Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"»
Тема урока: « Наречие как часть речи.»
Цель: создать условия для открытия новой части речи учащимися.
Тип (вид) урока: урок «открытия» нового знания
Задачи урока:
- открыть вместе с детьми новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение;
- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их; - развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей; - формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.
- формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.
- обогащать словарный запас.
Средства обучения:
учебник,
карточки
Предполагаемый результат:
Предметные: - знать, что такое наречие; - уметь ставить вопросы к наречиям; - находить наречия в тексте; - отличать наречия от других частей речи - определять морфологические признаки наречий; - уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения; - уметь работать с текстом; Метапредметные: Личностные: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика» Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу на уроке; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные: - использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной речи; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; -обобщать; Коммуникативные: - владеть диалогической формой коммуникации; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
--Обратите внимание на выделенную строку. Это будет девизом нашего урока.
--Каждый урок русского языка открывает нам какую –то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать ещё одну тайну русского языка. Значит сегодня мы с вами кто? Исследователи !
- Кто помнит, что такое исследование? (поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме).
-Все записи мы будем оформлять сегодня в индивидуальной рабочей карте урока. Подпишите её.
-Но прежде чем мы приступим к исследованию, давайте вспомним то, что вы достаточно хорошо изучили.
3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
-С какими словами возникли затруднения при определении частей речи?
- Можете ли вы назвать эту часть речи?
- Определите тему нашего урока. (Наречие)
-Так как наш урок- урок–исследование, а вы выступаете в роли исследователей, попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы, составим план исследования. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?
- На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?
- Составим план изучения наречия как части речи:
Вспомните , когда мы даём характеристику какой –либо части речи, с чего начинаем наш рассказ? ( самостоятельная или служебная)
Задачи для исследования:
1. Часть речи. Самостоятельная или служебная часть речи?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Как изменяется?
4. Каким членом предложения является?
6. Роль наречия в речи.
Слайд 3 ( таблица план изучения наречия)
- Обратимся к истории.
Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, хоть и появилось оно позже других частей речи, но оно уже встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и произошло название приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).
4. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных задач.
-Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.
- Итак, начнем наше исследование. Работать будем в парах.
1)- В рабочей карте урока выполните задание № 2. (запишите вопросы над словами)
Наречия по числам ___________________________________
Карточка с заданием 2. СЛАЙД 6
2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришел ( когда ?) рано;
пришла (_______?) _________;
пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по родам _______________________________________________________.
Карточка с заданием 3. СЛАЙД 7
3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
Образец: появились ( когда ? ) рано;
разольются (________?) ___________;
цветут (________?) ___________;
Сделайте вывод!
Наречия по временам _________________________________
Карточка с заданием 4. СЛАЙД 8
4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаешь (_______?) _________;
3 л: он встает (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ____________________________
Карточка с заданием 5. СЛАЙД 9
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ___________________________
Чего? ________________________
Чему? ______________________
Чем?_______________________
О чем? ____________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ______________________
- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)
- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания. СЛАЙД 10
Посмотрите на наш план исследования. Все пункты мы заполнили?
( Нет, не знаем каким членом является наречие в предложении
СЛАЙД 11
Скоро, осенние, каникулы, наступят.
Запишите предложение, выделите основу. Подчеркните остальные части речи.
Вывод наречие в предложении является второстепенным членом (обстоятельством.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай.
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись!
- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?
- А теперь давайте попробуем составить эталон, по которому мы сможем определить наречие.
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является второстепенным членом.
-А теперь давайте посмотрим, какой эталон у нас получился.
Опираясь на заполненный план исследования, расскажите, что вы узнали о наречии.?
Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.
а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)
завтра –
быстро –
справа –
тихо –
мало –
впереди –
хорошо –
б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)
красиво – прекрасно
интересно – увлекательно
печально – грустно
тихо – бесшумно
гладко – ровно
5. Итог урока СЛАЙД 12
V. Рефлексия.
- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?
- Какие же открытии мы сегодня сделали? (узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является обстоятельством)
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
Я знаю, что такое наречие.
Я смогу определить наречие по эталону.
На уроке у меня все получилось.
Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)