kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по чтению Э. Мошковская « Я маму мою обидел»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Э. Мошковская « Я маму мою обидел»

Цель: Учить анализировать текст, выделять главное, сравнивать.

Задачи: познакомить с творчеством Э.Мошковской и содержанием произведения,   формировать читательские умения. Развивать умение сравнивать, рассуждать, развивать у учащихся познавательную активность. Содействовать воспитанию нравственной позиции:содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям, к маме.

Тип урока: комбинированный

Ключевые понятия: прощение, любовь, уважение.

Ценность : любовь.

Ожидаемый результат: умение выделять в тексте главное, делать выводы по результатам совместной работы с текстом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Э.Мошковская Я маму мою обидел»

Тема: Э. Мошковская « Я маму мою обидел»

Цель: Учить анализировать текст, выделять главное, сравнивать.

Задачи: познакомить с творчеством Э.Мошковской и содержанием произведения,  формировать читательские умения. Развивать умение сравнивать, рассуждать, развивать у учащихся познавательную активность. Содействовать воспитанию нравственной позиции:содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям, к маме.

Тип урока: комбинированный

Ключевые понятия: прощение, любовь, уважение.

Ценность : любовь.

Ожидаемый результат: умение выделять в тексте главное, делать выводы по результатам совместной работы с текстом

Материальное обеспечение урока: учебник, ИКТ, рисунки детей и открытки. 

Ход урока:

1. Организационный момент. Слайд №2

Книга- это лучший друг,
Обо всём она расскажет,
И расширит знаний круг,
И на верный путь укажет.
С книгой можно отдохнуть,
С ней короче длинный путь .
Книга жизнь нам осветила.
В чтении – знание,
А знание сила!

Жужжащее чтение по методике Федоренко ( 3 мин)

2. Круг радости Слайд №3

Хоровое чтение стихотворения

Начинается мой новый день.
Я с любовью встречаю его.
Вновь большой меня встретит мир.
Он несёт мне свет и тепло.

Здравствуй, мой одноклассник, мой друг!
Я спешу поделиться с тобой
Тем, что очень волнует меня,
Тем, что я становлюсь другой.

Мир объятия свои распахнёт:
Сколько новых открытий вокруг!
С оптимизмом вперёд я смотрю,
И друзей моих ширится круг.

-Какие чувства вызывают строки из этого стихотворения?

- Чему стихотворение нас учит, на что настраивает?

3. Цитата урока : «Люди, я прошу вас! Не стесняйтесь доброты своей!»

Слайд №4

- Как вы понимаете эти слова?

- Из какого произведения эти строки?

- Кто автор?

4. Проверка домашнего задания

А) Повторение знаний о биографии Расула Гамзатова. Слайды № 5,6,7

1) Когда и где родился Расул Гамзатов?

2) Во сколько лет он начал писать стихи?

3) Когда вышел первый его сборник стихов?

4) На каком языке он писал стихи?

5) Сколько книг он оставил в наследие своим читателям?

6) Какие качества особенно ценятся на его родине, в Дагестане?

7) От чьего имени написано стихотворение?

Б) Повторение правила выразительного чтения стихотворения.Слайд №8

  1. Познакомить с автором и названием стихотворения.

  2. Читать громко и без ошибок.

  3. Читать выразительно, соблюдать интонацию и знаки препинания.

В) Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения Р.Гамзатова «Берегите друзей».

Легче мы друзей своих теряем,

Обретать же их куда трудней.


Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу

И коня не торопись менять.


Люди, я прошу вас,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.


Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло!


После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

Г) Анализ произведения. Вопросы и задания. Слайд № 9

1.Почему поэт так назвал стихотворение?

2. Какие чувства вызывает чтение этого стихотворения?

3. Над чем оно заставляет задуматься? (выборочное чтение)

4. Какая из пословиц подходит к этому стихотворению? Слайд № 10

- Давайте познакомимся с «Кодексом дружбы» Слайды № 11-17

  • Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знай, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругать

  • Помни, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайся переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

  • Дружба – это взаимный процесс! Значит и от тебя требуется понимание, внимательность по отношению к другу.

  • Не поступай с другом так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой.

  • Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

  • Никогда не говори плохо о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

  • В дружбе - сила!Береги и уважай своих друзей!

Д) Вопрос: Как вы понимаете смысл пословицы «Дерево держится корнями, а человек – друзьями»

-Кто для вас является самым лучшим другом в жизни ?- Мама

2. Вступительная беседа.

Составление кластера о маме

- Какие ассоциации у вас вызывает слово МАМА (раскрываются рисунки детей с портретом мамы)

Просмотр видеоролика «Притча о маме» Слайды № 18-20

Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой.
Как она обрадовалась, когда увидела вас!
Как счастливо светились ее глаза!
На вашей ручке была привязана бирочка с фамилией мамочки.
На бирочке было число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес и рост.
Эта бирочка – ваша самая первая “медаль”.
Тогда мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый.
Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.
Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь.
Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку.
Мама всегда была рядом.
А когда ты не мог уснуть, мама брала тебя на руки, прижимала к груди и пела красивую, добрую колыбельную песенку.

-Как вы думаете, легко ли быть мамой?

Быть мамой это большой груз ответственности. Вот статистика одного журнала, который приводит такие цифры Слайд №21

Мамы проводят у постели больных детей более 3000 тысяч бессонных ночей

Мамы готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд

А еще они стирают горы белья. Если сложить постиранное ими белье, то получится гора по высоте с Эльбрус

Если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего земного шара


Слайд №22

Мамы поют песни и читают стихи

Вяжут и шьют

Радуются и огорчаются

Чаще всего из-за нас, детей

А еще мамы плачут.

Мамины слезы - это море или даже океан,

который можно назвать океаном грусти.

Вопрос для обсуждения: Когда наши мамы огорчаются?

Определение темы урока.

Знакомство с биографией Э.Мошковской. Слайд №23

Очень много писателей, поэтов, композиторов, художников посвящают свои произведения самому дорогому человеку на свете – маме. И в их числе Эмма Эффраимовна Мошковская родилась в Москве в 1926 году. В 1960 году решилась отправить несколько своих стихотворений в редакцию детского журнала «Мурзилка», а затем её стихи были опубликованы «Пионер» и «Вожатый». В 1962 году поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей . В 70-е годы пополнила копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов.

-Сегодня мы прочитаем стихотворение Э.Мошковской «Я маму мою обидел» Слайд №24 ( Домашнее задание - просмотреть дома мультфильм)

Первичное чтение стихотворения учителем.

-– Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? (Жаль мальчика, жаль маму.)

Чтение стихотворения учащимися про себя

Анализ произведения.– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Как мы об этом узнали?

- Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

-Какое решение он принял?

- Он решил сам себя наказать разлукой с мамой и … уйти из дома: «Найду я палку покрепче, уйду я, уйду в тайгу».

-– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? Нам остается только догадываться об этом.

-Как вы думаете, для чего мальчик хочет уйти в тайгу?

-Согласны ли с этим решением?

-Можно ли выпросить у мамы прощение по-другому? Какой совет вы бы дали мальчику?

Вывод Мама – самый близкий человек, самый родной. Любящий сын не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.

Представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова…

( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная) Слайд №25

Работа над выразительным чтением

- Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину? Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины.

- Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу? Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя.

-О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, а закончите – радостно.

Слайд № 26

Вывод Мама – самый близкий человек, самый родной. Любящий сын не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.

Рефлексия

-Чему хотела научить нас Э. Мошковская?

-Что вы можете сделать, чтобы родители могли вами гордиться?

Слайд №27

1. Д/з выразительное чтение, пословицы о маме

2. Итог урока.

Круг радости «Комплименты для мамы: «Мама- ты у меня-самая….»

Выступление учащихся

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.


Боль за сыновей сильнее мела
Выбелила косы добела,
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!


Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте: дети ранят всех больней.


Мать уйдет, в душе оставив рану,
Мать умрет, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!

Исполнение песни «Мама-лучший друг»




























Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ»

Урок литературного чтения  в 3 классе Э. Мошковская « Я маму мою обидел» Учитель: Юхимчук И.И.

Урок литературного чтения

в 3 классе

Э. Мошковская

« Я маму мою обидел»

Учитель: Юхимчук И.И.

Книга- это лучший друг,  Обо всём она расскажет,  И расширит знаний круг,  И на верный путь укажет.  С книгой можно отдохнуть,  С ней короче длинный путь .  Книга жизнь нам осветила.  В чтении – знание,  А знание сила!   (развитие оптимального чтения)

Книга- это лучший друг, Обо всём она расскажет, И расширит знаний круг, И на верный путь укажет. С книгой можно отдохнуть, С ней короче длинный путь . Книга жизнь нам осветила. В чтении – знание, А знание сила! (развитие оптимального чтения)

Начинается мой новый день.  Я с любовью встречаю его.  Вновь большой меня встретит мир.  Он несёт мне свет и тепло.   Здравствуй, мой одноклассник, мой друг!  Я спешу поделиться с тобой  Тем, что очень волнует меня,  Тем, что я становлюсь другой.   Мир объятия свои распахнёт:  Сколько новых открытий вокруг!  С оптимизмом вперёд я смотрю,  И друзей моих ширится круг.

Начинается мой новый день. Я с любовью встречаю его. Вновь большой меня встретит мир. Он несёт мне свет и тепло. Здравствуй, мой одноклассник, мой друг! Я спешу поделиться с тобой Тем, что очень волнует меня, Тем, что я становлюсь другой. Мир объятия свои распахнёт: Сколько новых открытий вокруг! С оптимизмом вперёд я смотрю, И друзей моих ширится круг.

Цитата урока:  «Люди, я прошу вас! Не стесняйтесь, доброты своей!»

Цитата урока:

«Люди, я прошу вас!

Не стесняйтесь, доброты своей!»

Расул Гамзатович Гамзатов А) Когда и где родился Расул Гамзатов? Б) Во сколько лет он начал писать стихи? В) Когда вышел первый его сборник стихов? Г) На каком языке он писал стихи? Д) Сколько книг он оставил в наследие своим читателям? Е) Какие качества особенно ценятся на его родине, в Дагестане? Ё) От чьего имени написано стихотворение?

Расул Гамзатович Гамзатов

А) Когда и где родился Расул Гамзатов?

Б) Во сколько лет он начал писать стихи?

В) Когда вышел первый его сборник стихов?

Г) На каком языке он писал стихи?

Д) Сколько книг он оставил в наследие своим читателям?

Е) Какие качества особенно ценятся на его родине, в Дагестане?

Ё) От чьего имени написано стихотворение?

Расул Гамзатов

Расул Гамзатов

  • Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестана. Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было восемь лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.
Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и других республик. Издательство «Мелодия» неоднократно выпускало пластинки и диски с песнями на стихи поэта.
  • Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и других республик. Издательство «Мелодия» неоднократно выпускало пластинки и диски с песнями на стихи поэта.
Правила  выразительного чтения стихотворения.

Правила выразительного чтения стихотворения.

  • Представить автора и название стихотворения.
  • Читать громко и без ошибок.
  • Читать выразительно, соблюдать интонацию и знаки препинания.
Вопросы и задания:

Вопросы и задания:

  • 1.Почему поэт так назвал стихотворение?
  • 2. Какие чувства вызывает чтение этого стихотворения?
  • 3. Над чем оно заставляет задуматься? (выборочное чтение)
  • 4. Какая из пословиц подходит к этому стихотворению?
Легче друга потерять, чем найти. Без беды друга не узнаешь. Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Старый друг лучше новых двух. Все за одного и один за всех. Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Легче друга потерять, чем найти.

Без беды друга не узнаешь.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Старый друг лучше новых двух.

Все за одного и один за всех.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

«КОДЕКС ДРУЖБЫ» Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знай, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.

«КОДЕКС ДРУЖБЫ»

  • Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знай, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.

«КОДЕКС ДРУЖБЫ» Помни, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайся переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

«КОДЕКС ДРУЖБЫ»

  • Помни, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайся переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

«КОДЕКС ДРУЖБЫ» Дружба – это взаимный процесс! Значит и от тебя требуется понимание, внимательность по отношению к другу.

«КОДЕКС ДРУЖБЫ»

  • Дружба – это взаимный процесс! Значит и от тебя требуется понимание, внимательность по отношению к другу.

« КОДЕКС ДРУЖБЫ» Не поступай с другом так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой.

« КОДЕКС ДРУЖБЫ»

  • Не поступай с другом так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой.

« КОДЕКС ДРУЖБЫ» Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

« КОДЕКС ДРУЖБЫ»

  • Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

« КОДЕКС ДРУЖБЫ» Никогда не говори плохо о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

« КОДЕКС ДРУЖБЫ»

  • Никогда не говори плохо о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

В дружбе - сила!        Береги и уважай своих друзей!  Музыкальная физминутка

В дружбе - сила!

Береги и уважай

своих друзей!

Музыкальная физминутка

Мама – самое первое слово!

Мама – самое первое слово!

Мама – самое главное слово!

Мама – самое главное слово!

Мама – самое ласковое слово!

Мама – самое ласковое слово!

Статистика одного женского журнала:

Статистика одного женского журнала:

  • Мамы проводят у постели больных детей более 3000 тысяч бессонных ночей
  • Мамы готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд
  • А еще они стирают горы белья. Если сложить постиранное ими белье, то получится гора по высоте с Эльбрус
  • Если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего земного шара
Мамы поют песни и читают стихи Вяжут и шьют Радуются и огорчаются Чаще всего из-за нас, детей А еще мамы плачут. Мамины слезы - это море или даже океан, который можно назвать океаном грусти.

Мамы поют песни и читают стихи

Вяжут и шьют

Радуются и огорчаются

Чаще всего из-за нас, детей

А еще мамы плачут.

Мамины слезы - это море или даже океан,

который можно назвать океаном грусти.

Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место. Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер».  У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми . Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.
  • Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место.
  • Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер».
  • У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми
  • . Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.
«Я маму свою обидел»

«Я маму свою обидел»

Проблемный вопрос -Можно ли выпросить у мамы прощение по-другому? Какой совет вы бы дали мальчику?  ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ

Проблемный вопрос

-Можно ли выпросить у мамы прощение по-другому? Какой совет вы бы дали мальчику?

ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ

МОЯ МАМА ЛУЧШЕ ВСЕХ!

МОЯ МАМА ЛУЧШЕ ВСЕХ!

Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения Подобрать пословицы о маме ИТОГ УРОКА

Домашнее задание

  • Выразительное чтение стихотворения
  • Подобрать пословицы о маме

ИТОГ УРОКА

  • Что я узнал?
  • Чему я научился?
  • Кто хорошо работал?
  • Я говорю …


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
урок по чтению Э. Мошковская « Я маму мою обидел»

Автор: Юхимчук Инна Ивановна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по литературному чтению по теме Е.А. Благинина "Посидим в тишине", Э.Э. Мошковская "Я маму мою обидел""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_po_teme_e_a_blaginina_p"
    ["file_id"] => string(6) "650362"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1715535793"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Урок литературного чтения 2 класс по теме: «Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieraturnogho_chtieniia_2_klass_po_tiemie_ie_a_blaghinina_posidim_v_tishi"
    ["file_id"] => string(6) "411072"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492965004"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспект урока по литературному чтению  Э. Мошковская "я маму свою обидел""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuemoshkovskaiaiamamusvoiuobidiel"
    ["file_id"] => string(6) "318269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460545762"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока по литературному чтению 2 класс  Э. Мошковская "я маму свою обидел""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiu2klassemoshkovskaiaiamamusvoiuobidiel"
    ["file_id"] => string(6) "318270"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460545858"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""Стихотворения: Э. Мошковская, Н. М. Рубцов" "
    ["seo_title"] => string(43) "stikhotvorieniia-e-moshkovskaia-n-m-rubtsov"
    ["file_id"] => string(6) "216503"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433012930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства