Урок литературного чтения по теме: Н. Сладков "Желтоносый дуралей"
Урок литературного чтения по теме: Н. Сладков "Желтоносый дуралей"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: Взаимоотношениячеловека и природы в рассказе Н.И.Сладкова« Желтоносый дуралей».
Цель урока: Помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека и природы. Задачи: 1. Познакомиться с рассказом Н.И.Сладкова, осознать его содержание; 2. Определить своё отношение к охоте, проанализировать рассказ, сопереживать вместе с автором- развивать критическое мышление и речь; 3. Работа в группах: воспитание чуткого отношения к природе, уважительного отношения к мнению других. Виды работ:Ответы на разноуровневые вопросы; Творческая работа – письмо от группы; Наблюдение учителя. МЕТОДЫ: направленное чтение, метод ассоциации.
МАТЕРИАЛЫ: портрет Н.И.Сладкова, рисунок лисёнка, карточки с частями текста, надпись: «Мы в ответе за всё живое на Планете», рисунки с цветами.
ХОД УРОКА:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.
А) Приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок необычный. Открытый урок внеклассного чтения. И к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ КАЖДОГО ИЗ ВАС!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: Н. Сладков "Желтоносый дуралей" »
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: Взаимоотношениячеловека и природы в рассказе Н.И.Сладкова« Желтоносый дуралей».
Цель урока: Помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека и природы. Задачи: 1. Познакомиться с рассказом Н.И.Сладкова, осознать его содержание; 2. Определить своё отношение к охоте, проанализировать рассказ, сопереживать вместе с автором- развивать критическое мышление и речь; 3. Работа в группах: воспитание чуткого отношения к природе, уважительного отношения к мнению других. Виды работ:Ответы на разноуровневые вопросы; Творческая работа – письмо от группы; Наблюдение учителя. МЕТОДЫ: направленное чтение, метод ассоциации.
МАТЕРИАЛЫ: портрет Н.И.Сладкова, рисунок лисёнка, карточки с частями текста, надпись: «Мы в ответе за всё живое на Планете», рисунки с цветами.
ХОД УРОКА:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.
А) Приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок необычный. Открытый урок внеклассного чтения. И к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ КАЖДОГО ИЗ ВАС!
Б) КРУГ РАДОСТИ.
- А теперь образуем круг, поприветствуемдруг-друга и настроимся на дружную плодотворную работу.
- МЫ! ЗВОНЧЕ СЛОВА В МИРЕ НЕТ!
- МЫ! ЭТО СОЛНЦЕ И РАССВЕТ!
- МЫ! ЭТО ЗНАЧИТ- ТЫ И Я!
- МЫ! ЗНАЧИТ ВСТРЕТИЛИСЬ ДРУЗЬЯ!
В) ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
-Итак, я приглашаю вас на урок внеклассного чтения. Сегодня мы познакомимся с рассказом, который будет связан с о х о т о й . А как- вы увидите сами.
2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП. СИТУАЦИЯ У С П Е Х А. Проверка домашнего задания.
- Предварительно вы получили задание – нарисовать « ЖЕЛТОНОСОГО ДУРАЛЕЯ».
Это ваши рисунки.
– Что вы можете сказать о своих рисунках? Кого вы изобразили? Почему? Почему так говорят « дуралей»? На кого? В каких случаях?
Сегодня мы познакомимся с рассказом « Желтоносый дуралей».
- Итак, о чём может быть рассказ с таким названием? Предположите. - Сегодня мы работаем в группах: первая группа- « РОМАШКИ», вторая- «КОЛОКОЛЬЧИКИ». Работаем дружно?!
3. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.
А) ПОБУЖДЕНИЕ. – Задание группам: Напишите на листке слово « ОХОТА» цветом, который на ваш взгляд ассоциируется с этим понятием.
- Самостоятельная работа в группах.
- Презентация от группы: « Почему выбран этот цвет?»
Б) РЕАЛИЗАЦИЯ. – ЧТЕНИЕ 1-ОЙ ЧАСТИ РАССКАЗА. Любопытно после выстрела взять в руки незнакомую зверюшку или птицу, и подробно её рассмотреть. ( На воле-то не очень разглядишь: все спасаются, таятся, берегут свои пух и перо. Много любопытных секретов из жизни птиц и зверюшек узнал я так. Так, однажды попал ко мне заяц с порванными ушами. Долго я гадал, кто порвал зайцу уши. Спасибо, старый охотник подсказал: орёл-беркут. Молодой был беркут, неловкий, вот и проловил. Когтищами не в спину, а в уши вцепился, рванул и распорол заячьи уши снизу доверху. А однажды видел желну – чёрного дятла. Птица эта чёрная, как пихтовая головёшка. Только на темени красное пятно, будто тлеющий уголёк. А у моего желны своё: на грудке белые пёрышки. Сам небось удивлялся, когда на досуге перебирал клювом белые пёрышки! Как интересны такие находки! Но) однажды получилось вот что. Из впадины (на седловине горы), густо заросшей луговыми цветами, выскочил остроморденький лисёнок ( лисёнок, поджарый и остроморденький). « Нельзя стрелять!» - успел подумать я, но не успел удержаться. Выстрел прогремел
- РАБОТА ПО ВОПРОСАМ:
-Почему интересно рассматривать убитых животных?
– Как вы думаете, попал охотник в лисёнка или нет?
– П о ч е м у ? - Какие чувства вы испытываете в этот момент?
– П о ч е м у ?
- О чём думаете?
- ЧТЕНИЕ 2-ой ЧАСТИ РАССКАЗА: - и лисёнок завалился, подогнув голову, и забил рыжим хвостом с белым кончиком. Шкурка у лисёнка никудышная, летняя. И интересного ничего в лисёнке не было, уж точно – ни пера с него, ни пуха! Видно, первый раз вышел на охоту один – и вот подвернулся под выстрел. Сидел бы уж лучше в норе, не высовывал свой нос... Тут-то я и заметил, что нос у лисёнка особый, ж ё л т ы й, будто жёлтой мукой посыпан! Мне приходилось видеть убитых лис с носом, испачканным землёй.Это было понятно: лисицы любят разрывать мышиные норы. Но нос этого лисёнка был не в земле. Я провёл пальцем по лисьему носу, - жёлтая мука размазалась по щетинистой шёрстке. Дунул – взлетело жёлтое облачко. Понюхал я облачко – и всё понял.
- РАБОТА ПО ВОПРОСАМ:
- Как вы думаете, ч т о понял охотник? -
- Что за жёлтая мука на носу у лисёнка? - Как вы понимаете выражение автора: « ни пера с него, ни пуха...» - Что это значит?
Ф И З М И Н У Т К А
- ЧТЕНИЕ 3-ей ЧАСТИ РАССКАЗА: Глупый лисёнок н ю х а л цветы! И весь нос свой любопытный вымазал жёлтой цветочной пыльцой. Звери ведь всё новое, что вокруг них, носом узнают: съедобное или нет, опасное или нет? А для того лисёнка всё было новое: первый раз от тёмной норы ушёл. Со всем знакомился, а яркие, весёлые цветы, наверно, все подряд нюхал. И как только я не удержался от этого глупого выстрела! Зачем убил этого желтоносого дуралея? ( С тех пор я никогда не стрелял сгоряча. Ведь если убьёшь, ничего уж не поправишь).
РАБОТА ПО ВОПРОСАМ:
-Как вы думаете, почему автор называет лисёнка и свой выстрел Г Л У- П Ы М И ? - Каким вы себе представляете лисёнка? - Почему автор называет лисёнка ЖЕЛТОНОСЫМ ДУРАЛЕЕМ ?
- Согласны ли вы с ним?
4. Р Е Ф Л Е К С И Я .
- Как вы думаете, и з м е н и т с я ли отношение охотника к О Х О Т Е ?
- Сожалеет ли он о случившемся?
- П О Ч Е М У ?
-К а к и м ц в е т о м бы о х о т н и к написал слово О Х О Т А ?
- П О Ч Е М У ? ( Предположите).
----- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ?
- РАБОТА В ГРУППАХ:
- А как бы в ы назвали этот рассказ? - И п о ч е м у ?
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
-Знаете ли вы, что автором этого рассказа является НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ С Л А Д К О В ? ( п о р т р е т )
Н.И.Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но большую часть жизни прожил в Ленинграде.
С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался о х о т о й , однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься ф о т о охотой, выдвинул призыв « Не бери в лес ружьё, возьми в лес ф о т о ружьё». Во время ВОВ добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
Первую книгу « Серебряный хвост» написал в 1953 году. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу « Вести из Леса».
Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах. Много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов, воспитания бережного отношения к природе.
Умер 28 июня 1996 года, в 76-летнем возрасте.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
А теперь вернёмся к нашим рисункам. Совпали ли ваши рисунки с содержанием этого рассказа?
Кто был прав?
КТО БЫЛ БЛИЖЕ К ИСТИНЕ? А вот и он – «желтоносый дуралей».
Ч Е М У УЧИТ НАС РАССКАЗ?
Как вы понимаете выражение « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЁ ЖИВОЕ НА ПЛАНЕТЕ»?
- РАБОТА В ГРУППАХ. - Попробуйте написать П И С Ь М О охотникам всего мира.
СТРАТЕГИЯ « С В О Б О Д Н Ы Й С Т У Л»
( Читаем п и с ь м а )
Давайте образуем К Р У Г Р А Д О С Т И и прочитаем стихотворение Владимира Орлова « НАВСЕГДА»:
Всё имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег
И Земля – одна для всех.
Всё она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда
ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ И Н А В С Е Г Д А !
Домашнее задание: Написать небольшой рассказ о бережном отношении к природе « ПРИРОДА – НАШ ОБЩИЙ ДОМ» Нурпеисова Гульсим Канашевна _________
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
« Взаимоотношения человека и природы в рассказе Н. И. Сладкова « Ж е л т о н о с ы й д у р а л е й»