kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип (вид) урока-урок "открытия " нового знания. Цель урока:создать условия для открытия новой части речи учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"»

Тема урока: « Наречие как часть речи.»

Цель: создать условия для открытия новой части речи учащимися.

Тип (вид) урока: урок «открытия» нового знания

Задачи урока:

- открыть вместе с детьми новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение;

- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;
- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

- формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

- обогащать словарный запас.

Средства обучения:

  • учебник,

  • карточки


Предполагаемый результат:

Предметные:
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи
- определять морфологические признаки наречий;
- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;
- уметь работать с текстом;
Метапредметные:
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной речи;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
-обобщать;
Коммуникативные:
- владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.





1.Организационный момент. Слайд1

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё узнать,

Учитесь всё-всё открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

--Обратите внимание на выделенную строку. Это будет девизом нашего урока.

--Каждый урок русского языка открывает нам какую –то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать ещё одну тайну русского языка. Значит сегодня мы с вами кто? Исследователи !

- Кто помнит, что такое исследование? (поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме).

-Все записи мы будем оформлять сегодня в индивидуальной рабочей карте урока. Подпишите её.

-Но прежде чем мы приступим к исследованию, давайте вспомним то, что вы достаточно хорошо изучили.

2. Работа над словами с непроверяемым написанием

- Словарная работа. Слайд2

Прочитайте слова, что можете сказать о словах?

Ш.фёр, уж.нала, ж.лезная, к.рабельный, х.р.шо, к.лендарь, р.ботал, г.р.зонт, пр.красно, ш.л, б.летная, вес.ло

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Распределите слова в столбики по частям речи.

-Как отличить одну часть речи от другой?

Проверка работы в парах

Существительное

Прилагательное

Глагол

?

Каникулы

Календарь

горизонт

Железное

Корабельный

билетная

Ужинала

Работал

шёл


Хорошо

Прекрасно

весело



3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.


-С какими словами возникли затруднения при определении частей речи?

- Можете ли вы назвать эту часть речи?

- Определите тему нашего урока. (Наречие)

-Так как наш урок- урок–исследование, а вы выступаете в роли исследователей, попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы, составим план исследования. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?

- На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?

- Составим план изучения наречия как части речи:

Вспомните , когда мы даём характеристику какой –либо части речи, с чего начинаем наш рассказ? ( самостоятельная или служебная)

Задачи для исследования:

1. Часть речи. Самостоятельная или служебная часть речи?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4. Каким членом предложения является?

6. Роль наречия в речи.

Слайд 3 ( таблица план изучения наречия)

- Обратимся к истории.

Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, хоть и появилось оно позже других частей речи, но оно уже встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и произошло название приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).


4. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных задач.


-Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

- Итак, начнем наше исследование. Работать будем в парах.

1)- В рабочей карте урока выполните задание № 2. (запишите вопросы над словами)

Везде, завтра, направо, сверху, вчера, сгоряча, тихо

Проверяем задание.

Назовите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.

- Молодцы, справились с заданием.

- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)

Семь вопросов – просто чудо. СЛАЙД 4

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

2) карточка с заданием № 1. СЛАЙД 5

- Понаблюдайте:

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано;

запел ( ?) - запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ___________________________________

Карточка с заданием 2. СЛАЙД 6

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.


Карточка с заданием 3. СЛАЙД 7

3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?


Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам _________________________________

Карточка с заданием 4. СЛАЙД 8

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ____________________________

Карточка с заданием 5. СЛАЙД 9


Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________

Чего? ________________________

Чему? ______________________

Чем?_______________________

О чем? ____________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________


- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания. СЛАЙД 10

Посмотрите на наш план исследования. Все пункты мы заполнили?

( Нет, не знаем каким членом является наречие в предложении

СЛАЙД 11

Скоро, осенние, каникулы, наступят.

Запишите предложение, выделите основу. Подчеркните остальные части речи.

Вывод наречие в предложении является второстепенным членом (обстоятельством.)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай.

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!

- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?


- А теперь давайте попробуем составить эталон, по которому мы сможем определить наречие.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является второстепенным членом.

-А теперь давайте посмотрим, какой эталон у нас получился.

Опираясь на заполненный план исследования, расскажите, что вы узнали о наречии.?

Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.

а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)

завтра –

быстро –

справа –

тихо –

мало –

впереди –

хорошо –

б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)

красиво – прекрасно

интересно – увлекательно

печально – грустно

тихо – бесшумно

гладко – ровно

5. Итог урока СЛАЙД 12

V. Рефлексия.

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

- Какие же открытии мы сегодня сделали? (узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является обстоятельством)

- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

  1. Я знаю, что такое наречие.

  2. Я смогу определить наречие по эталону.

  3. На уроке у меня все получилось.

  4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)

  5. Я активно участвовал в открытии нового знания.


Оцените себя, употребляя наречия.



































Рабочая карта урока русского языка 4 «Г» класс

ФИ__________________________________________________________


  1. Запиши слова по частям речи:



















План исследования.

1. Часть речи (самостоятельная или служебная?)


2.Вопросы.



3.Изменяемая или неизменяемая часть речи.


4. Член предложения.


В предложении является

5.Роль


Делает речь

  1. Надпиши над словами вопросы:

Везде, завтра, направо, сверху, нарочно, сгоряча, тихо

  1. Запиши получившееся предложение, подчеркни основу.



  1. Пооберите антонимы 5. Подберите синонимы

завтра – _____________ красиво-_________________________

быстро –_____________ интересно - ______________________

справа –______________ печально - ______________________

тихо –_______________ тихо -___________________________

мало –_______________ гладко - ________________________

впереди –____________

хорошо –_____________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"

Автор: Косяк Людмила Михайловна

Дата: 09.02.2024

Номер свидетельства: 645383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок-исследование по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-issliedovaniie-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-nariechiie-kak-chast-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "152717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420898491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку на тему: «Наречие как часть речи» 4 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_na_temu_narechie_kak_chast_rechi_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "571648"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1611770526"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация к уроку по теме "Наречие как часть речи" (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "152727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420899973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Пезентация к уроку русского языка по теме "Наречие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(69) "pezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_po_teme_narechie_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "645384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1707466372"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "222416"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436273289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства