Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
общеклассная;
групповая;
индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная приставка, набор слайдов или презентация урока, таблица “Правильная посадка во время занятий”.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2. (презентация - приложение 1)
(ответы детей).
- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.
II. Сообщение темы и целей урока(слайд 2)
Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.
Море знаний нас ждет. Волны открытий зовут. (слайд 3)
III. Минутка чистописания
– Какие волны на море? Покажите в воздухе.
– Запишем в тетради такое упражнение.
– Какую букву вам напоминают волны? (На слайде 3 таблица с буквой Мм)
– Какие звуки может обозначать эта буква? ([ м ] согласн., звонкий, твёрдый [ м, ] – согласн., звонкий, мягкий.)
– В каких случаях слова пишутся с заглавной буквы М? (в именах собственных)
– Запишем строчку соединений Мм.
(Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и» )
– Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь.
(Слово море записать на доске.)
Словарно-орфографическая работа.
Игра «Чей ряд быстрее».
зап_д в_гон м_газин
ул_ца косм_навт ра__каз
р_сунок м_рковь т_лефон
а_тобус инж_нер т_атр
в_сток автом_биль к_лендарь
к_лограмм сев_р адр_с
б_гаж д_кабрь т_традь
мес_ц кап_тан во_зал
- Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор.
1. Игра «Собери родню»
– Подберите однокоренные слова к слову море. (слайд 4)
– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
– Встаньте те, кто «поймал рыбку».
– Почему вы выписали именно эти слова?
– Что называется именем существительным?
– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)
– Назовите существительное с безударной гласной в корне.
– Какими словами можно проверить ее?
– Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.
Нас ждут затеи и задачи, Игры, шутки – все для нас Пожелаем друг другу удачи За работу! В добрый час.
– А вот и Страна Имен Существительных.
(На доске открывается карта) (слайд 5)
– Что вы знаете об именах существительных?
– Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (Склонение)
– Что такое склонение имен существительных.
– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (слайд 6)
Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.
– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. (слайды 7–13)
– Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.
(слайд 8)
– Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
(слайд 9)
– Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.
(слайд 10)
– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»
(слайд 11)
– Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.
(слайд 12)
– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.
(слайд 13)
– Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.
Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!
– Повторим названия падежей и их вопросы.
– Для чего нужны вопросы?
– При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.
– Каждый из нас сегодня моряк.
– Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.
(Запись осуществляется на доске и в тетрадях)(слайд 14)
Именительный
кто? что?
моряк , лодка
Родительный
кого? чего?
моряка, лодки
Дательный
кому? чему?
моряку, лодке
Винительный
кого? что?
моряка, лодку
Творительный
кем? чем?
моряком, лодкой
Предложный
о ком? о чем?
о моряке, о лодке
4. Вывод
– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.
– Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.
– Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».
(слайд 17)
Лиса – хитрый зверь. У (кого?) пушистый хвост. (Кому?) т..пло зимой. Охотник высл..дил (кого?). Заяц не любит встреч..ться с (кем?). О (ком?) народ сложил сказки.
(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)
– Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.
Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.
5. Игра «Поможем Незнайке»
– Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, за чем он пошел в лес?
– Прочитаем его телеграмму: (слайд 18)
Долго я брожу в лису, Не найду нигде лису.
– Найдите ошибки.
– Какие слова одинаково произносятся?
– Выделите окончания в этих словах, определите падеж.
(Работа выполняется коллективно)
– Где живет лиса? (В норе)
– Просклоняйте существительное «нора».
(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово)
6. Домашнее задание
1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
2 уровень - Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.
7. Рефлексия
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что такое склонение?
– Назовите падежи и их вопросы. (слайд 19)
– Оцените свою работу на уроке по таким критериям. (слайд 20)
– Наш корабль остаётся в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных». (слайд 21)