kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Стихотворения: Э. Мошковская, Н. М. Рубцов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Стихотворения: Э. Мошковская, Н. М. Рубцов.
Цели: познакомить с творчеством Э. Мошковской, Н. Рубцова, учить видеть главную мысль в произведении; развивать мышление, речь; с помощью литературы учить доброму отношению к окружающим.
Оборудование: портреты, таблица со слогами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка. Актуализация знаний.
       1.  И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги
Проверка домашнего задания
- Творчество какого писателя мы закончили изучать?
- Вам нравятся стихотворения? Почему? Чем они вас привлекают?
- Сегодня мы познакомимся с новыми поэтами. Это Эмма Эфраимовна Мошковская и Николай Михайлович Рубцов.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение учителя о поэтессе
Эмма Эфраимовна Мошковская (15.04.1926 – ?.?.1981) родилась в Москве. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания. Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов. В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе. В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево». За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки. Секрет этого непреходящего успеха много лет тому назад сформулировал Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Жаль только, что до сих пор остаются неопубликованными «взрослые» лирические произведения, которые Эмма Мошковская писала на протяжении всей своей недолгой, но такой яркой жизни.

2. Работа над стихотворением Эммы Мошковской «Я маму мою обидел».
1) Чтение произведения учителем.
2) Высказывания детей.
3) Беседа по содержанию.
– Правильное ли решение хочет принять мальчик?
– Что нужно сделать мальчику, чтобы мама его простила раньше?
– Как бы вы поступили в такой ситуации?
4) Работа над выразительным чтением.
Физкультминутка
4. Сообщение учителя о Н. М. Рубцове.
Рубцов Николай Михайлович (3.01.1936-19.01.1971), русский поэт. Родился в с. Емецк Архангельской обл., был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В автобиографии сообщал: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в с. Емецк. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где нас и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году. Вскоре умерла мать, и я был направлен в Никольский д/д Тотемского района Вологодской области, где окончил 7 классов Никольской НСШ в 1950. В том же 1950 я поступил в Тотемский лесотехнический техникум, где окончил 2 курса, но больше не стал учиться и ушел. Подал заявление в Архангельскую мореходную школу, но не прошел по конкурсу. В настоящий момент подаю заявление в Тралфлот. Н. Рубцов. 12.09.52 г.».
Учительница А. Меньшикова вспоминала о детдомовце Рубцове: «Он был очень любопытен. Едва ли не каждую перемену подходил со своими друзьями к моему столу и задавал массу вопросов: как, почему, где, что? — все надо знать ему. Старался быть первым во всем. Задачки решал лучше всех, писал лучше всех (четкий бисерный почерк у него был). А если читаешь, особенно стихи, он и ротишко раскроет… Коля любил читать стихи, и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно — там, с героями стихотворения». Первое детское стихотворение самого Рубцова датировано 1945. Село Никольское с храмом Николая Угодника, детдом запечатлены в знаменитых строках «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу…» и во мн. др. стихах.
5. Работа над стихотворением Н. Рубцова «Зимняя песня».
1) Чтение произведения учителем.
2) Высказывания детей.
3) Беседа по содержанию.
– О чем пишет поэт? О чем грустит?
– Какие слова использует для описания?
4) Работа над выразительным чтением.

- Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся вам стихотворению.

IV. Итог урока. Оценивание.
- С какими поэтами мы познакомились?
- Привлекло вас их творчество?
- Где можно прочитать стихи наших поэтов?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений (по выбору)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Стихотворения: Э. Мошковская, Н. М. Рубцов" »


Тема урока: Стихотворения: Э. Мошковская, Н. М. Рубцов.

Целипознакомить с творчеством Э. Мошковской, Н. Рубцова, учить видеть главную мысль в произведении; развивать мышление, речь; с помощью литературы учить доброму отношению к окружающим.

Оборудование: портреты, таблица со слогами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка. Актуализация знаний.

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги

Проверка домашнего задания

- Творчество какого писателя мы закончили изучать?

- Вам нравятся стихотворения? Почему? Чем они вас привлекают?

- Сегодня мы познакомимся с новыми поэтами. Это Эмма Эфраимовна Мошковская и Николай Михайлович Рубцов.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение учителя о поэтессе

Эмма Эфраимовна Мошковская (15.04.1926 – ?.?.1981) родилась в Москве. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания. Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов. В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе. В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево». За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки. Секрет этого непреходящего успеха много лет тому назад сформулировал Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Жаль только, что до сих пор остаются неопубликованными «взрослые» лирические произведения, которые Эмма Мошковская писала на протяжении всей своей недолгой, но такой яркой жизни.


2. Работа над стихотворением Эммы Мошковской «Я маму мою обидел».

1) Чтение произведения учителем.

2) Высказывания детей.

3) Беседа по содержанию.

– Правильное ли решение хочет принять мальчик?

– Что нужно сделать мальчику, чтобы мама его простила раньше?

– Как бы вы поступили в такой ситуации?

4) Работа над выразительным чтением.

Физкультминутка

4. Сообщение учителя о Н. М. Рубцове.

Рубцов Николай Михайлович (3.01.1936-19.01.1971), русский поэт. Родился в с. Емецк Архангельской обл., был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В автобиографии сообщал: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в с. Емецк. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где нас и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году. Вскоре умерла мать, и я был направлен в Никольский д/д Тотемского района Вологодской области, где окончил 7 классов Никольской НСШ в 1950. В том же 1950 я поступил в Тотемский лесотехнический техникум, где окончил 2 курса, но больше не стал учиться и ушел. Подал заявление в Архангельскую мореходную школу, но не прошел по конкурсу. В настоящий момент подаю заявление в Тралфлот. Н. Рубцов. 12.09.52 г.».

Учительница А. Меньшикова вспоминала о детдомовце Рубцове: «Он был очень любопытен. Едва ли не каждую перемену подходил со своими друзьями к моему столу и задавал массу вопросов: как, почему, где, что? — все надо знать ему. Старался быть первым во всем. Задачки решал лучше всех, писал лучше всех (четкий бисерный почерк у него был). А если читаешь, особенно стихи, он и ротишко раскроет… Коля любил читать стихи, и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно — там, с героями стихотворения». Первое детское стихотворение самого Рубцова датировано 1945. Село Никольское с храмом Николая Угодника, детдом запечатлены в знаменитых строках «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу…» и во мн. др. стихах.

5. Работа над стихотворением Н. Рубцова «Зимняя песня».

1) Чтение произведения учителем.

2) Высказывания детей.

3) Беседа по содержанию.

– О чем пишет поэт? О чем грустит?

– Какие слова использует для описания?

4) Работа над выразительным чтением.


- Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся вам стихотворению.


IV. Итог урока. Оценивание.

- С какими поэтами мы познакомились?

- Привлекло вас их творчество?

- Где можно прочитать стихи наших поэтов?



Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений (по выбору)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Стихотворения: Э. Мошковская, Н. М. Рубцов"

Автор: Болесова Юлия Анатольевна

Дата: 30.05.2015

Номер свидетельства: 216503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства