kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3-м классе (по программе "Начальная школа XXI века") "Проверь себя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по творчеству Н.Некрасова. На уроке использовались новые образовательные технологии - проектная деятельность. В конце каждого этапа на газете появлялась новая рубрика. Портрет поэта, его биография, средства выразительности. Урок прошел в рамках окружного семинара по проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3-м классе (по программе "Начальная школа XXI века") "Проверь себя"»

Урок литературного чтения в 3-м классе (по программе "Начальная школа XXI века") "Проверь себя"

(Проектная деятельность: Создание стенгазеты по произведениям Н.А.Некрасова)

Цель проектной деятельности: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать стенгазету по теме «Средства выразительности в стихах Н.А.Некрасова».

Цель урока:

заинтересовать детей чтением стихов Н.А. Некрасова;

Задачи урока:

  • продолжить введение детей в мир поэзии XIX века, обогащая их читательский опыт и помогая становиться полноценным читателем;

  • обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворений Н.А. Некрасова ;

  • помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);

  • исследовать содержание, язык произведения;

  • вывести детей на позицию автора;

  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;

  • обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;

  • развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

  • воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;

  • воспитывать любовь к русской природе;

  • способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.



Оборудование:

  • портрет Н.А. Некрасова,

  • презентация по теме урока,

  • компьютер, мультимедиа проектор, экран,

  • рисунок большого весёлого солнца, рисунки маленького весёлого и грустного солнышка,

  • выставка книг с произведениями поэтов XIX века,

  • памятки по определению темы и жанра произведения, по подготовке к выразительному чтению,

  • листы белой бумаги, цветные карандаши, линейки,

  • таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение,


  • 4 набора геометрических фигур, для определения жанра и темы произведения, изготовления книжки-обложки;

  • рисунки-иллюстрации детей к прочитанным произведениям;



  • толковый словарь Ожегова.



Ход урока


  1. Психологический настрой учащихся.



- На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в зале есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2. Работа с выставкой книг.

- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, как её можно назвать?

Книги какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова, так как с его творчеством мы знакомились на прошлых уроках литературного чтения.)

- Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 1/



3. Разговор об авторе.

- Итак, юные исследователи, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками?

Выступление ученика о Некрасове


А) Вступительное слово учителя.


Н.А. Некрасов относится к числу одних из самых любимых нашим народом поэтов. Его произведения помогали трудовому народу в борьбе за свободу, за освобождение от всяких форм угнетения. Поэта справедливо называли народным заступником. Он хорошо знал жизнь русского народа, его думы и надежды. В своих произведениях он реалистично отразил разные стороны народной жизни.


- О ком и о чем писал стихи Некрасов? (о Родине, о природе, о детях и о людях)

Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать героев, похожими на сказочного героя?


Б) Догадайтесь, из каких произведений взяты эти строки?


“Ух, жарко! До полдня грибы собирали!”


(“Крестьянские дети”)


“В лесу раздавался топор дровосека”


(“Мужичок с ноготок” отрывок из стихотворения “Крестьянские дети”)


“Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.


Покой и простор!”


(“Славная осень”)


“Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:……..”


(“Зеленый шум”)


Д/п


“Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро……….”



В) Вы любите, когда в книгах, которые вы читаете, есть иллюстрации. Вот, посмотрите, какие рисунки сделал В. Якубич для книги “Мужичок с ноготок”. И назовите произведения, к которым они относятся.


- Я показываю рисунки-иллюстрации, а вы называете, какое это стихотворение.


Г) – Я знаю, что и вы побывали в роли художников – нарисовали свои рисунки к произведениям Некрасова.


Покажите их одноклассникам, а они пускай догадаются, к какому стихотворению они нарисованы.


(Рисунки прикрепляют на доску. Дети рассказывают, что и кого они нарисовали.

Просушивание музыки Весна, Мороз-воевода

Показывают группам и которые должны отгадать к какому произведению они относятся)



Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.


Д) – А теперь давайте еще раз вспомним и прочитаем стихи Некрасова. (Каждая группа вытягивает название стихотворения, которое она должна вспомнить и прочитать)


Мороз-Воевода” - О чем это стихотворение?


(О Морозе-Воеводе, который беспокоится о природе, что бы она, не замерзала зимой, о том, как он хвастается перед всеми)


Зеленый Шум”


(О весеннем пробуждении природы, о весенних звуках)


Мужичок с ноготок”


(О крестьянском мальчике, который считает себя взрослым, так как он уже в таком возрасте помогает своим родителям)


«Дед Мазай и зайцы»

- Кто автор всех этих произведений? (Н.А. Некрасов.)


- А по жанру, какие произведения пишет Некрасов?


(Стихотворения)


– Сделайте одну обложку-модель к своему произведению. Объясни.

Определение темы и жанра произведения.

- Давайте проверим, какая обложка у вас получилась и почему?

(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”).


- Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя?

(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)

Вопрос .

- Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?

(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)

Вопрос .

- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому “упрячу под гнёт”, гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять “Мороз-воевода” изображён всемогущим, сильным, суровым “задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы “командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)

(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “моря-океаны, мосты ледяные”, “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)

Вопрос .

- Каким вы представили “Мороза-воеводу”?

(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)

Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.


Коллективная работа

Ж) Составь устно аннотацию к своему произведению.


А что такое аннотация?


З) Итог.


- Какие еще произведения Некрасова вы читали, а мы о них говорили?


- Прочитайте данные аннотации и подберите подходящие аннотации.


Физминутка.


Игра “Светофор” (На зеленый свет дети маршируют, на красный стоят, на желтый подтягиваются вверх)


Самостоятельная работа.


Выполнение рубрики “Проверь себя” в рабочей тетради, на стр. 54.


Строфа (с. 102)-сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных рифмой (созвучием строк) или интонацией, называют строфой.


Коллективная проверка самостоятельной работы, самооценка.

Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.

Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.


К) Задание на дом.


- Какие задания вам больше всего понравились?


- Какое задание вы бы хотели получить на этом уроке, но не получали раньше?


Вот и подошёл к концу наш урок. Солнышко по - прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки - весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению. Спасибо за работу! До свидания!

- Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Юдина Любовь Ивановна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Правописание числительных" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "121514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413987433"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Русская народная сказка "Снегурочка" "
    ["seo_title"] => string(39) "russkaia-narodnaia-skazka-snieghurochka"
    ["file_id"] => string(6) "145158"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418843891"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "учителем начальных классо я работаю 35 лет "
    ["seo_title"] => string(50) "uchitieliem-nachal-nykh-klasso-ia-rabotaiu-35-liet"
    ["file_id"] => string(6) "223445"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437670679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства