kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе " Возвратные глаголы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Позволяет познакомить учащихся с новым видом глаголов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе " Возвратные глаголы"»



УМК Школа России. Урок русского языка в 4 классе

Учитель начальных классов: Ложкова Татьяна Ивановна

Тема урока: Возвратные глаголы

Цели урока: 

Познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные  УУД:  постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.



Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И сейчас урок начнем.

-У нас сегодня гости. А гостям нужно дарить подарки. Лучшим подарком для них будут наши хорошие знания.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам в гости из сказочного леса прилетела Мудрая Сова и она для вас приготовила очень много интересных и познавательных заданий. И я надеюсь, что каждый из вас добьётся хороших результатов и порадует нашу Мудрую Сову. Обратите внимание, наша Сова захватила с собой книгу «Мудрости». В эту книгу, на отдельные её страницы мы разместим ваши знания, которые вы приобретёте на этом уроке.

- Итак, вы готовы?

- Ну, тогда вперёд!

- У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание, которые вы будете выполнять, вы должны оценить.

  1. Минутка чистописания.

- Давайте откроем свои тетради, запишем число, классная работа

- Сегодня мы пропишем букву Д.

Д д

Дело мастера боится.

- Кто может объяснить, о чем эта пословица?

- Оцените себя.

  1. Актуализация знаний

1. Работа в парах

- А сейчас работаем в парах по карточкам, которые приготовила вам Мудрая Сова.


Карточка

Прочитайте текст. Найдите глаголы.

Апрель

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.


- Проверяем.

(Звенит, сверкают, прилетят, зазвенит)


- С какой частью речи вы сейчас работали?

- Давайте вспомним, что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета).


- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать).


- Оцените себя.

Физкультминутка (для глаз).

Чтобы нам не уставать

Надо малость пробежать

По кривым дорожкам длинным

Влево-вправо, влево-вправо,

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ох, забот у нас немало

Пойдём по красному овалу

Раз, два, три, четыре, пять.

Получается на славу.

Зоркость чтоб развить немножко

Пойдём по синей мы дорожке

Раз, два, три, четыре, пять.

  1. Самоопределение к деятельности

На слайде вы видите глаголы. Прочитайте их и сравните.

Встречать, объяснить, подкатить, обменять, радовать, смотреть, сварить, расчесывать.

- Что объединяет эти слова? (глаголы неопределенной формы)

- Чем отличаются эти слова? (совершенным и несовершенным видом)

- Какие глаголы относятся к совершенному виду, а какие к несовершенному виду? (Несовершенный вид- Что делать?; Совершенный вид -Что сделать?)

- Запишите эти глаголы, разбив на две группы.

1 вариант -совершенного вида

2 вариант – несовершенного вида



Что делать? Что сделать?

Несовершенный вид Совершенный вид

Встречать Объяснить

Радовать Обменять

Смотреть Сварить

Расчёсывать Подкатить



-Проверьте, что у вас получилось.

1. Создание проблемной ситуации

-Посмотрите на глаголы, прочитайте их и сравните.

Что делать? Что сделать?

Встречать - встречаться Объяснить – объясниться

Радовать – радоваться Обменять - обменяться

Смотреть - смотреться Сварить - свариться



Расчёсывать- расчёсываться Подкатить – подкатиться



- Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

- На что показывают глаголы первых столбиков?

(Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем – то или над чем – то).

-На что показывают глаголы вторых столбиков?

(Вторые глаголы показывают – что действие совершается кем – то или чем – то над самим собой).

- Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавляется –ся).

- Как вы думаете, какой новый тип глаголов неопределенной формы мы будем изучать?

2. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

- Прочитайте, как называются эти глаголы на с.102 учебника. (работа с правилом)

- Итак, назовите тему нашего урока. (Возвратные глаголы)

Какие задачи мы должны поставить и решить сегодня ?

Узнать как образуется такой тип глаголов? Что обозначает? Как пишется?)

- Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать).

V. Работа по теме урока

- А сейчас мы с вами выполним следующее задание Мудрой Совы. Для этого мы разобьёмся по группам. Не забывайте правила работы в группах.

Работа в группах

Группа № 1

Задание: Образуйте возвратные глаголы. Объясните различие в значении возвратных и невозвратных глаголов.

сердить ____________________, греть ______________, увлекать -________________.

Задание 2: Замените одним словом.

Приветствовать друг друга при встрече ________________________________.

Группа № 2

Задание 1: Образуйте возвратные глаголы. Объясните различие в значении возвратных и невозвратных глаголов.

успокоить - _______________, обрадовать - ______________,

обнять- _____________.


Задание 2: Замените одним словом.

Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение_______________________.

Группа № 3

Задание 1: Образуйте возвратные глаголы. Объясните различие в значении возвратных и невозвратных глаголов.

плакать________________, причёсывать________________, застёгивать__________________.

Задание 2: Замените одним словом.

Давать согласие________________________.

- Проверим ваши задания.

- Оцените себя.

- Мудрая Сова предлагает нам поработать в учебнике.

Работа по учебнику

1. Словарная работа

- Объясните, кто такой командир?

- Давайте посмотрим значение слова командир в словарях, которые лежат у вас на столах.

КОМАНДИР – 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.

2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.

Слово образовано от латинского КОМАНДАРЕ – «рекомендовать, препоручить», а оно, в свою очередь, от латинского МАНДАРЕ – «передавать, вручать».

– Подберите 1) однокоренные слова -команда, командирский, командующий, командовать.

2)синонимы к слову «командир» -руководитель, начальник, военачальник

– Вспомните, какие пословицы, поговорки или крылатые выражения вы знаете со словом «командир».

Каков командир, таковы и солдаты.

Командир в трудностях впереди, а на отдыхе позади.

Командиром рота крепка, без командира солдат сирота.

Составьте предложения с этим словом. (Командир роты принял верное решение. Командир отправился в штаб.)


- Запишите в свои словарики слово командир.

- Оцените себя.

2. Работа по упражнению с. 103 упр.213

Составьте словосочетания с данными глаголами. Запишите без вопросов. Определите падеж существительных в каждом словосочетании.

Комментированное письмо

Тревожиться (за кого?) за отца, хвалить (кого?) ученика, хвалиться (чем?) победой, извинить (кого?) товарища, извиниться (перед кем?) перед учителем, беспокоить (кого?) директора, беспокоиться (о ком?) о бабушке, поздороваться (с кем?) с другом.

- Чем же отличаются возвратные глаголы по своему лексическому значению?

При помощи чего добавляется этот смысл? Выделите суффикс ся.

Физкультминутка

Если я называю возвратный глагол – вы приседаете,

если другой глагол– поднимаетесь на носочки.

(плясать, приседать, кланяться, стоять, любоваться, бежать, интересоваться, заниматься, играться, убирать, танцевать, кувыркаться, читать)


VI. Закрепление изученного материала

Работа в тетради на печатной основе упр.134

-Выпишите возвратные глаголы, отвечающие
на данные вопросы.

- Обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.

Работа с отрывком из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

- Прочитайте и скажите, кто автор этих строк?

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!



Какие слова вам не понятны. Почему? Где можно узнать о их значении? Попробуйте объяснить.

Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).

Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.



- К чему призывает нас Чуковский?

- Какие глаголы использует автор?

- Почему к ним не присоединился глагол нырять?

Вывод: Возвратная форма глагола не всегда образуется. (бежать, танцевать, отвечать)

- Какими же могут быть глаголы? (возвратными и невозвратными)

- А чем интересна такая группа глаголов: смеяться, надеяться, кланяться, трудиться, гордиться? (они всегда только возвратные)



VII. Подведение итогов урока.

-- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие глаголы называются возвратными?

Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её?

- Что особенно заинтересовало вас на уроке?

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

- Если вы выполнили правильно 5 - 6 заданий вы выбираете зелёную карточку, 3-4 задания - жёлтую, менее 3 заданий – синюю.

- На сегодняшнем уроке вы очень хорошо поработали, познакомились с особенностями возвратных глаголов, научились правильно их писать, а значит вы стали немного мудрее. И поэтому мы поместим знания, которые вы приобрели на этом уроке в книгу «Мудрости», которую принесла Мудрая Сова.

IX. Домашнее задание.

  1. стр. 103 упр.215.

  2. Выписать из словаря 5 возвратных глаголов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 4 классе " Возвратные глаголы"

Автор: Ложкова Татьяна Ивановна

Дата: 01.09.2019

Номер свидетельства: 518913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-suffiksakh-ghlagholov-ova-ieva-i-yva-iva"
    ["file_id"] => string(6) "152008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420796959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Русский язык   "Не с глаголами""
    ["seo_title"] => string(27) "russkiiiazykniesghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "306422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458127561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства