Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.
Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.
Создание условий для ситуаций нравственного выбора как основы дальнейшего формирования нравственности.
В центре доски, на фоне круга слово «Доброта». Вокруг центрального круга размещены «лепестки» (в начале они просто белые, потом на них появляются слова).
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент: | - Здравствуйте, ребята! | |
2. Определение темы и задач: | - Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы узнаете, прослушав куплет из очень известной песенки (звучит «Песенка кота Леопольда»). - Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.) А кто догадался, из какой песенки этот куплет? - Правильно! Тема нашего урока: доброта, а именно «Что значит быть добрым?». - Как вы думаете, зачем нужно говорить о доброте? (Наводящими вопросами подвести детей к формулировке следующих задач: чтобы знать, что такое доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее.) | - Слушают куплет из очень известной песенки (звучит «Песенка кота Леопольда»). - Называют - Высказывают свои мысли |
3. Путешествие в Царство Доброты: | - Мы отправляемся с вами в Царство Доброты. - Послушайте, какой случай произошёл однажды в этом царстве: По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. -Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет,- ответил мальчик. - Мама? - удивилась подружка. - Нет! - Ну, тётя? Или знакомая? - Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка! Беседа по содержанию рассказа: - Ваши впечатления об услышанном? Что можете сказать про мальчика? Что подумала девочка? (Дети отвечают) - Мы ещё вернёмся к этой истории. | - Слушают рассказ - Дети высказывают своё отношение к поступку |
4. Инструкция | - Поведёт нас в «Ц.Д.» как вы думаете, что? Я вам помогу. В сказках этот предмет часто указывает героям верный путь. Правильно. Нам поможет волшебный клубочек, ведь именно он указывает в сказках дорогу. - А что это тут за него зацепилось? Какой - то ключ? А на нём задание … (учитель читает задание) - Как вы понимаете слово доброта? Какие слова можно поставить рядом со словом добро, доброта? - Ребята, давайте ответим на вопрос ключика и тогда мы сможем попасть в Царство Доброты. Продолжите предложение: Доброта это - … (ответы детей). - Ура! Наш клубочек и ключик помогли нам попасть в Царство доброты. | - Ответы детей |
5.Работа в парах | Работа в парах. Добрый и злой - Хотите узнать, как выглядят жители «Ц.Д.»? (Маленькие солнышки – девочки и мальчики – жители царства прикрыты листом бумаги) - Давайте попробуем составить словесный портрет доброго человека. А какое слово часто стоит со словом добро? (Зло) У каждой пары на парте лежит листочек со списком качеств человека. Посовещайтесь и назовите три качества доброго и три качества злого человека. - На доске помещены два лица: одно доброе, другое злое. (Пары получают карточки со следующими качествами: Заботливый, справедливый, отзывчивый, неприветливый, милосердный, мстительный, красивый, грубый, щедрый, равнодушный, приветливый, жадный, завистливый. | - Составляют словесный портрет жителей царства Доброты - Совещаются и называют три качества доброго и три качества злого человека. - Обсудив в группе, ребята называют качества доброго и злого человека. - Помогают расположить вокруг доброго лица, положительные качества в виде солнышка, написанные на бумажных прямоугольниках. Вокруг злого лица отрицательные качества в виде ёжика. |
6. Социализация | - Посмотрите внимательно на то, что у нас получилось. Скажите, каким делает человека доброта? Каков же добрый человек? На что он похож? А злой? Каков он? Хочется ли с ним общаться? - Правильно! Добрый человек, как солнышко, светит, греет, улыбается. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. К нему все тянутся. Злого же человека избегают, чтобы “не уколол”. Как вы думаете, выглядят жители в Царстве Доброты? - Какие поступки совершает добрый человек? - Что он делает? | -отвечают на вопросы и делают выводы. (Помогает, заботится о близких и друзьях, уважает, любит, улыбается, греет, светит) |
7. Тест Самый добрый. | - А хотите узнать добрые ли вы? Давайте проведём небольшое исследование. Поднимите руку те, кто считает себя добрым. В группах: - А теперь посовещайтесь в группе и назовите три самых добрых человека в нашем классе. - И так, давайте подведём итог нашего исследования. Кто получил больше всех звёзд? Выделение проблемы: - Когда я спросила, кто из вас добрый, почти все подняли руки. Но вот звёздочки получили не все. Почему так вышло? Может, мы недостаточно умеем выражать доброту? Давайте потренируемся выражать наши добрые чувства, как это делают жители Царства Доброты. | -индивидуальная работа (дети поднимают руки) - работа в группах (деление на группы) - Ответы детей. - Каждый, кого называют, берёт себе жетон-звёздочку. - считают звёздочки |
8. Игра-тренинг | «Комплимент» в круге. - Скажите комплимент своему соседу справа, а теперь своему соседу слева. Но можно выражать своё доброе отношение и без слов. Давайте попробуем. Игра-тренинг “Взгляд”: - А теперь очень важный момент: давайте попробуем осмыслить, что происходило. Как вы себя чувствовали? Все ли взгляды были добрыми? Удалось ли взглядом передать доброжелательность? - Однажды, ребята, на воротах «Ц.Д.» появился вот такой указ: Всем! Всем! Всем! Слушайте! Наш пресветлейший царь приказывает: немедленно перестать всем быть злыми и отныне иметь лишь доброе сердце! Тот, кто ослушается приказа, будет Изгнан из нашего царства! Скажите, почему мог появиться такой указ, ведь это же царство доброты? - Выполним ли этот указ? Можно ли человека заставить быть добрым? | -Становятся в круг, проговаривают слова – комплименты - (Учащиеся образуют два круга: внешний и внутренний. Играющие становятся так, чтобы игроки внешнего круга оказались лицом к лицу игроков внутреннего круга. Дети смотрят молча в глаза друг друга, стараясь выразить своё доброе отношение. По сигналу ведущего игроки внешнего круга передвигаются на шаг вправо. Происходит смена партнёров. Игра заканчивается, когда игроки внешнего круга вернутся на свои первоначальные места.) - ответы детей. (Ведь в царстве могли бывать и заезжие торговцы например, а может быть какие-то странники, путешественники могли туда заглянуть). |
9. Обобщение | - Легко или трудно быть добрым? - Чему учит нас случай, о котором я вам рассказала в начале нашего занятия? -Поделитесь, какие добрые поступки уже совершал кто-нибудь из вас? А какими ещё добрыми делами можете порадовать своих близких, друзей? Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. | - ответы детей |
10. Рефлексия | - Сегодня мы говорили с вами о замечательном человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. - Скажите, что значит быть добрым? - К сожалению, мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми. Но каждый из нас, я думаю, начнёт с себя. Ну что же, нам пора покидать Царство доброты. А волшебный клубочек, который привел нас сюда, выведет нас обратно. (Тренинг “Связующая нить”) Сейчас клубочек покатится по рукам. Пока он у вас в руках, вы можете пожелать что-то одноклассникам, можете рассказать о мыслях и чувствах, которые возникли на занятии. Если ничего не хотите сказать, просто передайте клубочек дальше, но ниточку из рук не выпускайте. Можете начинать со слов: я задумался, я узнал, я постараюсь, я решил. - А теперь закройте глаза, натяните ниточку, почувствуйте, что на том конце ваш друг, почувствуйте себя единым целым. И в заключение нашего путешествия я хочу вам пожелать: Есть люди необычной доброты Её всю без остатка отдавая, Горят, как маленькие, яркие костры, Своим теплом нас согревая. Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги тропою доброты И радость помоги найти кому-то. Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств. | - ответы детей (быть внимательным, вежливым, отзывчивым к окружающим, уметь вовремя придти на помощь) - пожелания друг другу (Учащиеся высказываются. Когда клубочек возвращается к ведущему все оказываются связанными одной нитью.) |
| Спешите делать добро! Спасибо за работу! | |