kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока создана по УМК "Перспектива". Цель урока - научиться подбирать к словам разных частей речи синонимы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы»

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме "Синонимы"

Методы обучения: проблемный, иллюстративно-словесный.

Форма работы - фронтальная.

Целевые установки урока

Предметные:

  • Углубить знания о словах, близких по значению;

  • Знать значение термина синонимы;

  • Понимать возможности различных синонимов ( по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

  • Уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

Метапредметные:

  • Использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;

  • Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;

  • Развивать речь при составлении предложений со словами-синонимами.

Личностные:

  • Понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;

  • Понимать нежелательность повтора слов в речи;

  • Стремиться пополнять свой словарный запас словами-синонимами.


Ход урока:

1. Оргмомент.

Раз, два, три, четыре, пять-

Прозвенел звонок опять.

Перемена пролетела,

Снова нам пора за дело!

Начинаем мы урок,

Где получим знанья впрок.

2. Словарная работа

Упражнение из электронного приложения

Воробей, город, комната, понедельник, хорошо.


3. Актуализация знаний.


4. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.

Почему поругались пёс и кот

Кот сказал псу: «какой же ты токовый пёс!» Пёс стал спорить:»Нет, я не толковый, я умный!» Кот говорит : «Как ты, пёс любезно разговариваешь!» А пёс знай себе не соглашается: «Я разговариваю не любезно, а вежливо!» И началась у них ссора. Летела мимо сорока, сказала: «Глупые пёс и кот, вам не из-за чего ругаться, потому что…»

-Что сказала сорока? (Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса действительно не было причин, потому что слова: умный –толковый, любезно – вежливо очень близки по значению.

- О каких словах будем говорить сегодня на уроке? (Словах близких по значению).

- Определите тему урока? (Слова близкие по значению).


- Какую цель поставим на уроке? (Узнать как называются такие слова, научиться находить их в словаре синонимов и использовать их в тексте).

- Как называются слова, которые сходны по своему значению, но разные по написанию? (Синонимы)

- Что мы знаем о синонимах?

- Что хотели бы узнать?

- Почему так называются? (Синоним, от греческого - одноимённый, т.е. одно имя) Вот это нам предстоит узнать.

- Какие есть особенности синонимов? (Слова отвечают на один и тот же вопрос)

- Для чего нужны слова-синонимы? (Слова-синонимы делают нашу речь богаче, помогают выразить мысль, избежать повторений одного и того же слова).

5. Открытие нового знания

Внимательно посмотрим на экран и послушаем, какие же сведения о таких словах сообщит профессор Самоваров:

Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами. Например: солдат-воин. Слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос:

Кто? - солдат, воин;

Какой? – смелый, храбрый;

Какой – отважный, мужественный.

Слова-синонимы делают нашу речь богаче, помогают выразить мысль, избежать повторений одного и того же слова.

Перед вами лежат карточки с текстом. Прочитайте его. (читают)

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали холмик и залили его водой. Весело будет ребятам на горке.

Интересно ли было его читать? Почему?(повторяется слово ребята). Как можно исправить текст, чтобы он стал интересным и выразительным? (Заменить повторы словами-синонимами) Какие слова можем подобрать? Чем надо воспользоваться при затруднении? (словарём синонимов)

- Замените в предложениях слово ребята, словами -синонимами, впишите эти слова, чтобы получился интересный и выразительный текст)

- Воспользуемся словарём: ребята- дети, малыши, ребятня, школьники, детвора, ребятня.


Во дворе слышны весёлые крики _________. ____________ строят ледяную горку. _____________сделали холмик и залили его водой. Весело будет _______ на горке.

(Проверка текстов). На какой вопрос отвечают слова-синонимы? Сделаем вывод: должны отвечать на один и тот же вопрос.

6. Физкультминутка.

( Повторяй за мной)

7. Основной этап урока.

  • Первичное закрепление. Какое настроение вызвала у вас физкультминутка?

( Радостное, весёлое, бодрое). Найдём в словаре синонимы к слову радостный: ликующий, торжествующий... Запишем несколько слов на доске. Радостный, весёлый, бодрый, ликующий.

Составим схему слова радостный.

  • Повышение уровня формируемых знаний. Учебник № 36 – выполняется устно.

Прочитайте слова, которые подобрали Аня и Ваня. Сравните звучание и значение слов. Близки ли эти слова по значению?

Комната- горница – светлица – каморка.

Звать – кричать – кликать – призывать.

- Какие из этих слов мы используем в обычной речи, а какие можно встретить только в стихах, сказках, пословицах?


  • Выполнение упражнения 124 из Рабочей тетради № 2.( выполнение упражнения сопровождается видео на экране)

  • Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством звуков. Запиши их.

Лес -_________________ ,

стужа - ______________,

зной - ______________,

базар -__________________.

Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.

( проверка по слайду)

  • Задания на карточке:

Установите соответствие между словами. Соедините пары -синонимы (Выполняется на экране с использованием электронного приложения)

ребята волшебный

бежать путь

азбука печалиться

чудесный метель

дорога мчаться

грустить дети

вьюга алфавит ( проверка по слайду)

8. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С чем познакомились?

- Какие особенности синонимов узнали?

- Для чего нужны слова-синонимы?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли мы цели?

- Оцените себя. А свои карточки подпишите и сдайте мне.

9. Домашнее задание.

стр.27 правило, р.т. упр. 125




































Ф.И.________________________________________________________________


1.Замените в предложениях слово ребята, словами - синонимами, впишите эти слова, чтобы получился интересный и выразительный текст


Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали холмик и залили его водой. Весело будет ребятам на горке.


Во дворе слышны весёлые крики _________________. ______________ строят ледяную горку. __________________ сделали холмик и залили его водой. Весело будет______________________ на горке.



2. Установите соответствие между словами. Соедините пары - синонимы


ребята волшебный

бежать путь

азбука печалиться

чудесный метель

дорога мчаться

грустить дети

вьюга алфавит


3.Оцените себя


Знаем

Хотим узнать

Узнали

Слова близкие по смыслу.

1.Почему так называются?

2.Какие есть особенности синонимов?

3.Для чего нужны слова-синонимы?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Синонимы

Автор: Нечаева Светлана Витальевна

Дата: 05.09.2016

Номер свидетельства: 342422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тест по русскому языку " Синонимы и антонимы". "
    ["seo_title"] => string(44) "tiest-po-russkomu-iazyku-sinonimy-i-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "246793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446458788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "240760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445104488"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по русскому языку "Синонимы" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "228536"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441370882"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства