Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира курса "Человек и человечество" Тема урока: "Как узнать человека?" »
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики Кудряшова Римма Петровна
Урок окружающего мира курса «Человек и человечество»
Тема урока: «Как узнать человека?»
Цели по линиям развития личности
Линия 1. Овладение картиной мира:
учиться определять по поведению людей их черты характера.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:
Учиться определять, что объединяет людей с разными характерами.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Постановка проблемы.
Учитель: Итак, ребята, наши друзья Анюта и Илюша у нас на уроке. Посмотрите на их одежду и угадайте, где они побывали?
Слайд №1
Ученик: В походе.
Учитель: Да. Урок начнем с истории, которая приключились с Илюшей и Анютой во время туристического похода.
Учитель: А узнаем это, если прочитаем текст.
Слайд №2
Дети по ролям читают текст, первую часть.
Учитель: Что думает о случайно встреченном человеке Илюша?
Ученики: Что он злой и грубый.
На доске появляется запись: «Охотник - злой и грубый».
Учитель: Почему у Илюши сложилось такое мнение об охотнике?
Ученики: Его внешность не понравилась.
Учитель: Послушайте историю дальше.
Слайд №3
Ученик читает вторую часть текста.
Учитель: Чего ожидал Илюша?
Ученики: Что произойдет что-то плохое.
Учитель: Каким на самом деле оказался охотник?
Ученики: Добрый, веселый.
На доске появляется запись: «Охотник – добрый, веселый».
Учитель: А почему вы так думаете? Почему Илюша изменил свое мнение об охотнике?
Ученики: Охотник помог нести рюкзак, показал дорогу, рассказывал смешные истории.
Учитель: К кому относятся слова злой, грубый?
Ученики: К охотнику.
Учитель: А слова добрый и веселый?
Ученики: К охотнику.
Учитель: Может ли один и тот же человек одновременно быть злым – добрым, грубым веселым?
Ученики: Нет.
Учитель: Какое вы заметили противоречие?
Ученики: Человек один, а мнение о нем разные.
Учитель: Так, какой же охотник – злой или добрый? Грубый или веселый?
Что надо сделать, чтобы правильно оценить личность?
Ученики: Надо его лучше знать.
Учитель: Какой у нас возникает вопрос?
Ученики: Как узнать человека?
Проблема урока записывается на доску. Как узнать человека?
Слайд №5
2. Актуализация знаний.
Слайд №6
Учитель: Ребята, чтобы ответить на главный вопрос урока, давайте с вами вспомним, какие признаки человека являются врожденными?
Ученики: Особенности строения человеческого организма (тело, руки, ноги, голова), особые черты внешности.
Учитель: А какие признаки являются приобретенными?
Ученики: Это те признаки, которые ребенок приобретает вырастая в обществе (научиться думать, разговаривать, понимать других).
Учитель: Что такое внутренний мир?
Ученики: Это интересы, переживания, мысли, убеждения человека.
Учитель: А как он проявляется?
Ученик: В поступках.
Учитель: Что скажете про личность?
Ученики: Так называют каждого обладающего разумом человека с его неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, убеждениями, способностями, чертами характера.
Учитель: На что обратил внимание Илюша, когда оценивал охотника?
Ученики: Обратил внимание только на черты лица (на врожденные признаки).
Судил по одежде.
Этот человек похож на кого-то, значит, и его личность тоже похожа.
3. Поиск решения проблемы.
1. Характер.
Учитель: Какие особенности личности человека вам нравятся?
Учитель: Как вы думаете, что в характере человека появляется раньше – привычка или черта характера?
Ученики: Пытаются ответить на вопрос.
Учитель: А теперь найдите ответ на этот вопрос в учебнике.
Ученики: Находят ответ в учебнике. Зачитывают.
Учитель: Так как же узнать, какой у человека сложился характер?
Ученики: Пытаются ответить на вопрос.
Учитель: А теперь найдите ответ на этот вопрос в учебнике.
Ученики: Находят ответ в учебнике, стр. 26.
Физкультминутка.
Учитель: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. В ходе этой игры мы с вами
узнаем, кто какими чертами характера обладает. Я буду называть и положительные черты характера, и отрицательные. Играем честно.
Кто считает, что он послушный, пусть встанет.
Кто считает, что он отзывчивый, помашите ручками.
Кто считает, что он аккуратный, встряхните с себя пыль.
Кто считает, что он шустрый, повернитесь вокруг себя.
Кто считает, что он умный, погладьте себя по голове.
Кто считает, что он любознательный, посмотрите вверх.
Кто считает, что он вежливый, улыбнитесь всем вокруг.
Кто считает, что он скромный, сядьте на свои места.
4. Самостоятельное применение нового знания.
1. Учитель: Откройте рабочие тетради на стр.10 и выберите правильные утверждения из задания №1.
Ученики: Выполняют работу самостоятельно.
Слайд №7
Коллективная проверка или через экран (можно на экране с ошибками)
2. Работа в группах.
Слайд №8
Каждой группе раздаются карточки с чертами характера.
Учитель: Распределите черты характера по группам.
Ученики: Сначала работают в группах, а потом прикрепляют карточки с чертами характера на доску по группам (положительные и отрицательные).
3. Задание из учебника.
Учитель: На стр.25 учебника есть рисунки со сказочными героями. Давайте попробуем определить, какие черты характера им присущи?
Каждой группе по одной картине. Слова выбирайте с доски.
Каждая группа выступает.
Учитель: Ребята, на что надо было обратить внимание, выполняя задание – на внешний вид или поступки?
Ученики: На поступки.
Итог урока
Слайд №9
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Как узнать человека?
Учитель: Как же можно узнать человека?
Ученики: По поступкам, по словам.
Учитель: Почему, оценивая человека по внешности, легко допустить ошибку?
Ученики: Пытаются ответить самостоятельно. Внутренний мир человека проявляется только в словах и поступках. Надо с человеком общаться. Затем читают вывод в учебнике на стр. 26 учебника.
Учитель: Ребята, сможете ли вы пользоваться знаниями, которые получили сегодня на уроке в жизни? Если да, то в каких ситуациях?
Ученики: Когда выбираем друга, когда знакомимся с человеком в первый раз.
Учитель: Как вы оцените свое участие на уроке? Справились с заданиями?
Кто оценит свою работу на «отлично»? Почему?
А кто оценит свою работу на «хорошо»? Почему?
Домашнее задание.
Слайд №10
Учитель: Составь список из любых десяти черт своего характера в рабочей тетради.