Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 78»
г. Новосибирска
Урок внеклассного чтения в 4 классе
«Природа в рассказах Н.И. Сладкова»
Подготовила:
ВиноградоваОксанаВладимировна,
учитель начальных классов
2019 год
Тема урока: Природа в рассказах Н.И.Сладкова
Цели урока: познакомить с творчеством Н.И. Сладкова; обобщить и углубить знания по самостоятельно прочитанным произведениям Н.И. Сладкова; расширить читательский кругозор; привить любовь к природе, бережному отношению к ней; учить видеть удивительное в окружающей нас природе.
Подготовка к уроку: учащимся предлагается список литературы («Во льдах», «Медовый дождь», «Под шапкой-невидимкой», «Иду я по лесу»,«С севера на юг», «Бюро лесных услуг», «Лесные тайнички», «Лесные сказки» и др.), по которому они должны подготовить пересказ выбранного ими произведения, а также сделать иллюстрацию к прочитанному, учитель оформляет выставку книг.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация
Звучит аудиозапись произведения Н.И. Сладкова «Медвежий сон».
II. Вступительное слово учителя
– Ребята, вы, конечно же, догадались, кто автор произведения, которое мы прослушали, а также какому писателю будет посвящен наш урок. (Ответы детей)А урок у нас сегодня необычный, – мы отправляемся в путешествие, и помогут нам рассказы и сказки Н.И. Сладкова. (Слайд № 1)Вы внимательно слушайте меня и своих одноклассников, так как в конце урока мы с вами разгадаем кроссворд.
III. Знакомство с автором
– Кто же такой Николай Иванович Сладков?(Слайд № 2)
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.
Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв – «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.
Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги...
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
– Встречались ли вы один на один с медведем, волком, рысью?
Далеко не каждый отважится на встречу с такими хищниками, даже вооруженный. А Сладков подтаивался к этим хищникам, к ядовитым змеям с одним фотоаппаратом в руках. Любовь к зверю заставляла его быть спокойным в самых опасных ситуациях. (Слайд № 3)
У Сладкова много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но и трудны – чтобы идти по ним надо быть смелым человеком. Николай Иванович – человек смелый. Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам, пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы пустынь. А когда лед покрывал озера и реки – опускался в легком самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел «где раки зимуют».
Автор не только писатель, но и ученый. Его научные наблюдения превращаются в рассказы, сказки, загадки.
Как вы думаете, ребята, если научные наблюдения включить в художественное произведение, как тогда можно назвать такой жанр в литературе? (Ответы детей. Научно-художественный)
Н.И.Сладков говорил: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить - надо узнать. Узнав - невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы». (Слайд № 4)
IV. Рассматривание выставки книг
– Посмотрите, какие книги написал Н.И. Сладков.Вот некоторые из них. (Слайд № 5)
«Во льдах». Иллюстрации к этой книге сделал художник Никита Евгеньевич Чарушин. Прочитав эту книгу, мы узнаем о полярных жителях, их повадках, о чем говорят во льдах и о многом другом.
«Медовый дождь». Ее так же проиллюстрировал Н.Чарушин. Из этой книги вы сможете узнать, что происходит в лесах, в горах и под водой.
– Знает ли кто-нибудь из вас, что такое «ШАПКА-НЕВИДИМКА»?(Слайд № 6)(Ответы детей. Пересказ учителем рассказа «Под шапкой-невидимкой». См. Приложение)
Чтобы дружить с природой, надо стать невидимым и неслышимым – надеть шапку-невидимку. Как это сделать, вы сможете узнать, прочитав книгу «Под шапкой-невидимкой».
Николай Иванович Сладков никогда не ходил в лес с ружьем, чтобы убивать животных. Он занимался только «счастливой охотой» с фоторужьем и магнитофоном. В книге представлены фотографии, которые сделал Н.И. Сладков, прячась под чудесной шапкой. Познакомить читателей с малоизвестными явлениями в природе – не главная задача автора. Николаю Ивановичу Сладкову хочется показать, что жизнь во всех её формах – удивительна, её надо беречь и уважать.
– А вот эта книга поможет нам отправиться в путешествие. «Иду я по лесу».
V. Работа над произведениями
– Как вы думаете, куда мы отправимся сначала?(Слайд № 7)
– В лес. Удивительную Зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, в шерсти, в чешуе! И удивительные там происходят события. Только там можно попасть под медовый дождь или грибной снег, увидеть гриб-подгнездовик или чудо-зверя, услышать змею-кузнечика. Встречи там всегда неожиданны, знакомства негаданны. Голоса звучат неслыханные, краски горят невиданные. А уж загадки там - на каждом шагу. Всё есть у вас для путешествия в эту страну: ноги, чтобы идти, уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть. И голова - чтобы всё понять.
– О каких лесных жителях вы бы хотели рассказать? (Выступления детей)
– Какую страну мы можем еще посетить?(Ответы детей)
– А тем, кто хочет побывать в стране песков, воды, в степи, в тундре, в пустыне, вам поможет, так же как и другие книги, книга Н.И. Сладкова «С севера на юг».(Выступления детей)
VI. Физкультминутка(Слайд № 8)
Ученики проводят физкультминутки связанные с природой.
VII. Работа над произведениями
– Разговаривают ли звери, птицы и рыбы?(Ответы детей)
– Разговаривают. И звери, и птицы, и рыбы, лягушки, ящерицы, жуки и пауки. Даже травы, кусты и деревья!
Разговаривает каждый на своем языке. Понимают их язык только те, кто хорошо их знает, кто среди них не чужой, а свой. Чужие слышат в лесу просто шум, а свои слышат лесные разговоры.
– Давайте попробуем прочитать один из таких разговоров по ролям.«Бюро лесных услуг».(Слайд № 9)(Инсценировка. Дети выбирают роли и готовятся. Роли: автор, хорек, сорока, заяц, клесты, бобры, волк)
– Пока ребята готовятся, мы с вами попробуем разгадать ЛЕСНЫЕ ЗАГАДКИ.(См. Приложение) (Слайды № 10, 11, 12, 13)
VIII. Работа с пословицами
– Николай Иванович также сочинял пословицы. Давайте с вами поиграем и соберем пословицы, которые рассыпались.(Ребятам предлагаются конверты со словами пословиц.Работа в группах)
Муха с мухоловкой не уживутся.
На муравейнике долго не усидишь.
Любит кошка рыбку, да не любит воду.
Жалобы зайца лису не разжалобят.
Когда ужу хорошо, — лягушкам плохо.
Дрова в лес не возят.
Проверка работы. (Слайд № 14)
IX.Разгадывание кроссворда(Слайд № 15)
– Ребята, вы очень хорошо поработали, внимательно слушали меня и своих товарищей и легко справитесь с вопросами кроссворда. Давайте же ответим на вопросы и узнаем, что объединяет все произведения Николая Ивановича Сладкова.
| 1 | к | у | р | о | п | а | т | к | и |
| 2 | Ч | а | р | у | ш | и | н |
3 | Б | и | а | н | к | и |
4 | Л | е | н | и | н | г | р | а | д | |
| | | | | 5 | л | о | с | ь |
| | 6 | н | е | в | и | д | и | м | к | а |
| | | | | 7 | з | а | я | ц | |
1. Какие птицы оставили ямки в снегу?
2. Какой художник сделал иллюстрации ко многим книгам Н.И. Сладкова?
3. С каким писателем Н.И. Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса"?
4. В каком городе прожил всю свою жизнь Н.И. Сладков?
5. Какое животное сбрасывает зимой рога?
6. Какая чудесная шапка помогала писателю?
7. Кто предложил создать «Бюро лесных услуг»?
X. Итог урока. Рефлексия
– Можно ли из произведений Н.И. Сладкова извлечь какие-нибудь правила по отношению к природе?
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?
– Какую книгу захотелось прочитать?
– А закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением А. Смирнова «Храм природы».(Слайд № 16)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Список использованной литературы
Сладков Н.И. Под шапкой-невидимкой: Рассказы; Л.: Дет. лит., 1986.
Сладков Н.И. С севера на юг: Рассказы; М.: «Малыш», 1987.
Сладков Н.И. Лесные тайнички: Рассказы и сказки; М.: Дет. лит., 2007.
Сладков Н.И. Бюро лесных услуг: Сказки; М.: «Стрекоза», 2010.
Сладков Н.И. В лес по загадки: Рассказы и сказки; Л.: Дет. лит.,1983.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Аудиозапись рассказа Н.И. Сладкова «Медвежий сон»
http://www.livelib.ru/
http://royallib.com/
http://www.docme.ru/
http://publ.lib.ru/
http://n-sladkov.ru/
http://sladkov.lit-info.ru/
http://www.nachalka.com/
http://freemuzichka.com/
http://yandex.ru/images/
Приложение
Николай СЛАДКОВ
ПОД ШАПКОЙ-НЕВИДИМКОЙ
ШАПКУ-НЕВИДИМКУ я сделал из четырех палок и куска плотной материи. Не так-то уж это оказалось и трудно! Правда, вышла ШАПКА не сказочной красоты, но зато сказочного свойства – настоящая НЕВИДИМКА.
Вот посмотрите: я тут, а меня не видно! Это и есть как раз то, что требуется от ШАПКИ. Тебя не видно, а ты видишь все!
В ШАПКЕ четыре окошка: вперед, назад, влево и вправо. Стоит приподнять клапаны-занавески – и смотри на четыре стороны: хочешь на юг, хочешь на север, на запад или восток! Все видишь, все слышишь, все понимаешь.
А звери и птицы тебя не видят, не слышат и вытворяют, что только в головушку им придет! Играют, дурачатся и дерутся. Поют, танцуют, работают. Копают, прыгают, гоняются. Моются, чистятся, загорают. Да мало ли что? Они ничего не боятся. Они ведь не видят, что там под ШАПКОЙ!
Николай СЛАДКОВ
Бюро лесных услуг
А:Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.
А:Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?
А:Хорёк говорит:
Х:− Спасайтесь, кто как может!
А:А Сорока стрекочет:
С:− Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтобы нас сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно...
А:Тут Заяц ввязался:
З:− Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют − мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!
С:− Есть-таки умная голова и в нашем лесу! –А:обрадовалась Сорока. С:–Кто следующий?
К:− Мы следующие! –А: закричали клесты. К: –Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!
С:«Заяц − копатель, клесты − бросатели», − А:записала Сорока.
С:− Кто следующий?
Б:− Нас запиши, − А:проворчали бобры из своей хатки.Б: − Мы осенью столько осин навалили, − на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!
А:И пошло, и пошло!
А:Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.
А:Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:
В: − Запиши и меня в Бюро!
С:− Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?
В:− Сторожем буду служить, −А: отвечает Волк.
С:− Кого же ты сторожить можешь?
В:− Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике...
С:− Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож!–А:закричала Сорока. С:−Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока − сторожиха». Что я, хуже других, что ли?
А:Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга.
А:Всякое в лесу бывает.
Николай СЛАДКОВ
В ЛЕСПО ЗАГАДКИ
Ямки в снегу — ОТКУДА? Если собака копала — так собачьих следов не видно. Если комья снега упали — так деревьев над ямками нет. А ямки есть...
СПАЛЬНИ В СНЕГУ
Лесные «курочки» — куропатки, рябчики, тетерева, глухари,— спят зимой под снегом, как под пуховым одеялом. Ветер не продувает, мороз не морозит. И никто не видит. Плюхнутся с вечера в снег, зароются с головой и спят без забот. Утром выглянут — нет ли кого поблизости? — и разлетятся.
А ямки-спальни останутся...
***
Спилили зимой осину, оставили до весны. Весной пришли, а осина-то оглоданная! Вся кора добела соскоблена. А КТО глодал, неизвестно: следы вместе со снегом растаяли.
СЛАДЕНЬКАЯ ОСИНКА
3а зиму оглодали поваленную осину зайцы и лоси. Грызли днём и ночью: лоси — крупные сучья и ствол, а зайцы — маленькие сучки и веточки. И хоть горько было, а не морщились. Голодной зимой и горькая осина слаще сладкого кажется!
***
Кто-то рог на сучки повесил. КТО повесил, ЧЕЙ это рог?
В ЛЕС ПО РОГА
В начале зимы лоси сбрасывают рога. Рога у них отпадают, как сухие сучки от дерева. Не нужны они больше лосям; бои осенние кончились, к чему теперь лишнюю тяжесть носить всю зиму. А к осени, к новым турнирам, новые рога, вырастут, ещё больше и крепче старых.
Там, где много в лесах лосей, можно весной ходить в лес по рога, как ходят в лес по грибы и по ягоды. Красивые и большие рога попадаются иногда. На стену повесить — залюбуются все.
***
Еловые шишки, а под берёзой! Как они попали сюда — ёлки-то в стороне! КТО под берёзу шишки носил, ЗАЧЕМ в кучу складывал?
КУЗНИЦА ДЯТЛА
То и дело слышишь, как дятел в лесу «куёт». Это он на своей «кузнице» разбивает носом шишку, зажатую в щель. Сорвёт шишку на ёлке, принесёт на берёзу, где устроена «кузница», и «куёт» — семена выколачивает. Залюбуешься, как дятел сноровисто и ловко работает! Новую шишку сперва грудкой к стволу прижмёт, старую обработанную клювом выдернет, бросит вниз, новую в щель вставит. Посмотрит с боков, хорошо ли заклинилась, клювом стукает, чтобы крепче держалась, — и давай «ковать». Шишка за шишкой — с утра до вечера, с осени до весны.
Так и скапливается под берёзой груда еловых шишек — всем на удивление.