Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе " Возвратные глаголы"»
УМК Школа России. Урок русского языка в 4 классе
Учитель начальных классов: Ложкова Татьяна Ивановна
Тема урока: Возвратные глаголы
Цели урока:
Познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И сейчас урок начнем.
-У нас сегодня гости. А гостям нужно дарить подарки. Лучшим подарком для них будут наши хорошие знания.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам в гости из сказочного леса прилетела Мудрая Сова и она для вас приготовила очень много интересных и познавательных заданий. И я надеюсь, что каждый из вас добьётся хороших результатов и порадует нашу Мудрую Сову. Обратите внимание, наша Сова захватила с собой книгу «Мудрости». В эту книгу, на отдельные её страницы мы разместим ваши знания, которые вы приобретёте на этом уроке.
- Итак, вы готовы?
- Ну, тогда вперёд!
- У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание, которые вы будете выполнять, вы должны оценить.
Минутка чистописания.
- Давайте откроем свои тетради, запишем число, классная работа
- Сегодня мы пропишем букву Д.
Д д
Дело мастера боится.
- Кто может объяснить, о чем эта пословица?
- Оцените себя.
Актуализация знаний
1. Работа в парах
- А сейчас работаем в парах по карточкам, которые приготовила вам Мудрая Сова.
Карточка
Прочитайте текст. Найдите глаголы.
Апрель
Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.
- Проверяем.
(Звенит,сверкают, прилетят, зазвенит)
- С какой частью речи вы сейчас работали?
- Давайте вспомним, что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета).
- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать).
- Оцените себя.
Физкультминутка (для глаз).
Чтобы нам не уставать
Надо малость пробежать
По кривым дорожкам длинным
Влево-вправо, влево-вправо,
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Ох, забот у нас немало
Пойдём по красному овалу
Раз, два, три, четыре, пять.
Получается на славу.
Зоркость чтоб развить немножко
Пойдём по синей мы дорожке
Раз, два, три, четыре, пять.
Самоопределение к деятельности
На слайде вы видите глаголы. Прочитайте их и сравните.
- Мудрая Сова предлагает нам поработать в учебнике.
Работа по учебнику
1. Словарная работа
- Объясните, кто такой командир?
- Давайте посмотрим значение слова командир в словарях, которые лежат у вас на столах.
КОМАНДИР – 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.
2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.
Слово образовано от латинского КОМАНДАРЕ – «рекомендовать, препоручить», а оно, в свою очередь, от латинского МАНДАРЕ – «передавать, вручать».
– Подберите 1) однокоренные слова -команда, командирский, командующий, командовать.
2)синонимы к слову «командир» -руководитель, начальник, военачальник
– Вспомните, какие пословицы, поговорки или крылатые выражения вы знаете со словом «командир».
Каков командир, таковы и солдаты.
Командир в трудностях впереди, а на отдыхе позади.
Командиром рота крепка, без командира солдат сирота.
Составьте предложения с этим словом. (Командир роты принял верное решение. Командир отправился в штаб.)
- Запишите в свои словарики слово командир.
- Оцените себя.
2. Работа по упражнению с. 103 упр.213
Составьте словосочетания с данными глаголами. Запишите без вопросов. Определите падеж существительных в каждом словосочетании.
Комментированное письмо
Тревожиться (за кого?) за отца, хвалить (кого?) ученика, хвалиться (чем?) победой, извинить (кого?) товарища, извиниться (перед кем?) перед учителем, беспокоить (кого?) директора, беспокоиться (о ком?) о бабушке, поздороваться (с кем?) с другом.
- Чем же отличаются возвратные глаголы по своему лексическому значению?
При помощи чего добавляется этот смысл? Выделите суффикс ся.
-Выпишите возвратные глаголы, отвечающие на данные вопросы.
- Обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.
Работа с отрывком из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»
- Прочитайте и скажите, кто автор этих строк?
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Какие слова вам не понятны. Почему? Где можно узнать о их значении? Попробуйте объяснить.
Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).
Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.
- К чему призывает нас Чуковский?
- Какие глаголы использует автор?
- Почему к ним не присоединился глагол нырять?
Вывод: Возвратная форма глагола не всегда образуется. (бежать, танцевать, отвечать)
- Какими же могут быть глаголы? (возвратными и невозвратными)
- А чем интересна такая группа глаголов: смеяться, надеяться, кланяться, трудиться, гордиться? (они всегда только возвратные)
VII. Подведение итогов урока.
-- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие глаголы называются возвратными?
Какуюцель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её?
- Что особенно заинтересовало вас на уроке?
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Если вы выполнили правильно 5 - 6 заданий вы выбираете зелёную карточку, 3-4 задания - жёлтую, менее 3 заданий – синюю.
- На сегодняшнем уроке вы очень хорошо поработали, познакомились с особенностями возвратных глаголов, научились правильно их писать, а значит вы стали немного мудрее. И поэтому мы поместим знания, которые вы приобрели на этом уроке в книгу «Мудрости», которую принесла Мудрая Сова.