смайликов у вас оказалось больше. - Для кого урока был плодотворным? Средним? С ( Учитель соглашается или не соглашается с оценками ребят) | определяют свое эмоциональное состояние | индивидуальная | Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения | Устные ответы |
Резерв | | Резерв Игра « Я знаю» Тест по определению своего характера | | | | |
Домаш нее задание | | 4,5- подумать, как можно бороться с вредными чертами характера 3 – ответы на вопросы по материалу учебника | Записывают домашнее задание | | | |