Тема: Н. Сладков «Загадочный зверь», «Звериная баня», «Пылесос».
Цели и задачи урока:
Ознакомить учащихся с рассказами писателя.
Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
Развивать наблюдательность, мышление.
Формирование читательского интереса.
Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).
Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.
Взгляд на творчество писателя через его произведения.
Развитие фантазии.
Работа над спецификой детской литературы.
Оборудование: презентация, выставка книг писателя, портрет писателя, пословицы.
Ход урока.
1. Организационный момент Слайд № 1
-Ребята, сядьте правильно, мы начинаем урок чтения. С каким настроением вы пришли на урок, покажите ваши эмблемы.
(Смайлики) Слайд № 2
-Приготовьтесь быть активными, хорошо работать. Не забудьте о правилах приличного поведения.
Мотивация учебной деятельности.
Кто много читает, тот много знает. Слайд № 3
-Это пословица.
-Как вы её понимаете? (ответы учащихся)
(Итог учителя)
2. Постановка целей
Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, думать, рассуждать. Слайд № 4
Отгадайте загадки: Слайды 5-11
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц.)
Серый ворище, по лесам, полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(Белка.)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение «Рассказы Н.Сладкова » Тема: Н. Сладков «Загадочный зверь», «Звериная баня», «Пылесос». »
Внеклассное чтение «Рассказы Н.Сладкова »
Тема: Н. Сладков «Загадочный зверь», «Звериная баня», «Пылесос».
Цели и задачи урока:
Ознакомить учащихся с рассказами писателя.
Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
Развивать наблюдательность, мышление.
Формирование читательского интереса.
Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).
Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.
Взгляд на творчество писателя через его произведения.
Развитие фантазии.
Работа над спецификой детской литературы.
Оборудование: презентация, выставка книг писателя, портрет писателя, пословицы.
Ход урока.
1. Организационный момент Слайд № 1
-Ребята, сядьте правильно, мы начинаем урок чтения. С каким настроением вы пришли на урок, покажите ваши эмблемы.
(Смайлики) Слайд № 2
-Приготовьтесь быть активными, хорошо работать. Не забудьте о правилах приличного поведения.
Мотивация учебной деятельности.
Кто много читает, тот много знает. Слайд № 3
-Это пословица.
-Как вы её понимаете? (ответы учащихся)
(Итог учителя)
2. Постановка целей
Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, думать, рассуждать. Слайд № 4
Отгадайте загадки: Слайды 5-11
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц.)
Серый ворище, по лесам, полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(Белка.)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
– В какую группу можно отнести отгадки? (животные.)
– Как вы думаете, о чём пишет писатель, с произведением которого мы будем сегодня работать? (о животных и птицах, о природе)
- Так вот, ребята, давайте мы с вами сегодня окунёмся в мир природы.
Отгадывая загадки о природе, вы познаёте мир растений, животных, наблюдаете за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Таким человеком был детский писатель Н. Сладков. Рассказы этого писателя любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
2. Знакомство с биографией писателя.
- Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этого писателя.
Слайды № 13 -15
Ученик: Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился, будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
3. Рассматривание выставки книг Слайд № 16
– Посмотрите, какие книги написал Н.И. Сладков. Вот некоторые из них.
Чтение произведения «Загадочный зверь». Это рассказ-загадка, сказка –несказка. Мы будем читать по частям, и пробовать разгадать эту загадку. Просьба – не забегать вперед, строго соблюдать инструкции.
Чтение с остановками.
После каждой остановки дети пробуют отгадать, что же это за зверь.
Беседа.
Кто же запомнил, с кем можно спутать белку, если судить о ней только по тому, что она грызет орешки?
Кто запомнил, с кем же рассказчик путал белку? Слайды № 18-26
- А теперь ребята, ответьте мне на вопрос. Ходят ли звери в баню? Мы узнаем об этом, прочитав рассказ «Звериная баня»
Чтение произведения «Звериная баня». Слайд № 29
- Так, ходят ли звери в баню?
- Для чего ходят в баню дикие кабаны?
- А знали ли вы об этом раньше?
- Понравился ли вам рассказ?
- А теперь давайте прочитаем ещё один рассказ Н. Сладкова, который называется «Пылесос»
Чтение произведения «Пылесос» Слайд № 30
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
(предположения учащихся)
- Давайте прочитаем рассказ, и узнаем, верны ли ваши предположения.
Чтение произведения «Пылесос»
- Так что же это за «пылесос»?
- Что делал воробей в скворечнике?
- Понравился ли вам рассказ?
6. Работа с пословицами Слайд № 31
– Николай Иванович также сочинял пословицы. Давайте с вами поиграем и соберем пословицы, которые рассыпались.(Ребятам предлагаются конверты со словами пословицами . Работа в группах)
Муха с мухоловкой не уживутся.
На муравейнике долго не усидишь.
Любит кошка рыбку, да не любит воду.
Жалобы зайца лису не разжалобят.
Когда цапле хорошо, — лягушкам плохо.
Дрова в лес не возят.
Проверка работы.
7. Рефлексия.
– О каком писателе вы узнали сегодня на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?
– А закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением М. Дудина «Берегите землю!»
Берегите землю! Слайд № 32
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
8. Домашнее задание. Слайд № 33
Чтение произведений Н.Сладкова, придумать свой рассказ – загадку на тему «Загадочный зверь»