Тема:
Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Цели и задачи:
Познавательные:
- познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Предметные:
- продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Планируемые результаты достижения на уроке:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения выразительно; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;
Надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока. Речевая разминка.
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение Агнии Барто
Мама поет
Мама по комнатам,
В фартуке белом,
Неторопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поет.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Но вот сегодня
Голос знакомый,
Словно совсем и не тот:
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поет.
Голос знакомый,
С особенной силой
Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он…
Не разреветься бы мне.
Что вам хочется сказать о стихотворении?
Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.
Почему мама в стихотворении Барто поет по-другому? Что вы поняли?
Когда мама грустит?
3. Физминутка
4. Работа по теме урока.
А) На доске записано: “Я маму мою обидел”
– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумал, когда прочитали эти слова?
Б) Проблемный вопрос
– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы:
1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. – Как вы думаете, почему Славе было обидно?
2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.
– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?
- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически. )
– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.
А) Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске)
- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)
- Знакомство с биографией Э. Мошковской:
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
Б) Просмотр мультфильма.
- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма, снятого по стихотворению Эммы Мошковской.
Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать, отключить телефон, нельзя что-то есть, пить.)
- Садимся поудобнее и посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)
В) Чтение стихотворения учениками.
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?
- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слов
5. Итог урока. Выставление оценок.
- Понравился ли вам урок? - Что вы узнали на уроке? - За что можете похвалить себя?
– Почему важно в семье любить друг друга? – Как выразить свою любовь к маме?
– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?
- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.