Выполнила студентка 45 гр.
Проверила: Метликина С.Д.
Дата: 10.04.2019 г. ФИО студента: Сулейменова Жанель Амантаевна
Тема: Е.А. Благинина "Посидим в тишине", Э.Э. Мошковская "Я маму мою обидел"
Цели деятельности учителя: ознакомление с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.
• Предметные: уметь работать с лирическим стихотворением, анализировать произведение, читать выразительно.
• Личностные: проявлять положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие; показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Оборудование: Литературное чтение: 2 класс: В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – М.: Просвещение, 2012., учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 9:35-9:36 | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Парная форма работы - Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. Итак, ребята, внимание! Начинаем работать | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: вопрос- ответ | 9:36 – 9:38 | Домашнее задание На дом было задано выразительное чтение и по желанию выучить стихотворение. Кто хочет прочитать выразительно? (1 ученик) Кто хочет рассказать наизусть? (2 ученика) Поднимите руку, кто рассказать наизусть. Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко! Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка! Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка! Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка! Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка! Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка! Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка! Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка! Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка! Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка! Правильно, это наши мамы. | Отвечают хором | К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог. Наглядный: учебник | 9:38 – 9:40 | Кто может назвать тему раздела, которую мы изучаем? Как вы думаете, зная тему раздела, о чем мы будем сегодня говорить? Ребята, обратите внимание на стр.119 и стр. 120, сформулируйте тему нашего урока. Какие цели мы поставим на урок? | Женский день. Предположения детей Тема: "Е.Благинина "Посидим в тишине" и Э. Мошковская "Я маму мою обидел..." Цели: понять, что говорят поэтессы о маме. | К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний. Р.: принятие и сохранение учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Наглядный: учебная презентация | 9:40 – 9:42 | Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года в многодетной семье. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее. Елена Благинина поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве. Она много печаталась на страницах журнала «Мурзилка». Ребята любили и её, и её стихи. Поэтесса посвятила всю свою жизнь работе над детской литературой. Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. За свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей. | Внимательно слушают учителя. | Л: смыслообразование Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Словесный: чтение учителя | 9:42 – 9:54 | Прочитайте название стихотворения, кто может сказать, почему оно так называется? Давайте проверим, правильно ли мы думали. Слушайте очень внимательно. Правильно ли наше предположение. Понравилось ли вам стихотворение? Что больше всего понравилось? Прочитайте про себя строчки, которые рассказывают о том как ведет себя девочка. Как нужно их читать? Кто может прочитать эти 6 строчек? (2-3 человека) Прочитайте о желаниях девочки про себя. Как их надо читать? Как нужно прочитать две последние строчки? | Предположения детей Слушают учителя. Да. Да. Ответы детей Тихо, медленно. «Мама спит, она устала… Ну, я играть не стала. Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой.» Читают По громче, побыстрее. «А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: - Я тоже двигаться хочу. Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать… Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.» С чувством ответственности. | П: построение речевого высказывания Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: участие в учебном диалоге. |
| 9:54 – 9:56 | Прочитайте строчки о луче про себя. Как их надо читать? Почему девочка отказалась от своих желаний? Была ли у вас такая ситуация? Кто прочитает все стихотворение? Анализ | Тихо «Луч метнулся по стене, А потом скользнул по мне. -Ничего,- шепнул он будто,- Посидим и в тишине!..» Она любит маму, понимает то, что она устала. Ответы детей. Читают стихотворение. | П: построение речевого высказывания Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: участие в учебном диалоге. |
Практический | 9:56 – 9:57 | Динамическая пауза Цапля весело гуляла, Всех лягушек разогнала, Покачалась, покачалась, Тину с лапок обобрала, Шейкой длинной повертела, Всю округу осмотрела, К солнцу сладко потянулась, потянулась, Вся встряхнулась, вся встряхнулась, И, укрывшись в камышах, Затаилась, улыбнулась. | Повторяют движения за учителем | |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя Наглядный: учебная презентация | 9:57 – 9:59 | Эмма Эфраимовна Мошковская Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему. | Внимательно слушают учителя. | Л: смыслообразование Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово- ответ Практический: выборочное чтение | 9:59 – 10:10 | "Я маму мою обидел..." Послушайте внимательно стихотворение. Одинаковой ли интонацией чтец читает стихотворение? Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, где и почему меняется интонация. Прочитайте строчки, где сказано как мальчик и мама ведут себя после ссоры. Как нужно читать их? | Слушают. Нет Да Уйти из дома «Из дому мы вместе не выйдем, Не сходим с ней никуда. Она в окно не помашет, И я ей не помашу, Она ничего не расскажет, И я ей не расскажу.» | П: построение речевого высказывания Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: участие в учебном диалоге. |
Словесный: слово- ответ Практический: выборочное чтение | 10:09 – 10:10 | Какое решение принял мальчик? Кто прочитает эти строки? | «Возьму я мешок за плечи, Я хлеба кусок найду, Найду я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу!» | П: построение речевого высказывания |
Словесный: слово- ответ Практический: выборочное чтение | 10:10 – 10:11 | Прочитайте строчки, кем и каким видел себя мальчик. | «Я буду ходить по следу, Я буду искать руду И через бурную реку Строить мосты пойду! И буду я главный начальник, И буду я с бородой, И буду всегда печальный И молчаливый такой.» | П: построение речевого высказывания |
Словесный: слово- ответ Практический: выборочное чтение | 10:11 – 10:12 | Чем и как закончится их ссора? Как надо прочитать эти строчки? Кто хочет прочитать все стихотворение. Анализ. | С надеждой, радостью, облегчением. «И вот будет вечер зимний, И вот пройдет много лет, И вот в самолет реактивный Мама возьмет билет. И в день моего рожденья Тот самолет прилетит, И выйдет оттуда мама, И мама меня простит.» Читают стихотворение. | П: построение речевого высказывания |
VII. Включение в систему знаний Словесный: вопрос- ответ | 10:12 – 10:13 | Какая тема сегодня у нас была на уроке? Какие цели мы ставили перед собой? Какие уроки вы извлекли для себя из стихотворений. | Тема: "Е.Благинина "Посидим в тишине" и Э. Мошковская "Я маму мою обидел..." Цели: Познакомиться с биографией авторов; познакомиться с произведениями, понять, что говорят поэтессы о маме. Ответы детей | Р.: анализировать собственную работу; К.: построение речевого высказывания. |
Словесный: беседа; слово учителя. | 10:13 – 10:14 | Домашнее задание Открываем дневники, записываем домашнее задание, оно будет на выбор- стр.119-121. На отметку 5, надо выучить одно из стихотворений, которое вам понравилось. На отметку 4, выразительное чтение, одного из стихотворений. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Р.: анализировать собственную работу. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: вопрос- ответ; слово учителя. | 10:14 – 10:15 | Откройте дневники, запишите д/з, подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию выучить любое из них. Поднимите зеленый карандаш, кто сегодня хорошо работал на уроке. Поднимите желтый карандаш, кто сегодня работал удовлетворительно. Поднимите красный карандаш, кто сегодня не работал на уроке. Вы огромные молодцы! Урок окончен! | | П: построение речевого высказывания П: построение рассуждения Р: осуществление итогового контроля |