Урок-исследование по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" (7 класс)
Урок-исследование по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" (7 класс)
Урок русского языка на тему "Наречие как часть речи" (УМК под редакцией C.И.Львовой, В.В.Львова) представляет собой урок-исследование, где учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают знания об одной из самых сложных частей речи русского языка. Урок построен с использованием технологии обучения в сотрудничестве и предполагает организацию работы в группах. В течение урока учащиеся пишут словарный диктант, решают кроссворд, выполняют лингвистическое исследование и две практические работы. Наличие "Оценочной карты урока" помогает каждому ученику получить объективную оценку своей работы, а наличие жетонов даёт возможность заработать дополнительную отметку.
Знания, добытые самостоятельно, являются более прочными и остаются с учеником надолго. Урок апробирован в классах с различным уровнем подготовки и даёт неизменно высокие результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" (7 класс) »
План-конспект урока русского языкав 7 классе
(учитель Страданченкова Ирина Александровна)
Тема: «Наречие как часть речи»
Тип урока: урок добывания новых знаний
Цели урока:
1. Д и д а к т и ч е с к и е:
Знать: определение наречия как части речи:
- что обозначает наречие,
- на какие вопросы отвечает,
- как изменяется наречие,
- какую синтаксическую роль в предложении выполняет;
Уметь:
- находить наречия в тексте,
- отличать их от других частей речи,
- определять синтаксическую роль наречий в предложении.
2. Р а з в и в а ю щ и е:
- развитие умения работать с обучающим текстом;
- развитие умения выделять главное, существенное и делать выводы;
- развитие речи учащихся;
- развитие коммуникативных умений в процессе работы в группе;
- совершенствование умения объективной само- и взаимооценки.
3. В о с п и т а т е л ь н ы е:
- воспитание интереса к русскому языку как учебному
предмету;
- воспитание внимательного отношения к слову.
Оборудование:
материалы презентации, выполненной в Power Point;
оценочные карты урока для каждого ученика;
учебники, рабочие тетради, материалы для работы в группах;
оценочные жетоны.
Оценочна карта урока
Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________
Вид работы
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Итоговая оценка
1. Словарный диктант
2. Работа в группе
3. Практическая работа № 1
4. Практическая работа № 2
5. Активность и заинтересованность в течение всего урока
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка, во время которого мы отправимся с вами в очередное путешествие по огромной Стране Знаний. А поможет нам в этом карта, которую вы можете видеть на экране
( слайд № 1).
2. Разминка.
Рассмотрите её внимательно и скажите, в каких районах Страны Знаний мы с вами уже побывали в этом учебном году, а в каких ещё нет?
Ответы учащихся:
- Мы побывали в таких районах, как «Фонетика», «Лексика», «Фразеология», «Орфоэпия», «Стилистика» или «Текстоведение»( попутно даются определения разделов лингвистики).
- И вот сегодня мы отправляемся в гости к частям речи, которые живут в районе под названием «Морфология».
Но чтобы узнать, с какой именно частью речи мы сегодня будем знакомиться, предлагаю написать небольшой словарный диктант.
Словарный диктант.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, вид работы.
- Проверьте свою работу по образцу на доске (слайд № 2),
- оцените работу,
- выставьте результат в «Оценочную карту урока».
- Поднимите руки те, кто написал диктант без ошибок – хорошо, молодцы!
4. Сообщение темы урока.
- Скажите, к какой части речи относятся записанные нами слова?
- Это наречия.
- Верно. И сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению одной из самых сложных частей речи русского языка – наречия.
- Запишите тему урока в тетрадь (слайд № 3)
- Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён. А наречия?
- Давайте послушаем само Наречие.
Устное выступление ученицы в роли Наречия (слайд № 4,5)
— Я еще совсем молода, но происхожу из древнего знатного рода. Мои предки упоминались ещё в «Словаре древнерусского языка» Срезневского, где наречие уже определяется как часть речи.
Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекатьи другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость:
говорить (как?) громко, тихо, быстро, медленно, внятно, вежливо;
Хотя я родилась позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними – и с прилагательными, и с причастиями, и с существительными.
Очень интересный,
Слишком сладкий
Быстро убегающий
Легко определяемый
Яйцо вкрутую
Шапка набекрень
- Спасибо за интересный рассказ!
- Ребята, что же вы узнали о наречии?
Сообщение целей и задач урока.
- Ребята, скажите, а что нужно знать о слове, чтобы определить его принадлежность к той или иной части речи? (вспомните план морфологического разбора).
Наречие как часть речи(слайд № 6)
- Итак, ответы на эти вопросы мы с вами должны знать к концу сегодняшнего урока, а также уметь находить наречия в тексте, отличая их от других частей речи, и определять их синтаксическую роль в предложении.
Организация работы в группах (10 минут)
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Задание: проведите небольшое лингвистическое исследование предложенного текста и на его основе найдите ответы на поставленные вопросы;
подготовьте выступление, оформите свои выводы схематично на листах формата А3 (фломастеры и листы подготовлены заранее).
1 группа – выясняет, что обозначает наречие и на какие вопросы отвечает?
2 группа – определяет морфологические свойства наречий.
3 группа – определяет синтаксическую роль наречий в тексте.
Выступления групп (10 минут)
- Оцените свою работу, внесите результаты в оценочную карту урока.
Практическая работа (закрепление изученного)
А) Спишите предложения, вставляя пропущенные слова (слайд № 7)
1) Наречие - _____ _____ часть речи.
2) Наречие никогда не _________.
3) У наречий никогда не бывает _________.
4) В предложении наречие чаще всего является _____________.
Проверьте и оцените свою работу по образцу на доске ( слайд № 8),
внесите результаты в оценочную карту урока.
1) Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи.
2) Наречие никогда не изменяется.
3) У наречий никогда не бывает окончаний.
4) В предложении наречие чаще всего является обстоятельством.
Б) Прочитайте текст (слайд № 9), выпишите наречия, посчитайте их количество:
Как приятно и отрадно,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсь великодушно:
Думал я: у вас здесь скучно.
А теперь увидел точно:
Собрались вы не нарочно.
Все ведут себя прилично,
Учатся здесь все отлично!
Вот сейчас проверю вас,
Помните ли вы мой сказ?!
Проверьте и оцените свою работу по образцу на доске ( слайд № 10),
внесите результаты в оценочную карту урока.
Как приятно и отрадно,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсь великодушно:
Думал я у вас здесьскучно.
А теперь увидел точно:
Собрались вы не нарочно.
Все ведут себя прилично,
Учатся здесь все отлично!
Вот сейчас проверю вас,
Помните ли вы мой сказ?!
В) Заполните кроссворд ( слайды № 11-17)
Уклониться в сторону (вбок)
Запомнить надолго (навек)
Сделать что-то очень быстро (наспех)
Прийти в нужный час (вовремя)
Бежать, догоняя кого-то (вдогонку)
Разбить на мелкие кусочки (вдребезги)
*За каждое верно названное слово ученики получают по 1 баллу (жетоны)
Наречия записываются в тетрадях.
Г) Вставьте вместо пропусков наречия ( слайды № 18-26)
Вместе _____ , порознь _____.
Молодому жениться ____ , а старому _____.
Кто ______ соврал, тому _____ не поверят.
______ брать, да _____ отдавать.
Говорит _____ , а делает _____.
С глаз _____ , из сердца ____.
_____ стелет, да ______ спать.
Берись ______ , не будет ______.
*За каждое верно названное слово ученик получает 1 балл (жетоны)
Наречия записываются в тетрадях.
Вместе тесно, порознь скучно.
Молодому жениться рано, а старому поздно.
Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.
Легко брать, да трудно отдавать.
Говорит прямо , а делает криво.
С глаз долой, из сердца вон.
Мягко стелет, да жестко спать.
Берись дружно , не будет грузно.
Подведение итогов урока:
- Ребята, что вы узнали сегодня на уроке о наречии?
- Чему вы научились?
- Поднимите руки те, кому удалось сегодня за урок «заработать» 5 жетонов?
– Вы получаете отличные оценки.
* У кого четыре жетона – получают «4» или могут заработать ещё один балл, ответив на дополнительный вопрос учителя.
* Заработанные баллы можно собирать на протяжении одной темы.
- Ребята, не забудьте сдать оценочные карты урока.
* На уроке с применением оценочных карт отметку получает каждый ученик!
11. Домашнее задание:
- ч.2, теория ( стр.3-4);
- упр. № 481
Оценочна карта урока
Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________
Вид работы
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Итоговая оценка
1. Словарный диктант
2. Работа в группе
3. Практическая работа № 1
4. Практическая работа № 2
5. Активность и заинтересованность в течение всего урока
Оценочна карта урока
Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________
Вид работы
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Итоговая оценка
1. Словарный диктант
2. Работа в группе
3. Практическая работа № 1
4. Практическая работа № 2
5. Активность и заинтересованность в течение всего урока
Оценочна карта урока
Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________
Вид работы
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Итоговая оценка
1. Словарный диктант
2. Работа в группе
3. Практическая работа № 1
4. Практическая работа № 2
5. Активность и заинтересованность в течение всего урока
Оценочна карта урока
Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________
Вид работы
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Итоговая оценка
1. Словарный диктант
2. Работа в группе
3. Практическая работа № 1
4. Практическая работа № 2
5. Активность и заинтересованность в течение всего урока
Оценочна карта урока
Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________
Вид работы
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Итоговая оценка
1. Словарный диктант
2. Работа в группе
3. Практическая работа № 1
4. Практическая работа № 2
5. Активность и заинтересованность в течение всего урока
Группа № 1
Задания:
Внимательно прочитайте предложенные тексты.
Выделенные наречия выпишите вместе со словами, к которым они относятся. Какими частями речи выражены главные слова в полученных словосочетаниях?
Сделайте вывод об общем грамматическом значении наречий, о вопросах, на которые они отвечают.
Текст № 1
Бурундук постоянно занят добыванием себе пищи. Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и, я бы сказал, удивительно застенчив в отношении своего стола. Он никогда не ест добычу на виду, но всегда уносит пищу куда-то в нору и там распоряжается ею по-хозяйски: что сегодня съесть, что завтра, а что отложить в кладовую, всегда чистую.
( Г. Колесников)
Текст № 2
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, -
Шли куда попало
В первый тёплый день.
( С. Маршак)
Группа № 2
Задания:
Внимательно прочитайте предложенные тексты.
Выделенные наречия выпишите вместе со словами, к которым они относятся. Попробуйте просклонять или проспрягать выписанные наречия, согласовать их с другими словами в предложениях. Что у вас получилось?
Сделайте вывод о главном морфологическом свойстве наречий.
Какие ещё группы слов в русском языке имеют такой же морфологический
признак?
Как данный признак влияет на морфемную структуру наречия?
Какая морфема отсутствует в составе наречий?
Текст № 1
Бурундук постоянно занят добыванием себе пищи. Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и, я бы сказал, удивительно застенчив в отношении своего стола. Он никогда не ест добычу на виду, но всегда уносит пищу куда-то в нору и там распоряжается ею по-хозяйски: что сегодня съесть, что завтра, а что отложить в кладовую, всегда чистую.
( Г. Колесников)
Текст № 2
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, -
Шли куда попало
В первый тёплый день.
( С. Маршак)
Группа № 3
Задания:
Внимательно прочитайте предложенные тексты.
Найдите слова, к которым относятся выделенные наречия, задайте от них вопросы и подчеркните выделенные наречия как члены предложения.
Сделайте вывод о синтаксической роли наречий.
Текст № 1
Бурундук постоянно занят добыванием себе пищи. Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и, я бы сказал, удивительно застенчив в отношении своего стола. Он никогда не ест добычу на виду, но всегда уносит пищу куда-то в нору и там распоряжается ею по-хозяйски: что сегодня съесть, что завтра, а что отложить в кладовую, всегда чистую.