Методическая разработка конспекта урока " Семейный бюджет"
Методическая разработка конспекта урока " Семейный бюджет"
Разработка бинарного урока(информатика+обществознание).
Урок планирования бюджета семьи построен в форме практической работы с творческим домашним заданием. Данный урок позволяет сформировать понятие бюджета и основных его составляющих, а так же понимания, что семейный бюджет это компромисс между членами семьи. Эти знания в будущем позволят правильно планировать расходы бюджета.
Сочетание индивидуальной, парной, групповой и общеклассной форм работы на уроке делают его достаточно продуктивным, позволяют детям раскрепоститься и смело высказывать свои мнения, спорить и доказывать.А также отработать информационные навыки расчетов, которые необходимы в современном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока " Семейный бюджет"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Методическая разработка
«Семейный бюджет»
(9 класс)
Авторы работы:
Казакова Светлана Харисовна,
учитель информатики
Чистополь,2024
ВВЕДЕНИЕ
В обычной жизни каждый человек сталкивается с проблемой нехватки денег. Его благополучие напрямую зависит от того, насколько рационально он может ими распоряжаться. Поэтому, в ходе обучения, важно опираться на личные потребности обучающихся. Формировать у них умение действовать финансово грамотно. Нужно научить обучающихся, не бояться этой проблемы показывать, что существует алгоритм действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант расходования бюджета семьи.
В семейной экономике нет контролеров и аудиторов, поэтому нужно постигать науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом пойдет речь на уроке «Семейный бюджет» для обучающихся 14-15 лет.
Урок планирования бюджета семьи построен в форме практической работы с творческим домашним заданием. Данный урок позволяет сформировать понятие бюджета и основных его составляющих, а так же понимания, что семейный бюджет это компромисс между членами семьи. Эти знания в будущем позволят правильно планировать расходы бюджета.
Сочетание индивидуальной, парной, групповой и общеклассной форм работы на уроке делают его достаточно продуктивным, позволяют детям раскрепоститься и смело высказывать свои мнения, спорить и доказывать.
Данный урок позволяет сформировать понятие бюджета и основных его составляющих, а так же понимания, что семейный бюджет это компромисс между членами семьи. Эти знания в будущем позволят правильно планировать расходы бюджета, а также уметь рассчитывать и контролировать свой бюджет с помощью программы EXCEL.
Роль учителя – организовать достижения обучающихся поставленной перед ними целей, умений и компетенций посредством реализации предложенных заданий в рамках обозначенных этапах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика занятий
Характеристика условий реализации проекта:
Объект: учащиеся 9 класса
Место: учебный класс
Название образовательной организации: МБОУ «СОШ №1»
участники проекта: учащиеся 9 класса
Педагог: Казакова Светлана Харисовна.
Название направления Финансовая грамотность
Тема: Семейный бюджет
Вид деятельности учащихся: работа с терминами и понятиями, расчет семейного бюджета с помощью электронной таблицы EXCEL, разработка памятки «Сбалансированный», безопасный семейный бюджет», самостоятельная работа с информацией, групповая работа
Тип занятия: бинарный урок
Оборудование: ПК с выходом в интернет, мультимедийный проектор, ноутбуки интерактивная доска, бумага, маркеры, кейс-задания, раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение:
Интернет ресурсы:
Педагогическая характеристика занятия
Цели урока: достижение не менее 85 % учащихся следующих образовательных результатови услуг.
Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: семейный бюджет, доход, расход, профицит, дефицит, сбалансированный бюджет, бюджет как компромисс.
Метапредметные: работа с информационным материалом, работа с кейс заданиями, уметь анализировать полученную информацию, делать выводы;
Личностные: научить обучающегося рационально мыслить с точки зрения бюджета, приобрести навыки составления сбалансированного семейного бюджета.
Описание учебного процесса
Этапы и типы задания для учащихся
Этапы
Продолжительность
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся
1 этап Постановка проблемы
1.1Постановка проблемы
1.2 Работа с текстом
10 минут
1.Видео «Семейный бюджет» (приложение 1)
Вопросы:
- Какая проблема представлена в сценке?
- Как вы считаете, почему они не нашли общего решения данной ситуации?
- Обозначьте тему нашего урока
2.Формулировка проблемы: «Отсутствие достаточных знаний, позволяющих составить сбалансированный бюджет семьи».
3.Определение цели деятельности по разрешению проблемы: «Узнать о составляющих бюджета семьи и научиться рассчитывать финансовые риски семьи
Изучение информационного текста (приложение 2).
2. Этап реализации:
2.1 Работа в группах
2.2 Представление результатов работы групп и их обсуждение
28 минут
3 группы – работают с ситуационными задачами (разбирают практические ситуации, разрабатывают рекомендации, как научиться рассчитывать финансовые риски семьи)
(приложение №3)
Ученики участвуют в обсуждении, анализируют и делают выводы о осуществления данных расходов.
3. Этап оценки и рефлексии:
5 минут
Разработка памятки «Сбалансированный, безопасный семейный бюджет».
4.Домашнее задание
2 минуты
Составление кроссворда «Бюджет»
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этапы
Ожидаемые результаты
Типы заданий контрольно-измерительных процедур
1. Этап поставки проблемы
Получение информации о знаниях обучающихся о семейном бюджете
просмотр видео, постановка проблемы
2. Этап реализации:
2.2 Работа в группах
2.3 Представление результатов работы групп и их обсуждение
Использование на практике, имеющихся у обучающихся знаний о семейном бюджете
групповая работа
3. Этап оценки и рефлексии:
3.1. Оценка результата деятельности
3.2. Рефлексия
Оценка усвоения полученных знаний обучающихся
презентация памятки
Методическая характеристика занятия
Описание методики оценки педагогической эффективности занятия:
Технологии:
Педагогические методы:
- словесный
- практический
- проблемный
- частично- поисковый
Методические приемы:фронтальная работа, групповая работа, работа с текстом.
Методика оценки педагогической эффективности занятия (самооценка)
Как я усвоил(а) материал по теме?
Как я работал(а) на уроке?
Как я работал(а) в группе?
Усвоил(а) весь материал – 5 баллов
Со всеми заданиями справился(ась) – 5 баллов
А выполнял(а) все поручения и задания группы – 5 баллов
Частично усвоил(а) материал –
4 балла
Допускал(а) ошибки – 4-3 балла
Я с неохотой участвовал(а) в работе группы– 4-3 балла
Мало что понял(а) – 3 балла
Не справился(ась) – 2 балла
Я не участвовал(а) в работе группы – 2 балла
Ничего не понял(а) – 2 балла
15-13 баллов – я усвоил(а) материал по теме «Личный финансовый план»
12-9 баллов – мне необходимо подкорректировать свои знания, умения и навыки
9-6 баллов – я не усвоил тему и мне необходимо дополнительно поработать по данной теме
Вопросы для педагогической рефлексии
Какие затруднения возникли в процессе выполнения задания по
составлению семейного бюджета?
Проявился ли интерес к теме занятия?
Насколько активно ребята были вовлечены в проблему?
Какой эмоциональный настрой отмечался у обучающихся в ходе занятия?
Критерии оценки эффективности занятия
№
ФИ обучающегося
Ответы на вопросы (сценка) (3 б)
Ответы на вопросы (по тексту) (3 б)
Работа в группа(отчет по таблицах) (3б)
Презентация памятки (3б)
Дополнительный ответ (1б)
Итог
1
2
Оценка «5» - 9-13 б
Оценка «4» - 7-8 б
Оценка «3» - 5-6 б
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка может быть использована в рамках организации учебной деятельности обучающихся по повышению их финансовой грамотности.
Целевая аудитория обучающихся 9 классов
Целью было формирование у обучающихся умение планировать семейный бюджет.
В рамках урока были сформированы такие понятия как семейный бюджет, доход, расход, профицит, дефицит, сбалансированный бюджет, бюджет как компромисс.
Урок включал в себя следующие структурные элементы: актуализация, целеполагание, основной этап кейс-задания, рефлексия.
Мы надеемся, что в ходе урока обучающиеся узнали, что такое семейный бюджет, какие виды бюджета бывают, из чего состоят доходы и расходы, и научились составлять сбалансированный семейный бюджет. А так же принимать решения и стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Конституция РФ ( с учетом поправок на 21.07.2014)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010, №1897)
1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. Дополнительная литература 1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. 3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. Интернет-источники 1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ 2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ 3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
Приложение №1
Просмотр видео
Вопросы:
1. Какая проблема представлена в сценке?
2. Как вы считаете, почему они не нашли общего решения данной ситуации?
3. Обозначьте тему нашего урока
4. Постановка цели и задачи
Приложение №2
Текст
Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам пришло из Англии.
Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков.
В далекую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы. Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись.
А с конца XVIII века - так назывался уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.
Бюджет — это схема доходов и расходов определённого объекта(семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени.
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности за определённый период времени.
Доходы населения- личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств к ним.
Расходы — это затраты определённого периода времени.
Расходы — это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах.
Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование не может себя представить(еда, траты на одежду, услуги ЖКХ, транспорт. А произвольные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись( поход в театр, покупка машин , предметов роскоши, картин. украшений).
Дефицит бюджета- это превышение доходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный дефицит.
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором расходы соответствуют доходам.
Вопросы для обсуждения по материалам кейса:
Как вы понимаете пословицу «Не доходом разживаются, а расходом»?
Какой урок вы извлекли из решения практических задач?
Какие математические знание при этом вы применяли?
Из чего складывается семейный бюджет?
Приложение 3
Кейс для группы №1
Семья ИВАНОВЫХ
Учитывая данные, полученные «семьей», необходимо составить бюджет семьи, т.е. планирование предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов и заполнить таблицу.
Доходы
рубли
Расходы
рубли
Итого
Итого
СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, школьник, ребёнок д/сада)
Семья проживает в собственной квартире (выплаты коммунальных услуг составляют 8670 руб. в месяц). У семьи есть свой приусадебный участок, с которого они получают ежемесячный доход в размере 3900 руб. Мама и папа выплачивают потребительский кредит в размере 2500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 тысяч в год. Дочь учится в 11 классе и получает стипендию мэра – 1200 руб в месяц за отличную учебу. Семья имеет в собственности гараж, которым никто не пользуется. Гараж можно сдавать в аренду за 3500 руб. в месяц. Маленький сын посещает детский сад (выплаты за детский сад составляют 760 руб. в месяц) и мечтает на день рождения получить скоростной велосипед стоимостью 85000 рублей.
ДОХОДЫ СЕМЬИ:
Заработная плата папы 25 000 рублей
Заработная плата мамы 18 000 рублей
Пенсия бабушки 7 000 рублей
Пособие на младшего ребенка 500 рублей
Кроме этого семья тратит ежемесячно: на продукты – 16900 руб., транспортные расходы – 2300 руб., на лекарства – 1350 руб., траты на обслуживание автомобиля папы – 4200 руб.
Задание «Копим на мечту» или решаем денежные проблемы
Используя исходные данные «семьи»» необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты. Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.
Мечта
Необходимая сумма
на осуществление мечты
Варианты экономии семейного бюджета
Возможные сроки осуществления мечты
Кейс для группы №2
Учитывая данные, полученные «семьей», необходимо составить бюджет семьи, т.е. планирование предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов и заполнить таблицу.
Доходы
рубли
Расходы
рубли
Итого
Итого
Семья ПЕТРОВЫХ
СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, студент, школьник)
Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Бабушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении, которое обходится в 4800 руб. ежемесячно. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе, живет в общежитии (оплата общежития 1200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь живет вместе с родителями, учится на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 11 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). У семьи в собственности есть гараж, который сдается в аренду. Каждый выходной мама, папа и двое детей посещают развлекательный центр, на который тратится 2800 руб. На продукты питания семья тратит ежемесячно – 11300 руб., в семье сломался компьютер и необходимо приобрести его стоимость ноутбука 90000 рублей
Семья мечтает отправить бабушку на курорт подлечиться (стоимость путевки с дорогой, проживанием в санатории и лечением составляет 135000 рублей).
ДОХОДЫ СЕМЬИ:
Заработная плата папы 17 000 рублей
Заработная плата мамы 12 000 рублей
Пенсия бабушки 9 000 рублей
Стипендия старшей дочери 1850 рублей
Зарплата средней дочери 3500 рублей
Плата за сданный в аренду гараж 1500 рублей
Ежемесячное пособие на детей – 250 руб. на одного несовершеннолетнего ребенка
Задание «Копим на мечту» или решаем денежную проблему
Используя исходные данные «семьи» необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты.
Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.
Мечта
Необходимая сумма
на осуществление мечты
Варианты экономии семейного бюджета
Возможные сроки осуществления мечты
Кейс для группы №3
Учитывая данные, полученные «семьей», необходимо составить бюджет семьи, т.е. планирование предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов и заполнить таблицу.
Доходы
рубли
Расходы
рубли
Итого
Итого
Семья СИДОРОВЫХ
СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)
Семья живет в собственной квартире. Старший сын ученик 11 класса, средний сын ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад. Семья выплачивает автокредит в размере 5000 рублей месяц. Средний сын занимается в музыкальной школе (оплата 1500 рублей в месяц), дочь занимается в Школе ремесел (оплата 1200 рублей в месяц).Семья имеет в собственности однокомнатную квартиру, которая сдается в аренду. По выходным вся семья отдыхает в аквапарке (билет на 1 человека в аквапарк стоит 800 руб.). На продукты питания семья тратит ежемесячно – 12100 руб, одежда для семьи -22000рублей
Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250000 рублей.
ДОХОДЫ СЕМЬИ:
Заработная плата папы 22 000 рублей
Заработная плата мамы 10 000 рублей
Пенсия бабушки 9 000 рублей
Плата за сданную в аренду квартиру 5500 рублей
Ежемесячное пособие на детей – 250 руб. на одного несовершеннолетнего ребенка
Задание «Копим на мечту» или решаем денежную проблему
Используя исходные данные «семьи» необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты. Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.
Мечта
Необходимая сумма
на осуществление мечты
Варианты экономии семейного бюджета
Возможные сроки осуществления мечты
Кейс для группы№4 (индивидуальное)
Учитывая данные, полученные «семьей», необходимо составить бюджет семьи, т.е. планирование предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов и заполнить таблицу.
Доходы
рубли
Расходы
рубли
Итого
Итого
Семья ВАСИЛЬЕВЫХ
СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)
Семья проживает в квартире, купленной в ипотеку. Плата по ипотеке составляет 12000 рублей в месяц. Кроме того семья выплачивает кредит, взятый для развития бизнеса в размере 8500 рублей в месяц. Старшая дочь учится в 11 классе, средний сын в 10 классе, младший сын посещает детский сад. Каждое воскресенье Васильевы всей семьей ходят в кинотеатр (взрослый билет в кино стоит 300 руб., детский – 220 руб.). У семьи Васильевых в собственности есть дом, который сдается в аренду. На продукты питания семья тратит ежемесячно – 10900 руб.
Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе. Стоимость такого отдыха обойдется семье в 250000 рублей.
ДОХОДЫ СЕМЬИ:
Прибыль от предпринимательской деятельности папы 40 000 рублей
Заработная плата мамы 18 000 рублей
Пенсия бабушки 12 000 рублей
Плата за сданный в аренду дом 8500 рублей
Ежемесячное пособие на детей – 250 руб. на одного несовершеннолетнего ребенка
Задание «Копим на мечту»
Используя исходные данные «семьи» необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты. Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.
Мечта
Необходимая сумма
на осуществление мечты
Варианты экономии семейного бюджета
Возможные сроки осуществления мечты
Приложение 4
Памятка
«Сбалансированный, безопасный семейный бюджет».
ПАМЯТКА ФИНАНСОВАЯ
-Зарабатывайте больше, а тратьте меньше.
-Ставьте перед собой реальные цели и сроки исполнения своего желания.