kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на тему "Наречие как часть речи" (УМК под редакцией C.И.Львовой, В.В.Львова) представляет собой урок-исследование, где учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают знания об одной из самых сложных частей речи русского языка. Урок построен с использованием технологии обучения в сотрудничестве и предполагает организацию работы в группах. В течение урока учащиеся пишут словарный диктант, решают кроссворд, выполняют лингвистическое исследование и две практические работы. Наличие "Оценочной карты урока" помогает каждому ученику получить объективную оценку своей работы, а наличие жетонов даёт возможность заработать дополнительную отметку.

Знания, добытые самостоятельно, являются более прочными и остаются с учеником надолго. Урок апробирован в классах с различным уровнем подготовки и даёт неизменно высокие результаты. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" (7 класс) »

План-конспект урока русского языка в 7 классе

(учитель Страданченкова Ирина Александровна)


Тема: «Наречие как часть речи»

Тип урока: урок добывания новых знаний

Цели урока:


1. Д и д а к т и ч е с к и е:

Знать: определение наречия как части речи:

- что обозначает наречие,

- на какие вопросы отвечает,

- как изменяется наречие,

- какую синтаксическую роль в предложении выполняет;

Уметь:

- находить наречия в тексте,

- отличать их от других частей речи,

- определять синтаксическую роль наречий в предложении.


2. Р а з в и в а ю щ и е:

- развитие умения работать с обучающим текстом;

- развитие умения выделять главное, существенное и делать выводы;

- развитие речи учащихся;

- развитие коммуникативных умений в процессе работы в группе;

- совершенствование умения объективной само- и взаимооценки.


3. В о с п и т а т е л ь н ы е:

- воспитание интереса к русскому языку как учебному

предмету;

- воспитание внимательного отношения к слову.

Оборудование:

  1. материалы презентации, выполненной в Power Point;

  2. оценочные карты урока для каждого ученика;

  3. учебники, рабочие тетради, материалы для работы в группах;

  4. оценочные жетоны.


Оценочна карта урока

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Словарный диктант





2. Работа в группе





3. Практическая работа № 1





4. Практическая работа № 2





5. Активность и заинтересованность в течение всего урока






Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка, во время которого мы отправимся с вами в очередное путешествие по огромной Стране Знаний. А поможет нам в этом карта, которую вы можете видеть на экране

( слайд № 1).


2. Разминка.

Рассмотрите её внимательно и скажите, в каких районах Страны Знаний мы с вами уже побывали в этом учебном году, а в каких ещё нет?

Ответы учащихся:

- Мы побывали в таких районах, как «Фонетика», «Лексика», «Фразеология», «Орфоэпия», «Стилистика» или «Текстоведение»( попутно даются определения разделов лингвистики).

- И вот сегодня мы отправляемся в гости к частям речи, которые живут в районе под названием «Морфология».

Но чтобы узнать, с какой именно частью речи мы сегодня будем знакомиться, предлагаю написать небольшой словарный диктант.

    1. Словарный диктант.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, вид работы.

Ваша задача – записать слова без ошибок.

Диктант: вскоре, здесь, сегодня, издалека, влево, вправо, вверху, внизу, вперёд, кое-как, как-нибудь, где-то, когда-то, никогда, еле-еле, во-первых, в-третьих, навсегда, хорошо, отлично (20 слов).

- Проверьте свою работу по образцу на доске (слайд № 2),

- оцените работу,

- выставьте результат в «Оценочную карту урока».

- Поднимите руки те, кто написал диктант без ошибок – хорошо, молодцы!

4. Сообщение темы урока.

- Скажите, к какой части речи относятся записанные нами слова?

- Это наречия.

- Верно. И сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению одной из самых сложных частей речи русского языка – наречия.

- Запишите тему урока в тетрадь (слайд № 3)

- Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён. А наречия?

- Давайте послушаем само Наречие.

  1. Устное выступление ученицы в роли Наречия (слайд № 4,5)

— Я еще совсем молода, но происхожу из древ­него знатного рода. Мои предки упоминались ещё в «Словаре древнерусского языка» Срезневского, где наречие уже определяется как часть речи.

Обратите внимание на велича­вый корень -речь-. Он был известен еще в древне­русском языке. Тогда его имел глагол со значени­ем «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и дру­гие.

И если буквально перевести мое имя на совре­менный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я поч­ти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагатель­ное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточ­няю его, придаю ему четкость:

говорить (как?) громко, тихо, быстро, медленно, внятно, вежливо;

петь (как?) громко, тихо, замечательно, душевно, вместе, иногда.

Хотя я родилась позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и рабо­тать с ними – и с прилагательными, и с причастиями, и с существительными.



Очень интересный,

Слишком сладкий

Быстро убегающий

Легко определяемый

Яйцо вкрутую

Шапка набекрень


- Спасибо за интересный рассказ!

- Ребята, что же вы узнали о наречии?


  1. Сообщение целей и задач урока.

- Ребята, скажите, а что нужно знать о слове, чтобы определить его принадлежность к той или иной части речи? (вспомните план морфологического разбора).


Наречие как часть речи (слайд № 6)




- Итак, ответы на эти вопросы мы с вами должны знать к концу сегодняшнего урока, а также уметь находить наречия в тексте, отличая их от других частей речи, и определять их синтаксическую роль в предложении.


  1. Организация работы в группах (10 минут)

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Задание: проведите небольшое лингвистическое исследование предложенного текста и на его основе найдите ответы на поставленные вопросы;

подготовьте выступление, оформите свои выводы схематично на листах формата А3 (фломастеры и листы подготовлены заранее).

1 группа – выясняет, что обозначает наречие и на какие вопросы отвечает?

2 группа – определяет морфологические свойства наречий.

3 группа – определяет синтаксическую роль наречий в тексте.


  1. Выступления групп (10 минут)

- Оцените свою работу, внесите результаты в оценочную карту урока.


  1. Практическая работа (закрепление изученного)


А) Спишите предложения, вставляя пропущенные слова (слайд № 7)


1) Наречие - _____ _____ часть речи.

2) Наречие никогда не _________.

3) У наречий никогда не бывает _________.

4) В предложении наречие чаще всего является _____________.


Проверьте и оцените свою работу по образцу на доске ( слайд № 8),

внесите результаты в оценочную карту урока.


1) Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи.

2) Наречие никогда не изменяется.

3) У наречий никогда не бывает окончаний.

4) В предложении наречие чаще всего является обстоятельством.


Б) Прочитайте текст (слайд № 9), выпишите наречия, посчитайте их количество:

Как приятно и отрадно,

Что мне все сегодня рады!

Признаюсь великодушно:

Думал я: у вас здесь скучно.

А теперь увидел точно:

Собрались вы не нарочно.

Все ведут себя прилично,

Учатся здесь все отлично!

Вот сейчас проверю вас,

Помните ли вы мой сказ?!


Проверьте и оцените свою работу по образцу на доске ( слайд № 10),

внесите результаты в оценочную карту урока.

Как приятно и отрадно,

Что мне все сегодня рады!

Признаюсь великодушно:

Думал я у вас здесь скучно.

А теперь увидел точно:

Собрались вы не нарочно.

Все ведут себя прилично,

Учатся здесь все отлично!

Вот сейчас проверю вас,

Помните ли вы мой сказ?!


В) Заполните кроссворд ( слайды № 11-17)                                                  

  1. Уклониться в сторону (вбок)

  1. Запомнить надолго (навек)

  1. Сделать что-то очень быстро (наспех)

  1. Прийти в нужный час (вовремя)

  1. Бежать, догоняя кого-то (вдогонку)

  1. Разбить на мелкие кусочки (вдребезги)

*За каждое верно названное слово ученики получают по 1 баллу (жетоны)

Наречия записываются в тетрадях.

Г) Вставьте вместо пропусков наречия ( слайды № 18-26)

Вместе _____ , порознь _____.

Молодому жениться ____ , а старому _____.

Кто ______ соврал, тому _____ не поверят.

______ брать, да _____ отдавать.

Говорит _____ , а делает _____.

С глаз _____ , из сердца ____.

_____ стелет, да ______ спать.

Берись ______ , не будет ______.


*За каждое верно названное слово ученик получает 1 балл (жетоны)

Наречия записываются в тетрадях.


Вместе тесно, порознь скучно.

Молодому жениться рано, а старому поздно.

Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.

Легко брать, да трудно отдавать.

Говорит прямо , а делает криво.

С глаз долой, из сердца вон.

Мягко стелет, да жестко спать.

Берись дружно , не будет грузно.


  1. Подведение итогов урока:


- Ребята, что вы узнали сегодня на уроке о наречии?

- Чему вы научились?

- Поднимите руки те, кому удалось сегодня за урок «заработать» 5 жетонов?

– Вы получаете отличные оценки.

* У кого четыре жетона – получают «4» или могут заработать ещё один балл, ответив на дополнительный вопрос учителя.

* Заработанные баллы можно собирать на протяжении одной темы.


- Ребята, не забудьте сдать оценочные карты урока.

* На уроке с применением оценочных карт отметку получает каждый ученик!


11. Домашнее задание:

- ч.2, теория ( стр.3-4);

- упр. № 481


























Оценочна карта урока

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Словарный диктант





2. Работа в группе





3. Практическая работа № 1





4. Практическая работа № 2





5. Активность и заинтересованность в течение всего урока






Оценочна карта урока

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Словарный диктант





2. Работа в группе





3. Практическая работа № 1





4. Практическая работа № 2





5. Активность и заинтересованность в течение всего урока






Оценочна карта урока

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Словарный диктант





2. Работа в группе





3. Практическая работа № 1





4. Практическая работа № 2





5. Активность и заинтересованность в течение всего урока






Оценочна карта урока

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Словарный диктант





2. Работа в группе





3. Практическая работа № 1





4. Практическая работа № 2





5. Активность и заинтересованность в течение всего урока






Оценочна карта урока

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Словарный диктант





2. Работа в группе





3. Практическая работа № 1





4. Практическая работа № 2





5. Активность и заинтересованность в течение всего урока







Группа № 1

Задания:

  1. Внимательно прочитайте предложенные тексты.

  2. Выделенные наречия выпишите вместе со словами, к которым они относятся. Какими частями речи выражены главные слова в полученных словосочетаниях?

  3. Сделайте вывод об общем грамматическом значении наречий, о вопросах, на которые они отвечают.


Текст № 1


Бурундук постоянно занят добыванием себе пищи. Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и, я бы сказал, удивительно застенчив в отношении своего стола. Он никогда не ест добычу на виду, но всегда уносит пищу куда-то в нору и там распоряжается ею по-хозяйски: что сегодня съесть, что завтра, а что отложить в кладовую, всегда чистую.

( Г. Колесников)










Текст № 2


День стоял весёлый

Раннею весной.

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.


Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, -

Шли куда попало

В первый тёплый день.

( С. Маршак)




Группа № 2

Задания:

  1. Внимательно прочитайте предложенные тексты.

  2. Выделенные наречия выпишите вместе со словами, к которым они относятся. Попробуйте просклонять или проспрягать выписанные наречия, согласовать их с другими словами в предложениях. Что у вас получилось?

  3. Сделайте вывод о главном морфологическом свойстве наречий.

Какие ещё группы слов в русском языке имеют такой же морфологический

признак?

Как данный признак влияет на морфемную структуру наречия?

Какая морфема отсутствует в составе наречий?


Текст № 1


Бурундук постоянно занят добыванием себе пищи. Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и, я бы сказал, удивительно застенчив в отношении своего стола. Он никогда не ест добычу на виду, но всегда уносит пищу куда-то в нору и там распоряжается ею по-хозяйски: что сегодня съесть, что завтра, а что отложить в кладовую, всегда чистую.

( Г. Колесников)










Текст № 2


День стоял весёлый

Раннею весной.

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.


Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, -

Шли куда попало

В первый тёплый день.

( С. Маршак)



Группа № 3

Задания:

  1. Внимательно прочитайте предложенные тексты.

  2. Найдите слова, к которым относятся выделенные наречия, задайте от них вопросы и подчеркните выделенные наречия как члены предложения.

  3. Сделайте вывод о синтаксической роли наречий.


Текст № 1


Бурундук постоянно занят добыванием себе пищи. Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и, я бы сказал, удивительно застенчив в отношении своего стола. Он никогда не ест добычу на виду, но всегда уносит пищу куда-то в нору и там распоряжается ею по-хозяйски: что сегодня съесть, что завтра, а что отложить в кладовую, всегда чистую.

( Г. Колесников)










Текст № 2


День стоял весёлый

Раннею весной.

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.


Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, -

Шли куда попало

В первый тёплый день.

( С. Маршак)






9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок-исследование по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" (7 класс)

Автор: Страданченкова Ирина Александровна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152717


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства