kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок письма 4 класс " Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ппппппппппппппппппррррррррррррррррррооооооооооооооооо

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок письма 4 класс " Родственные слова"»

Урок письма в 4 классе потеме «Родственные слова»



Цели и задачи: познакомить учеников с понятием родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учеников.



Основные виды учебной деятельности:

  • Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

  • Различать родственные слова и синонимы.

  • Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них общую часть и общее значение.

  • Формировать умение выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что ещё неизвестно.

  • Формирование социальной роли ученика.

  • Формирование положительного отношения к учению.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем

  • Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: волевая саморегуляция.

Методы: словесный, наглядный, поисковый, методы беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приёмы: рассуждение.

Форм ы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.







Ход урока: 1) Орг. момент (отчёт дежурного) (урок письма) Слайд №1

Учитель: сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок приключение, полное неожиданностей - путешествие к Земле Знаний.

Кто за приключения!

Все без исключения!

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Ещё немало стран!

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало –

Смелее у штурвала!

2) Вступительное слово учителя.

Учитель:- Как называется команда на корабле? (Экипаж) Слайд №2

Сегодня вы – экипаж, я надеюсь дружный и сплочённый. Совершать путешествие мы будем на этом чудесном паруснике.

- К нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними. Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу?

- Давайте пожелаем друг другу на уроке что-нибудь хорошее и доброе.

Игра « желаю тебе сегодня…» (мотивация)



( На доске числа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.)

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Зачем я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый попробует оценить свою работу на уроке в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к 10. Но для этого нужно хорошо работать, стараться.



3) Актуализация опорных знаний.

(Пословица)

Прежде, чем мы отправимся в путь, нужно проверить экипаж на сообразительность, прочитайте зашифрованную пословицу.

(Всякому мила своя сторона)

Му вся ми ко сво ла я на сто ро

3 1 4 2 6 5 7 10 8 9



-Как вы понимаете смысл пословицы?

Итак, в добрый путь! Я желаю вам удачи! Поднять паруса!



4) Пальчиковая гимнастика.

Отправляемся мы из порта Пальчиковой гимнастики. Необходимо приготовить пальчики для работы, массируем каждый пальчик.

- Здравствуй, пальчик – дедушка!

- Здравствуй, пальчик - бабушка!

-Здравствуй, пальчик - папа!

- Здравствуй, пальчик – мама!

- Здравствуй, пальчик – я!

-Здравствуй, вся моя семья!

5) Работа в тетрадях

Учитель: Ежедневно на корабле ведётся судовой журнал. Ваши тетради – это судовые журналы. Запишем в судовые журналы число и классную работу.

  • Записать число и классную работу.

  • Минутка чистописания. Записать пословицу. Какие правила встретились при написании пословицы? (Ученик работает на доске).

Вот и покидаем мы нашу родную землю! Нас ждут интересные приключения!

  • Словарные слова (Море словарных слов Слайд №3)

Учитель: Мы уже в море словарных слов и думаем про наше путешествие! Небольшое волнение на море! На таком корабле, да с таким экипажем можно плыть к самому горизонту.

Задание: отгадать ребусы, записать словарные слова. (Ученики по «цепочке» пишут на доске).

- Море успокоилось, продолжаем наше путешествие!

6) Изучение нового материала (Остров новых Знаний) Слайд № 4

Учитель: Мы приближаемся к острову Новых Знаний.

  • -О чём мы говорили, когда готовили пальчики? (Мы вспоминали о семье, о тех, из кого она состоит.)

- Как можно назвать этих людей по-другому? (Родственники)

Какие слова будем сегодня изучать? (Родственные слова)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

  • Правильно, вы узнаете: 1. Что такое родственные слова.

2. Какие их признаки.

3.Находить родственные слова среди других слов.

4. Подбирать родственные слова к данному слову.

(задачи вывешиваются на доске)

Учитель: Как и люди, слова живут семьями. Родственники - люди, которые имеют общих родителей, бабушек, дедушек. Родственники похожи друг на друга – глаза серые, носы курносые.

Родственники слова тоже имеют общую примету. Составим памятку, по которой вы будете определять родственные слова перед вами или нет.



  • Возьмём слова Слайд № 5

Хлебный (что может быть хлебным? : магазин, квас, запах).

Хлебушек - так ласково называют хлеб.

Хлеборезка – машинка для резки хлеба.

Родственные слова близки по смыслу и относятся к одному слову.

Они имеют общую часть слова. В этих словах общая часть слов «хлеб». Общая часть слова имеется у всех родственных слов и обозначается дугой.

Родственные слова

Близки по смыслу

Имеют общую часть

(алгоритм вывешивается на доске)

Учитель: по каким признакам узнают родственные слова? (Ответы с опорой на алгоритм).

Учебник стр. 130 (ученики читают правило вслух, 1 ученик повторяет по памяти).

  • Индивидуальная работа на карточках (На карточках выделить общую часть родственных слов).



  • Послушайте сказку (ученики читают по ролям) Слайд № 6



Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.

Гусеница:- О! Здравствуйте! А вы кто?

Гусь: - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

Гусеница: - А я ваша родственница-гусеница.

Учитель: - Кого называют родственниками?

Ученики: Родственники – это родные люди, у них общие родители, бабушки, дедушки. Они похожи внешне.

Учитель: права ли гусеница назвав себя родственницей гусей? Почему?

Ученики: гусеница - насекомое, а гуси - птицы, они не родственники, не похожи друг на друга.



Работа в тетрадях (коллективная работа)

  • Задание: назвать родственные слова к слову ГУСЬ (доказать ответ по алгоритму);

  • Записать их на доске и в тетрадях. Выделить общую часть родственных слов.

7) Физминутка (Мыс Физкультминуток) Слайд №7

Учитель: продолжаем наше путешествие к Земле Знаний, впереди – Мыс Физкультминуток

Экипаж, пора отдохнуть! Всем встать!

Игра «Лишнее слово »(если в парах родственные слова – хлопните, если слова неродственные – топните!)

Лес - лесник (хлопать) Стена – гвоздь (топать)

Река – плот (топать) Кот – котик (хлопать)

Сад – садовник (хлопать) Гриб – грибной (хлопать)

Обед – стол (топать)

Учитель: подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов (4 раза)

Учитель: мы преодолели бурный Мыс Физкультминуток, экипаж, занять свои места!



  • Работа в группах

Игра «Собери слово»

Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.

Давайте, поможем словам найти «свою семью». Поселите слова в «семью» к словам ДОМ, ГРИБ, ЛИСТ. (Домики со словами)

Будьте внимательны, чтобы в семье не появился чужой.

(Ученики распределяются в группы по рядам и записывают слова в домиках).

1 ряд ДОМ 2 ряд ГРИБ 3 ряд ЛИСТ

Виден залив Знаек и Почемучек.

8) Закрепление изученного ( Залив Знаек и Почемучек ) Слайд № 8

  • Работа в парах

- Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задание для пары членов экипажа. Выполняете задание в паре, вместе, один из пары рапортует о выполнении задания.

(парам раздаются флажки – задания)

Задание: Вычеркнуть лишнее слово, оставить только родственные слова.

Больной, больница, большой. Желток, железо, жёлтый.

Вода, водяной, водитель. Носильщик, нос, носатый.

Белка, беленький, белить.

Печурка, печать, печка.

Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, город.

Пёс, песчаный, песок.

Ёж, ежиха, ежевика.

  • Индивидуальная работа

Работа с учебником стр. 130 упр.№2

Учитель - члены экипажа работают в тетрадях самостоятельно.

1 ряд выписывает родственные слова с общей часть слова – ГРУЗ (грузовик, грузчик, погрузка).

2 ряд выписывает родственные слова с общей частью слова – КЛАСС

( первоклассник, классная).

3 ряд – выписывает родственные слова к слову – ЛИСТ (листопад, листик).

(Проверка - один из учеников ряда зачитывает работу.)

9) Поведение итога урока. Слайд № 9

Учитель: Вот и близится к концу наше путешествие. Мы приближаемся к Земле Знаний.

Но прежде, чем мы высадимся на берег Земли Знаний, выполните задания.

Странный листок выпал из судового журнала. На нём записаны слова, но солёная вода размыла чернила.

  • (учитель читает) Тест: родственные ли словами: ЛЁТЧИК и ПИЛОТ?

_ Почему? (Смысл общий, а общей части слова нет).

_ Как определить родственные слова или нет? (опора на алгоритм).

  • Прослушайте стихотворение, запомните и назовите родственные слова.

Проплясали по снегам

Снежные метели

Снегири – снеговики

Песню просвистели.



  • Ответьте на вопросы: - что нового узнали на уроке? (научились определять родственные слова и находить общую часть слов).



  • Выставление оценок.



  • Рефлексия

У вас на партах лежат солнышки. Если урок понравился, прикрепите солнышко на доску, если нет, оставьте солнышко у себя на парте.

  • Самооценка

Оцените свою работу по 10-ти бальной системе, прикрепите магниты под нужной цифрой.



10) Домашнее задание

Подобрать и записать родственные слова к слову ЛЕС.

Учитель: Вот и достигли мы Земли Знаний. С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближались к ней. Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько интересного и нового ждёт вас ещё в этой стране. По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придёте к Земле Знаний.





















Родственные ли слова? Почему? (нет общей части слова)











лётчик и

пилот










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок письма 4 класс " Родственные слова"

Автор: Соловьёва Светлана Александровна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "121470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "«Местоимение как часть речи»(4 класс), «Родственные слова» (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(67) "miestoimieniie-kak-chast-riechi-4-klass-rodstviennyie-slova-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "220863"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434945385"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока на тему "Корень слова""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekturokanatiemukorienslova"
    ["file_id"] => string(6) "273044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452118104"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок письма в 1 классе УМК «Гармоония» по теме «Письмо буквы ы». "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-pis-ma-v-1-klassie-umk-garmooniia-po-tiemie-pis-mo-bukvy-y"
    ["file_id"] => string(6) "148638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419788977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства