Предварительная подготовка - класс разделен на творческие группы. Каждая группа готовит свой мини - проект, с презентацией.
группа – « Биография и творчество И. А. Крылова.
группа – Инсценировка басни « Ворона и лисица»
группа – Музей басни
Индивидуальная работа – написать сочинение на тему
« Мое отношение к басням Крылова»
Ход урока
Вызов интереса к теме.
- Я очень рада вас видеть на уроке литературного чтения. Хочу поделиться с вами улыбкой, я дарю ее вам. Улыбнитесь вы мне, друг другу, нашим гостям. Думаю , что мы подарим друг другу и нашим гостям много приятных мгновений. Я верю в вас.
Сообщение темы урока. Актуализация знаний. Творческая
мастерская.
- Готовясь к уроку, мы с вами проделали большую работу. Вся работа была посвящена теме нашего проекта. Назовите тему проекта. В конце урока мы увидим наш общий результат: творческая работа « Басни И. Крылова»
- Сегодня мы вновь обратимся к басням Крылова, продолжим наше исследование, чтобы разгадать, в чем же секрет басен, почему их сюжеты не устаревают.
- Урок у нас необычный. Урок- презентация ваших мини- проектов. У нас три группы.
1 группа – « Биография и творчество Крылова»
2 группа – Инсценировка басни « Ворона и лисица»
3 группа – Музей басни.
- Мы внимательно слушаем выступление 1 группы, чтобы понять,
в чем секрет басен Крылова.
- Прежде, чем мы дадим слово 1 группе, давайте вспомним, что такое басня. У вас на столах карточки - помощницы, но будьте внимательны, на некоторых есть признаки других жанров.
- Проверьте. ( Слайд)
- А теперь скажите, зачем в век мобильной связи, компьютеризации изучать басни Крылова? ( И сейчас есть человеческие пороки, и басни Крылова, как никогда, актуальны. Они помогают посмотреть на себя со стороны и избавиться от недостатков.)
- Продолжаем наше исследование. Слушаем внимательно, ребята отобрали самый интересный материал и отразили его в сборнике творческих работ « Басни И. Крылова»
Слово предоставляем 1 группе.
группа.
_ Мы приготовили презентацию « Биография и творчество Крыло-
ва»
Слово об авторе.
И. А. Крылов родился в 1769 году в Москве, в семье скромного
армейского офицера. Жизнь Крылова сложилась так, что ему
не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него
было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками,
математикой и стал высокообразованным для своего времени.
Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в
году ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о
матери, о брате.
В 1783 году семья переезжает в Петербург, где Крылов увлекся театром, стал писать комедии. В 1804 году он вернулся в Москву.
В 1806 году в журнале « Московский зритель » он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. Первая книга с баснями была издана, когда Крылову было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. В 1841 году Крылов ушел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер баснописец в 1844 году. «Дедушкой Крыловым » назвал народ своего баснописца.
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ.
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И. А. Крылов. Прошло 243 года со дня рождения Крылова. А темы басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, бороться с недостатками.
…Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский
- Молодцы, интересные сведения об авторе рассказали.
- Может будут дополнения?
- Более подробный материал находится в нашем сборнике творческих работ. Спасибо за ваше выступление.
- В чем вы убедились, прослушав рассказ 1 группы?
- Да, действительно, И. А. Крылов никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует в басенным миром.
- А сейчас слово 2 группе.
группа.
- Мы приглашаем вас в театр ученического творчества. Предлагаем посмотреть инсценировку басни « Ворона и лисица »
- Эта одна из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу.
- Назовите героев басни.
- Как автор относится к вороне, к лисице?
- Почему так думаете?
-Какие недостатки людей высмеивает автор?( лесть, глупость)
- Какова мораль басни? ( В мире есть такой порок, как лесть. Ее нужно опасаться, не допускать к себе льстивых людей. Не нужно быть глупым и доверчивым, надо понимать, где правда, а где ложь.)
-Какой пословицей можно выразить главную мысль басни? ( Держи ухо востро.)
- Какие еще недостатки любил «пощипать» Крылов в своих баснях?
( ложь, невежество, хвастовство…)
- Спасибо за ваше выступление.
- А сейчас слово 3 группе.
3 группа.
- К уроку мы с ребятами задумали создать музей басни. И вот, что у нас получилось : здесь книги дедушки Крылова, здесь выставка иллюстраций к басням, еще мы начали собирать « крылатые выражения »
из басен. Мы нашли высказывание Н. В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: « Его притчи – достояние народное и составляют
книгу мудрости самого народа.» Благодаря своей точности, простоте строки басен вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.
- Вот некоторые из них…
- У вас на карточках записано начало, а вы должны их продолжить.
- …А Васька…(слушает и ест)
- Когда так говорят? (Когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать, нужны решительные меры, а не слова.)
-.. А воз…(и ныне там.)
- Когда так говорят? (говорится в ситуации , когда прошло много времени, а дело не сдвинулось.)
-.. Чем кумушек считать трудиться,… (не лучше ль на себя оборотиться.)
- Когда мы так говорим? ( Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше подумать, нет их у тебя самого)
- Какие еще крылатые выражения вы знаете?
- Свое исследование 3 группа тоже отразила в нашем сборнике творческих работ.
- Спасибо за ваше выступление.
- Ребята , в чем же вас убедила 3 группа? ( Его притчи- народное достояние. Мы их употребляем часто в повседневной жизни.
Значит действительно, басни Крылова так актуальны, близки нам.)
- У вас была интересная задумка, эту работу можно продолжить всем классом. Мы сможем собрать целый сборник таких выражений: кратких,
ясных, точных. Это пригодится нам в дальнейшем, а так же детям, которые в следующем году будут изучать творчество Крылова.
- Да, ребята, я увидела, что урок вас не оставил равнодушными. Кто желает прочитать нам свое сочинение на тему « Мое отношение к басням Крылова »
Подведение итогов. Рефлексия.
- Подведем итог в виде устного тест- опросника.
- Что такое басня?
- Назовите особенности басен.
- Назовите басни Крылова.
- Чему учат басни?
- Мы все работали над проектом» Басни Крылова ».Вот что у нас получилось.
- Итак, басни Крылова были написаны более 150 лет назад, а они
не оставляют нас равнодушными, нам хочется их перечитывать.
Почему? В чем же секрет басен дедушки Крылова? ( Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Его басни высмеивают не людей, а их пороки.)
- Удалось ли вам задуматься над своими недостатками? Кто помог вам в этом?
- Да, И. А. Крылов по- прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А. С. Пушкин говорил: « Крылов превзошел всех нам известных баснописцев»
- И мне хочется пожелать вам идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о мудрости этих басен, поступках своих и тогда, я думаю, наша жизнь станет чище, лучше и интереснее.
-А сейчас поделитесь своим впечатлением об уроке. Что особенно понравилось, запомнилось?
4. Домашнее задание.
1.Продолжить подбирать крылатые выражения из басен Крылова.
2. Написать сочинение на тему « Мое отношение к басням И. А. Крылова»