kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Милосердие и сострадание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:    Основы православной культуры.

Класс: 4

Тема: «Милосердие и сострадание»

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

1.Ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике.

2. Усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание. 3.Осознание  значимости  заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование:

  • презентация;
  • песня-притча “Окно” С.Копылова;
  • слайд-фильм “Милосердие. ”;
  • раздаточный материал: объяснение слов “этика”, “милосердие”;
  • текст - притчей “Незабудка”, “Милосердие”;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Милосердие и сострадание»»





Урок

по Основам православной культуры

в 4 классе

«Милосердие и сострадание»



Работу выполнила:

учитель начальных классов

Муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области»

Агафонова Светлана Михайловна






Декабрь, 2015г.


Предмет: Основы православной культуры.

Класс: 4

Тема: «Милосердие и сострадание»

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

1.Ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике.

2. Усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание. 3.Осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование:

  • презентация;

  • песня-притча “Окно” С.Копылова;

  • слайд-фильм “Милосердие. ”;

  • раздаточный материал: объяснение слов “этика”, “милосердие”;

  • текст - притчей “Незабудка”, “Милосердие”;





















Ход урока

  1. Подготовительный этап.

Тренинг общения: Учитель выстраивает детей в круг, предлагает прикоснуться друг к другу ладонями, передать тепло своих рук, хорошее настроение, улыбку.

-Добрый день, дорогие ребята. Надеюсь, вы почувствовали прилив сил и настроились на нашу совместную работу. Прошу всех садиться.


2. Повторение (закрепление) материала. Проверка домашнего задания.

А) По определению вспомните слово.

● то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

● то, что удаляет от добрых целей, в православии есть синоним: грех.

● то, что указывает на грех, подсказывает, как должен поступить человек.

● это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам.

Б) Распредели высказывания на две группы.(Использование ИД)

ДОБРО ЗЛО

Помогает другим людям.
Вредит ближнему.
Помогает росту души человека.
Радует Бога.
Разрушает человека.
Реализует недобрые мысли и чувства человека.

(Демонстрация фрагмента из м/ф «Песенка «Приключения Фунтика»)

Итог: Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,
а тот, кто не умеет делать зла (В.О.Ключевский).

В) - Какие заповеди вам были известны?

- О каких заповедях вы узнали на прошлом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Соотнеси пословицу и заповедь (работа в группе)

●Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

●Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.

●Вору потакать – что самому воровать.

●На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

●Насилие яд для души.

Не завидуй. Не укради. Не убивай. Не лги. Почитай отца твоего и матерь твою.




3. Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на занятие.

- Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадского: Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.

-Прослушайте песню-притчу “Окно” Светланы Копыловой.

Беседа.

Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди? - Какие?

- К чему это привело?

- Как можно назвать поступок больного, который не видел?


4. Новая тема.

- Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.

- Посмотрите на эпиграф урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

- И так я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге, ответственности.

- Как вы понимаете значение слов: "милосердие" (милое сердцу, хорошее, доброе),

«сострадание» (со – страдать, сочувствовать, переживать), «долг» (обязанность, необходимость)?

Христос же ответил на заданный вопрос притчей о добром самарянине.

(Просмотр притчи “Добрый самарянин”.)

- Как по-вашему мнению, кто такой добрый самарянин?

Словарная работа.

Притча – нравоучительный рассказ.

Самарянин – житель самарянской земли.

Священник, левит – служители храма.

Вопросы после просмотра:

-Какой вопрос был задан Христу?

-Как ответил Христос?

-Кто шёл по той же дороге?

-Что сделал каждый из них?

Притча о милосердном самарянине кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему,- имеет таинственный смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, праотец Адам, а следовательно всё человечество, не устоявшее в добре лишилось рая.

Разбойники – бесовские силы, которые позавидовали человеку и толкнули его на путь греха.

Раны – язвы греховные, обессиливающие нас.

Милосердный самарянин – сам Иисус Христос, который возлил на раны масло и вино. В народном восприятии со словом «масло» связывается слово «милость» и происходящий от него глагол «помиловать».

Масло – это слова проповеди о Радости спасения, а вино – строгое предупреждение о наказании для грешников.

Гостиница – Церковь Божья.

Хозяин гостиницы – пастырь, священник.

Масло – милость – миловать

*Словарная работа: добрый самарянин.

- Что же обозначает притча Христа?

И Он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”.

И, конечно, Сам Христос всегда служил людям примером во всём.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время — и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.

- Как бы вы назвали поступок людей, которые умеют прощать?!

- Людей, про которых в народе говорят - у них “золотое сердце, которое милует, любит и жалеет”. (Милосердие)

Это значит, - быть к другим людям милосердным!

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

- Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

*Словарная работа: милосердие.

Перед учащимися на столах – распечатки со значением слова “милосердие”, выберите верное значение слова (даны разные варианты ответов, есть неверные варианты ответа, на партах разные варианты значения слова).

Милосердие:

это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды;

это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, не делающее различий между "своими" и "чужими", родными и неродными, близкими и далёкими;

это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.


5. Групповая работа.

- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)

- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?

- Как вы думаете, сегодня человек несёт другому человеку больше зла или добра? Почему?

Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии.

Исполни эти правила, и будешь счастливым!” – говорит людям Иисус Христос.

Однажды его спросили, а какая самая главная среди множества заповедей?

-Как вы думаете, что ответил Иисус Христос.

Выборочное чтение текста.

Прочитайте и найдите ответ на стр. 42 - “Люби ближнего как самого себя”.

- А кто такой ближний?

- Как вы понимаете данное выражение?

*Словарная работа : ближний.

6. Физминутка.

Релаксация (музыка).

Упражнения на расслабления мышц. Закройте глаза. Слайд 15

- Представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Какого они цвета? Почему вы выбрали эти цвета? - Расскажите.

7. Беседа по новой теме.

- Нужно ли милосердие сегодня?

- Откуда в людях равнодушие?

- Почему бездушие и жестокость стали нормой жизни?

- Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

Посмотрите на слайд и на стр. 44 учебника иллюстрации..

Кто эти женщины на фотографиях?

Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”.

Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям?

Конечно, все мы должны это делать!

На кого же мы можем направить своё милосердие и сострадание?

- Как вы думаете можно ли назвать поступки детей милосердными. Почему? Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра? Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?

Игра "Стул доброты" Ребята по очереди садятся на украшенный стул и рассказывают о своих добрых поступках.

- Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным  и незаметным для него самого, как и его собственное дыхание?

8. Домашнее задание.

Вот и подходит к концу наш урок. О добре, милосердии и сострадании можно говорить еще очень долго и каждый раз находить что - то новое и неизвестное.

- Выбери то домашнее задание , которое тебе кажется наиболее интересным.

1) Прочитай историю в рубрике «Это интересно»- страница учебника 44. Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост? Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелёк?

2) Найди в тексте историю о милосердии, о которой мы не говорили в классе. О ком повествует эта история, и в чём выразилось милосердное отношение к людям её главного героя (героини)?

3) Заполни таблицу: «Как поступить?»

Нельзя поступать по принципу:

Как ты поступишь

Как ты ко мне, так и я к тебе

 

Так тебе и надо

 

Получай по заслугам

 

4) Составить синквейны со словами: сострадание, милосердие. Возможные синквейны:

1. Сострадание. 1. Милосердие.

2. Любящий, отзывчивый. 2. Добрый, переживающий.

3. Сочувствовать, переживать, помогать. 3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Мы должны проявлять сострадание. 4. Помогать нуждающимся в помощи

5. Необходимо. 5. Забота.

9. Подведение итогов.

- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

На следующем уроке мы поговорим об одном из дел милосердия – милостыне.

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке?

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.


10.Рефлексия.

(Звучит мелодия из песни "Дорогою добра")

Мы начали составлять с вами Книгу Памяти. Пусть она станет началом нашего нового проекта "Мы этой памяти верны".

-Что полезного мы можем сделать для них? (нацелить на акцию "Поздравление ветерану").

- Вот мы с вами и наметили новую цепочку добрых дел.

Возьмите свои бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Закройте глаза, подумайте о том, что бы вы хотели сделать после нашего сегодняшнего разговора? (Дети отвечают.)

Посмотрите, какие чудесные бусы у меня в руках, бусинки крепко связаны друг с другом, как мы с вами, но в тоже время каждая бусинка существует отдельно, доброе дело одного вливается в большую реку доброты.


Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья,

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пуст всегда будет главным Урок Доброты!












11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Милосердие и сострадание»

Автор: Агафонова Светлана Михайловна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 293010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по основам православной культуры по  теме "Милосердие и сострадание" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-osnovam-pravoslavnoi-kul-tury-po-tiemie-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "246638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446410974"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по ОПК "Милосердие и сострадание". "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-opk-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "236945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444205185"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Презентация к уроку по теме "Милосердие и сострадание" по ОРКиСЭ "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-milosierdiie-i-sostradaniie-po-orkise"
    ["file_id"] => string(6) "197402"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428240350"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Милосердие и сострадание "
    ["seo_title"] => string(27) "milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "198524"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428416100"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-kursu-orkse-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "123805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414576249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства