2 | Актуализация опорных знаний и мотивация Фиксирование затруднения Целеполагание | Учитель: Не забывайте, что на уроке математики мы развиваем математическую речь, учимся доказывать, рассуждать. Чтобы справиться со всеми заданиями, начнем урок с «Гимнастики для ума», устного счета
а) Матем. диктант Записываем ответы в строчку Сумма чисел 4 и 3 Первое слагаемое 2, второе 7, найди значение суммы Найди разность 9 и 5 Число 3 увеличь на 5 к 3 прибавить 7, Разность 9 и 6 8 уменьшить на 3 На сколько 8 больше чем 2 На сколько 4 меньше 6 7, 9, 4, 8, 10, 3, 5, 6, 2 Какое задание можно придумать с этими числами? (м. сравнить числа, м. составить и решить выражение) - Запишем по 3 суммы и разности в каждый столбик б) Работа «с магическим квадратом». - Ребята, а еще можно попробовать из чисел составить Магический квадрат (В магическом квадрате сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях должна быть одинакова). Проверьте, является ли квадрат «магическим».(да, сумма по прямой в любом направлении - 18) - Составь 3 сложных выражения, доказывающих, что квадрат волшебный, т.е значение выражений =18 - Какие расставили знаки действий? - В каком порядке выполняем действия? (по порядку слева - направо) А я придумала к 3-му столбику другое выражение 18 – (4+ 5) (на доске) - Решите его. Возникла проблема Подойдя к решению последнего выражения, дети определяют, что ещё не выполняли вычислений со скобками. -Какой возникает вопрос? (Как считать, для чего нужны скобки?) Тема урока: Решение выражений, содержащих несколько действий. Скобки и их роль в выражениях -Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Цель: Учиться решать сложные выражения со скобками и без). -Мы смогли ответить на вопрос: «чего я не знаю», определили тему урока. Попробуем сами найти способ решения | индивидуальная работа (дети у доски, остальные в тетради) - сверка с доской, сигналы Фронтальная работа Работа в парах (сверка с доской) сигналы 7 + 2 + 9 3 + 10 + 5 3 + 6 + 9 |
3 | Новая тема | -Какие способы решения вы предлагаете? Выполнять действия по порядку, не обращая внимания на скобки; не выполнять то действие, которое записано в скобках; сосчитать сначала в скобках, а потом выполнить оставшееся действие После каждого предположения задаются вопросы: « Кто согласен с предлагаемым вариантом?», « Кто думает иначе?» Результаты предлагаемых решений учитель записывает на доске. -Кто же прав? Наши помощники верно выполнили действия. Может их результаты помогут нам определить значение скобок в выражениях? На доске открывается запись. (10 – 6) + 3 = 7 10 – (6 + 3) = 1 -Чем похожи и чем различаются записи? В результате обсуждения приходим к выводу, что скобки нужны для того, чтобы показать, какое действие нужно выполнять первым. -Давайте сравним наш вывод с учебником с. … -Какой выберем ответ к выражению 18 – (4+ 5) =? (9) Итак, подведем итог открытия нового знания - составим алгоритм решения сложных выражений Скобки в выражении ДА НЕТ в скобках по порядку. 2) по порядку | В тетрадь |
4. | Первичное закрепление самопроверка по эталону Рефлексия | Найди значение выражений, используя алгоритм 4 +10 - 3= 9 - (8 - 2) = (7 - 4) +5 Работа в группах: Составьте сложные выражения (без скобок) с числами 9, 3, 5. Найди их значение ( карточка) 9 | | 3 | | 5 | = | | | | | | | | | 9 | | 3 | | 5 | = | | | | | | | | | 9 | | 3 | | 5 | = | | | | | | | | | 9 | | 3 | | 5 | = | | 9+3+5=17 9-3+5=11 9+3-5=7 9-3-5=1 -Запиши второе выражение со скобками так, чтоб его значение осталось прежним. -Запиши второе выражение со скобками так, чтоб его значение изменилось. 5+10 - 2 9 + (5 - 3) | Экран, сверка (9-3)+5=11 9-(3+5)=1 |