kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе. Текст. Тема текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - обобщить знания детей о тексте. Урок разработан к юбилею школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. Текст. Тема текста.»

Урок русского языка в 3 классе.

Текст. Тема текста.



Цели:

обобщить знания детей о тексте; работать над определением темы текста;

Развивать аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию, творческие способности;

Воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.

Задачи: подвести детей к выводу о том, что предложения в тексте объединены общей темой и связаны между собой по смыслу, что в тексте всегда можно обнаружить основную мысль или главное переживание автора, сто к тексту всегда можно подобрать название.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.


Ход урока

I.Oрганизационный момент.


II. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня наш урок посвящён юбилею школы №2. Что такое юбилей? Сколько лет исполнилось нашей школе?

- Сегодня мы повторим что такое текст, типы текстов, а так же узнаем что такое тема текста.

Кроме этого, я уверена вы покажете мне и гостям что вы ответственно и добросовестно относитесь к выполняемой работе.


III. Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите дату и слова «Классная работа»

На доске написаны буквы: г о д р а о. (слайд 2)

- Назовите группу согласных букв.(г, д, р.)

- Какая буква лишняя? (р – она обозначает непарный звонкий звук, остальные согласные обозн. Звуки имеющие пару)

Рра Ррс Рро…

- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (прописная и строчная р чередуются с первыми буквами в названии месяцев, начиная с августа.)


IV. Словарно-орфографическая работа.

- Какое слово рассыпалось? (Дорога.)

- Запишите это слово, определите СУО.

Дорога

- А что такое дорога? Кто нашёл значение слова в толковом словаре? (полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения)

Послушайте, пожалуйста стихотворение В. Остина «Дорога»:


Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста на круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».


- Итак, что можно назвать дорогой? (тропинку, автостраду,…) Посмотрите, что ещё называют дорогой (слайд 4)

- Подберите однокоренные слова к слову дорога. (дорожка, бездорожный, подорожник, придорожный,…)

- Когда говорят: на дороге не валяется? (Даром не достаётся, нелегко найти.)

- Какие пословицы и поговорки, связанные со словом дорога, вы знаете? (Одному ехать – и дорога длинна. Хороший товарищ – половина дороги.)


- Сегодня мы продолжим путь по нашей дороге - дороге знаний. Первую часть пути вы преодолели успешно, отправляемся дальше…


V. Повторение изученного (блиц-опрос).


  1. Что такое речь? (звучащий язык, разговор, беседа)

  2. Какая бывает речь? (устная и письменная)

  3. Из чего состоит речь? (из слов, предложений, текста.)

  4. Текст – это? (несколько предложений, связанных по смыслу; текст можно озаглавить).

  5. Какие типы текстов вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)

  6. Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу?», «Случай с Евсейкой»?

  7. На какой вопрос отвечает текст-повествование? Текст- описание? Текст- рассуждение? (Что случилось? Какой? Почему?)


VI. Изучение нового материала.

Прочитайте стихотворение и ответьте одним или несколькими словами на вопрос «О чём этот текст?» (сл.5)


Кузнецов Иван

Вторую школу я люблю.

И с радостью в неё хожу.

Мне со школой повезло,

В ней так уютно и светло.

Хорошие учителя.

И есть любимые друзья.

С юбилеем школу поздравляю,

И много лет счастливых ей желаю!


- Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста – это то, о чём (о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. (сл6). Придумайте заголовок к стихотворению Вани.

- Прочитайте правило в учебнике на с.44.


VII. Упражнения в раскрытии темы.

1. Упражнение в раскрытии темы. (сл.7)

– Я сейчас предложу вам несколько сочинений, а вы должны определить, раскрыта ли тема текста. Если нет, то поможем её раскрыть.


Живой уголок


Учительница предложила сделать в классе живой уголок. Мы очень обрадовались. На перемене мы долго решали, кто будет жить в живом уголке. Девочки хотели, чтобы в живом уголке жили птички, а мальчики хотели хомяка или морскую свинку. После уроков все пошли домой.


– Раскрыта ли тема? ( нет, не ясно чем закончился спор и кто будет жить в живом уголке, довольны ли были дети принятым решением.)

Как бы вы раскрыли эту тему?


Золотая осень


Всё реже греет осеннее солнышко. Грустный стоит лиственный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер качает голые ветки. Солнечные дни редки. Всюду грязь и слякоть. Ненастная погода. Холодно!


– Раскрыта ли тема? (нет, потому что здесь описана не золотая осень, а поздняя осень) как бы вы раскрыли эту тему?


2. Из данных предложений составьте текст.


Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг засверкал, заискрился тысячами переливающихся огоньков.


- Назовите тему текста, озаглавьте. Запишите, вставляя пропущенные буквы.

Прочитайте текст. Объясните написание орфограмм.


3. Выбор предложений, помогающих раскрытию темы.


Удачный улов.

Летом мы со старшим братом гостили у бабушки в деревне. Она каждое утро угощала нас вкусными оладьями.

Однажды мы отправились на рыбалку. Я нёс удочки, а брат палатку. Он в прошлом году окончил техническое училище и теперь работает на фабрике. Осенью брат пойдёт в армию, а потом будет учиться в институте.

Пришли мы на место. Закинули удочки. Вдруг мой поплавок начал тонуть. Я дёрнул удочку и вытащил огромного леща. А брат поймал двух окуней и щуку. Вечером мы сварили вкусную уху. Я люблю уху и борщ. Но совсем не люблю манную кашу. Замечательная была рыбалка!


- Прочитайте сочинение ученика. Назовите его тему.

- Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы. Опустите их при повторном чтении текста.


VIII. Творческое задание.

Возьмите карточку с заданием №2. составьте и запишите на карточке текст на тему школа, пользуясь опорными словами.

Школа.


Мы очень любим свою школу. Она -------- и ----------. В школе мы узнаём много нового. В этом году у школы ------------. К этой дате мы ---------- рисунки, ------------- стихи, участвовали в конкурсе «Гордость школы». Мы рады, что ----------.

Чтение сочинений вслух.


IX. Итог урока.

- Что такое текст?

- Что является темой текста?

- Что должен отражать заголовок текста?

- Что можете сказать о работе своих одноклассников?


  1. Домашнее задание. правило с.40, № 110.



Задание №1


Из данных предложений составьте текст. Назовите тему текста, озаглавьте. Запишите, вставляя пропущенные буквы, в тетрадь.


Оно ч..ть помедлило, словно запутавш..сь в в..твях дерев..ев, и вдру.. вык..тилось на простор з..лотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом пок..зался краешек со..нца. Лу.. засверкал, заискрился тысяч..ми перел..вающихся огоньков.


______________________________________________________________


Задание №2


Составьте и запишите на карточке текст на тему «Школа», пользуясь опорными словами.

Школа.


Мы очень любим свою школу. Она ……………….. и ………………………. В школе мы узнаём много нового. В этом году у школы …………………. К этой дате мы …………………….. рисунки, ………………. стихи, участвовали в конкурсе «Гордость школы». Мы рады, что ………………………………………………………………………..


Задание №1


Из данных предложений составьте текст. Назовите тему текста, озаглавьте. Запишите, вставляя пропущенные буквы.


Оно ч..ть помедлило, словно запутавш..сь в в..твях дерев..ев, и вдру.. вык..тилось на простор з..лотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом пок..зался краешек со..нца. Лу.. засверкал, заискрился тысяч..ми перел..вающихся огоньков.


______________________________________________________________


Задание №2


Составьте и запишите на карточке текст на тему «Школа», пользуясь опорными словами.

Школа.


Мы очень любим свою школу. Она ……………….. и ………………………. В школе мы узнаём много нового. В этом году у школы …………………. К этой дате мы …………………….. рисунки, ………………. стихи, участвовали в конкурсе «Гордость школы». Мы рады, что ………………………………………………………………………..



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка в 3 классе. Текст. Тема текста.

Автор: Хамидуллина Светлана Ивановна

Дата: 10.10.2021

Номер свидетельства: 588255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка с применением ЭОР"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-primienieniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "248387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446721485"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "108022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403536877"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "171421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423670717"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства