kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами и их ролью (группа подлежащего, группа сказуемого). Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Второстепенные члены предложения".»

Цели урока: Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами и их ролью (группа подлежащего, группа сказуемого). Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях.

Способствовать развитию чувства языка: роль порядка слов в предложении

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

         Знать

  • понятие второстепенные члены;

  • понятие распространенное и нераспространенное предложение;

Метапредметные:

          Уметь

  • организовывать учебное сотрудничество;

  • самостоятельно определять цели своего обучения;

  • работать с различными источниками информации;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

          Развивать

  • познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение второстепенных членов предложения;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.


  1. Организационный этап

1. Приветствие учителя

- Улыбнёмся, друг другу и начнём урок.

2. Оформление тетрадей обучающихся

- Ребята, начать  наш урок я хотела бы  пословицей:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

-Как вы ее понимаете?

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.


Посмотрите на доску. Прочитайте запись.

 

Береза принакрылась.

        Распустились кисти.

        Стоит береза.

        Горят снежинки.

        Заря обсыпает.


Смогли ли вы представить себе берёзу, о которой говорится?

Какая она?



Что можем сказать о предложениях?

Мы не смогли представить себе берёзу, какой её описал автор.

Предложения состоят только из грамматической основы.



- Русский язык необычен и своеобразен. Закройте глаза, послушайте стихотворение Сергея Есенина и попробуйте представить себе картину, описанную поэтом



 Читает Агафонов Кирилл:


        Белая береза

        Под моим окном

        Принакрылась снегом,

        Точно серебром.

        На пушистых ветках

        Снежною каймой

        Распустились кисти

        Белой бахромой.

        И стоит береза

        В сонной тишине

        И горят снежинки

        В золотом огне.

            А заря лениво,

            Обходя кругом,

            Обсыпает ветки

            Новым серебром.



Какую берёзу вы себе представили?

Давайте сравним первую запись с тем, что прочитал Кирилл. Что вы можете сказать?

Какую роль играют второстепенные члены предложения?



- передают красоту, помогают создать образ.

Второстепенные члены уточняют, поясняют, дополняют.

Второстепенные члены нужны, чтобы пояснять, уточнять гл. чл. Позволяют выразить главную мысль более полно, более  выразительно. Передают больше сведений, информации.

Итак, какова тема нашего урока? тема нашего урока – “Второстепенные чл.предложения»


А коль нам стала известна тема нашего урока, то давайте с вами порассуждаем, что было бы полезно положить в наш сундучок? Какие важные знания и умения мы будем добывать сегодня? Какие цели перед собой поставим?


ЦЕЛИ:


1. Закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения.

2. Тренироваться определять в предложении грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

3. Научиться самостоятельно составлять распространенные предложения.

4. Дружно работать в коллективе.



Интересно, а верно ли мы сделали вывод. Как мы можем это проверить?

Нужно обратиться к источнику информации-учебнику

Давайте откроем учебник на стр. 82  и сравним свой ответ.

Правильно мы с вами сделали вывод? – Да!

РАБОТА В ГРУППАХ: (вспомним правила)

Упражнение 2 на стр.83 в учебнике. – установить связь между главными и второстепенными чл.п.

1 и 2 гр. – предложение 2

3 и 4 гр. – предложение 3

5 и 6 гр. – предложение 4

7 гр. – предложение 5.


Мы с вами установим связь между  главными и второстепенными членами.

Алгоритм.


  1. Найти грамматическую основу предложения (найти подлежащее и сказуемое)

  2. Найти слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего

  3. Найти слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого

  4. Найти второстепенные члены, к  которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.

Итак, что получилось? Группы читают предложения и вопросы.


Физкультминутка.

Чтобы наша речь была красивой и богатой, нам нужно научиться составлять предложения с второстепенными членами.

Сейчас я предлагаю вам побыть редакторами. Давайте вспомним, а кто это? (толковый словарь)

Редактор – это тот, кто занимается редактированием. Он корректирует, исправляет ошибки.


Поработаем в парах: у вас на каждой парте есть карточка розового цвета. На первый взгляд, это просто набор слов. А на самом деле – это предложения, которые вам, как редакторам, нужно привести в порядок. Каждой паре нужно из деформированного предложения составить правильное и подчеркнуть обстоятельства.

Что такое обстоятельство? Второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое и отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?


Ира быстро читает сложный текст. текст, читать, Ира, быстро, сложный.


В кинотеатре идёт новый фильм. кинотеатр, идти, фильм, В, новый.


Заяц спрятался в высоком сугробе. спрятаться, сугроб, заяц, В, высокий


За окном грянул весенний гром. гром, окно, грянуть, За, весенний


Никита утром отвёл брата в садик брата, садик, В, Никита, утром, отводить


Дети красиво танцевали вальс. вальс, красиво, Дети, танцевать


Мама из шкафа взяла полотенце. полотенце, шкафа, из, Мама, взять


Быстро кончилось тёплое лето. лето, Быстро, теплое, кончиться


Коля в саду посадил сирень. сирень, Коля, саду, в, посадить


Привела злая ведьма Алёнушку на реку. реку, на, Алёнушка, ведьма, Привести, злая


Резко подул северный ветер. северный, подуть, Резко, ветер


Ежи зимой спят в сухих листьях. спать, сухие, в, Ежи, зимой, листья


В лесу растёт старая ель. лес, расти, В, ель, старая


Весной ласково пригрело солнышко. солнышко, ласково, Весной, пригреть


Итак, что у вас получилось? – пары читают предложения, называют слово- обстоятельство.



Физкультминутка для глаз.


А мы продолжаем поиски разных полезностей для нашего сундучка.

Посмотрите на доску. Нужно распространить этот текст. Это творческое задание. Поэтому сейчас я предлагаю создать тишину и проявить всё своё красноречие и выбрать самые красивые и подходящие слова, которые не только распространят, но и украсят этот текст.



Закружились в ... воздухе ... снежинки. Поля и холмы покрыл ... ковер. Но вот ударил ... мороз. Прячутся от холода ... жители. В лесу под снегом дремлет ... заяц. Он уже сменил свою ... шубку на ... . В норе под ... елью лежит ... лисица. В дупле на ... сосне грызет орехи ... белочка.

Подчеркните, пожалуйста, те слова, которые вы вставили. На какой вопрос отвечают эти слова?

Вспомните, пожалуйста, что вы знаете об определении?

Определение – второстепенный член предложения, который уточняет подлежащее и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьи? Чьё?


Итак, в конце нашего урока мне хотелось бы заглянуть в ваши сундучки и увидеть, что же вы в них положили на этом уроке.


У вас на столе лежат листочки, на которых написаны вопросы. Это диагностика, которая позволяет нам быстро увидеть результаты.   Те, кто может справиться со всеми заданиями, добился самого лучшего результата на уроке.

1.Предложения по своему составу бывают__________________________________________ и ___________________________________________

2.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения___________________________________

3.Главные члены предложения-это_____________________________________________________

4.Подлежащее выражено__________________________________________________, сказуемое_________________________

5.Кроме грамматической основы в предложении могут быть________________________________

6.Обстоятельство отвечает на вопросы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Определение отвечает на вопросы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Для чего служат в предложении второстепенные члены предложения?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После того как все   выполнили задание,  дети сверяют свои ответы с правильными ответами на (слайде 5)

  1. Распространённые и нераспространённые.

  2. . ! ? …

  3. Подлежащее и сказуемое.

  4. Существительным / Глаголом.

  5. Второстепенные члены предложения.

  6. Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

  7. Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?

  8. Уточняют, дополняют, украшают, поясняют.




Давайте вернёмся к нашему плану.

Итак, все ли мы теперь задачи с вами выполнили?

Значит, мы достигли цели урока? Какая была цель?

А что нового мы сегодня узнали?

Сегодня на уроке мы слушали стихотворение С. Есенина «Берёза». Каждый представил себе своё дерево. Давайте посмотрим, а какое дерево получится у нас  с вами. У вас на столах лежат листочки разных цветов. Если на уроке вам всё удалось, урок понравился, то возьмите зелёный листочек. Если возникали трудности, не всё удавалось, приклейте жёлтый.

Д.З. учебник с. 91, упр.137

      Спасибо за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения".

Автор: Бирюкова Ольга Николаевна

Дата: 28.11.2022

Номер свидетельства: 618640

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложений""
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykavtorostiepiennyiechlienypriedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "256667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448195796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка " Второстепенные члены предложения" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "195057"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427860125"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по русскому языку : " Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhieniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "425457"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502821323"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения"."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhie_1"
    ["file_id"] => string(6) "429491"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506245051"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок русского языка "Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_russkogo_iazyka_vtorostepennye_chleny_predlozheniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "630951"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1683447249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства