I. Мотивационно-целевой этап, 7 мин | - Чем мы занимались на прошлом уроке? - Но так получилось, что мы заслушивали только проекты о городе, но у нас есть ребята, которые живут в селах. И мы даем им возможность поделиться с нами своим рассказом. - Спасибо, ребятам! А мы переходим дальше. | - Защищали проект «Мой город (село)». Никита и Варя Обухова защищают свои проекты о с. Адам и д. Солдырь. Ученики заслушивают и задают каждому не больше 3х вопросов по содержанию проекта или его создании. | Личностные: Воспитание в себе усердности, аккуратности. Метапредметные: Умеют высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД). Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; (Коммуникативные УУД). Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | Фронтальная работа. Индивидуальные выступления с проектами по теме прошлого урока . |
II. Ориентировочный этап, 5 мин | - Посмотрите на доску. Что вы видите? На какие группы мы можем разделить эти предметы? Разделите. - Как назовем в общем каждую группу предметов? - Отгадайте загадки. Мы выделим первые буквы отгадок и получим какое-то слово. 1. Не ездок, а со шпорами, Не будильник, а всех будит. (Петух). 2. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть — не мигаю, Крылья есть — не летаю. (Рыба). 3. Распускает хвост павлином, Ходит важным господином, По земле ногами - стук, Как зовут его - ... (Индюк). 4. Стоит в саду кудряшка - белая рубашка. Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка). 5. Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... (Осень). 6. В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: "Здорово, дрозд, приятель!" И ставит подпись ... (дятел). 7. Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз). (Ключевое слово ПРИРОДА). - Какое слово мы получили? - Что же такое природа? - Сейчас проверим, как вы помните материал из 1 класса. Ответьте на мои вопросы: 1. Что сделано руками человека? Стол, воробей, космический корабль, река, трава, солнце, дом. 2. Укажите, что не сделано руками человека? Облако, кит, море, компьютер, доска. 3. Какое утверждение верно? - Природой называется всё, что окружает человека. - Природой называется всё, что сделано руками человека. - Природой называется всё, что нас окружает человека и не сделано его руками. - Хорошо, с этим справились. А кто сможет справиться с другим заданием: кто уже догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Какие ключевые слова мы имеем? | - Картинки с разными предметами. Предполагают, на какие группы можно разделить и делят. Если выбирают не тот признак, по которому надо было разделить, то у них этого не получается сделать. Но когда они понимают, что та живые и неживые предметы – всё легко делится. - Живые и неживые предметы. Отгадывают загадки, называют первую букву отгадки. - Природа. - Всё что окружает человека и не сделано его руками. Отвечают на вопросы. - Стол, космический корабль, дом. - Облако, кит, море. - Природой называется всё, что нас окружает и не сделано его руками. - Живое, неживое, природа. Тема урока: неживая и живая природа. | Предметные: Сформировано представления о природе; сформировано представление о живых и неживых объектах природы; умеют отличать объекты живой природы от объектов неживой природы; Метапредметные: Умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД). Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | Фронтальная работа. Индивидуальные выступления у доски. Беседа. Слайд 1. Объекты природы. |
III. Поисково-исследовательский этап, 15 мин | - Скажите, как вы отличаете живое от неживого? - Хотели бы вы проверить, правильно ли вы предполагаете? - Где мы можем проверить правильность наших предположений. - Кроме этого, где еще можем найти, например, когда будем дома? - Откройте учебник на с. 25. Проверим наши предположения. - Для начала прочитаем тему. Правильно мы предположили? Чтение текста учебника. (После каждого абзаца учитель задаёт вопросы на понимание текста). - Как расположены в природе объекты живой и неживой природы? Они находятся рядом, вместе? - Чем отличаются объекты живой и неживой природы? - Было много предположений, но пока точно сказать, какие признаки у живых существ, мы не можем. Но учебник может опять прийти нам на помощь. Откройте с. 140 учебника. Найдите ответ на вопрос. - Все ли признаки мы называли? - Какие признаки объектов живой природы мы называли? - Какие признаки объектов живой природы мы не называли? - Хором прочитаем еще раз все признаки полностью, чтобы хорошо их запомнить. - Посмотрите на С. 26 – Рассмотрите иллюстрации. Составьте предложения по этим иллюстрациям. (Записать одно из предложений на доску. Важно, чтобы в предложении были указаны объекты живой и неживой природы). - Посмотрите на предложение. Назовите в нем объекты живой природы? По каким признакам вы его относите к живым объектам? - Назовите в предложении объекты неживой природы. По каким признакам вы отнесли объект к неживой природе? - Что мы можем сказать, какой можем сделать вывод по предложениям и по иллюстрациям? Как живая и неживая природа расположены по отношению друг к другу? - Рассмотрите иллюстрацию на следующей странице. Попробуйте объяснить ее. Что показывают стрелочками? - Прочитаем, что нам говорит учебник об этом. Чтение по цепочке, начиная с того, на ком остановились в прошлый раз. | Ответы детей. - Да. - В учебнике, в рабочей тетради. - К справочниках, энциклопедиях, в интернете. Открывают учебник, читают по цепочке текст учебника. После каждого абзаца отвечают на вопросы учителя. Ответы детей. - Да. Предположения детей. Называют признаки живой природы. Открывают учебник на с.140 и находят признаки живых объектов природы: дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают. - Нет. Называют признаки живых объектов природы, которые мы называли. Называют признаки объектов природы, которые не были названы. Хором читают признаки объектов живой природы. Открывают с.26, рассматривают иллюстрации. - Солнце светит, и расцветают цветы. Олененок пьёт воду из ручья. Дельфин резвится в воде. Называют объект живой природы и его признаки: дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают. Называют объект неживой природы и признаки, по которым этот объект неживой: не дышат, не питаются, не растут, не оставляют потомство, не умирают. - Живая и неживая природа взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. - Связь живой и неживой природы. Читают по цепочке материал учебника. | Предметные: Сформировано представления о природе; сформировано представление о живых и неживых объектах природы; сформировано представление о взаимодействии живой и неживой природы; умеют отличать объекты живой природы от объектов неживой природы; знают признаки живых объектов природы. Метапредметные: Умеют понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; (регулятивные УУД). Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | Фронтальная работа. Чтение по цепочке. Беседа. Работа по учебнику. |
V. Практический этап, 8 мин | - Теперь мы прочитали много информации, которая поможет нас выполнить следующие упражнения. - Открываем рабочую тетрадь на с.18. Выполним задания №3. - Какое задание нужно выполнить? - Итак, берем в руки простой карандаш. Вычеркиваем слова, которые не подходят в утверждениях. - Поднимите смайлики. Проанализируйте выполненное задание. Если нет ошибок – желтый смайлик. 1, 2 ошибки – зеленый, больше 2 ошибок – красный. - Выполним задание №5. - Поднимите смайлики. | Открывают рабочую тетрадь на с.18. - Нужно прочитать предложения и исправить его так, чтобы оно было верным. - 1 – вычеркиваем звезды, т.к. они не относятся к живой природе. 2 – вычеркиваем растения, т.к. они относятся к живой природе, т.к. обладают следующими признаками: дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают. Поднимают смайлики. Несколько человек, поднявших разные смайлики, комментируют свой выбор данного смайлика. Выполняют задание №5. Анализируют выполнение задания. | Предметные: Сформировано представления о природе; сформировано представление о живых и неживых объектах природы; сформировано представление о взаимодействии живой и неживой природы; умеют отличать объекты живой природы от объектов неживой природы; знают признаки живых объектов природы. Личностные: Воспитание в себе усердности, аккуратности, бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью окружающих. Метапредметные: Умеют понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы; (регулятивные УУД). Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | Фронтальная работа. Индивидуальная работа, самостоятельная работа. Работа в рабочей тетради. Анализ выполнения заданий. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап, 7 мин | - Что мы сегодня узнали? - Откройте учебник на 24 стр. Разделите картинки на живую и неживую природу. - Откроем с.23 и прочитаем, что предстоит нам изучить в этом разделе. Что мы уже из этого узнали? - Оцените свою работу на уроке. Продолжите предложение: - Что нового узнали на уроке? - С какими трудностями столкнулись? - Что было интересно? - Что еще хотите узнать? - В парах расскажите друг другу, как вы поработали на уроке. - Поднимите смайлик, отражающий работу на уроке вашего соседа. Объясните выбор именно этого смайлика. Д\З Запишите домашнее задание. У - с. 27 – вопросы устно Т. – с. 17 №1, 2. | - Мы узнали, что природа делится на живую и неживую. Что объекты относятся к живой природе, если они дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают. Что объекты живой и неживой природы находятся во взаимодействии. Открывают учебник на с. 24. Разделяют объекты природы на живые и неживые. Открывают с. 23 и читают, что предстоит изучать в данном разделе. Отмечают, что уже узнали на этом уроке. Выборочно встают дети и анализируют свою работу. В парах анализируют свою работу на уроке. Далее оценивают работу своего соседа с помощью смайлика. Выборочно комментируют свой выбор. Записывают домашнее задание. | Предметные: Сформировано представления о природе; сформировано представление о живых и неживых объектах природы; сформировано представление о взаимодействии живой и неживой природы; умеют отличать объекты живой природы от объектов неживой природы; знают признаки живых объектов природы. Личностные: Умеют проводить самооценку и оценку других. Воспитание в себе усердности, аккуратности. Метапредметные: Умеют делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. (регулятивные УУД). Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в паре. Беседа. |