Организационный момент (психологический настрой урока) Руки? – на месте. Ноги? – на месте. Локти? – у края. Спина? – прямая. Разминка для пальчиков « Приветствие» Минутка чистописания Звучит песня из м/ф «Мама для мамонтёнка» У. Узнали песенку? Из какого она мультфильма? - Кто главный герой мультфильма? (на доске появляется иллюстрация мамонтёнка) - Сегодня на уроке Мамонтёнок будет учиться вместе с вами. - Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? - Какие звуки обозначаются этой буквой? Учитель показывает на доске образец написания заглавной и строчной букв Мм. Постановка общей проблемы. У. Чем был занят мамонтёнок в мультфильме? У. Что делал мамонтёнок, чтобы быстрее найти маму? - Как вы думаете, таким способом можно найти маму? - Давайте поможем мамонтёнку найти маму. - А как поступают люди в такой ситуации? Давайте выясним это, используя упражнение нашего учебника на с. 34 – 35 № 1. Чтение стихотворения С. Михалкова У. Что случилось на вокзале? - Давайте подумаем, что надо сделать мальчику, чтобы быстрее найти маму? Прочитайте, какие способы действий предлагают авторы учебника. Чтение детьми информации в учебнике. У. Какой вариант вам кажется самым подходящим? Почему? (Второй вариант, так как описывается внешность малыша, чтобы мама смогла узнать сына.) У. В подобной ситуации (мальчик потерял маму) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление. У. Ребята, нам тоже надо дать объявление, чтобы мама мамонтёнка смогла найти его. Как же нам составить описание внешности мамонтёнка? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Ребята, тема нашего урока «Описание внешности» (вывешиваю слова к опорному сигналу) Постановка частных проблем. У. Мамонтёнок не знает, как ему описать свою внешность. Какие вопросы мы зададим по теме нашего урока? Д. Как составить описание внешности? - Какие слова помогают описать внешность человека? Опорный сигнал дополняется частными задачами. Описание внешности Как составить описание внешности? Какие слова помогают описать внешность? Поиск решения первой проблемы У. Вернёмся к описанию внешности мальчика данному в объявлении. Учитель читает ещё раз текст объявления. У. Какие предметы описали? (одежду и возраст мальчика) - Значит, что поможет нам составить описание? К опорному сигналу добавляются ответы учащихся Описание внешности Как составить описание внешности? Какие слова помогают описать внешность? возраст одежда У. Но не только по описанию одежды и возрасту можно узнать человека. Отгадывание загадок - Отгадайте загадки о внешности человека: Два соседа-непоседы: день на работе, ночь на отдыхе. (глаза) Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (волосы) Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос) У. Какими могут быть глаза, волосы, нос? - У каких сказочных героев они были самыми примечательными? (Мальвина, Буратино) - Ребята, как вы думаете, нос, глаза, волосы важно отмечать при описании внешности? Опорный сигнал дополняется Описание внешности Как составить описание внешности? Какие слова помогают описать внешность? возраст одежда глаза волосы нос У. Итак, ребята, мы ответили на первый вопрос. Так как же составить описание внешности. Что необходимо описать? Дети, используя опорный сигнал, отвечают на вопрос. Д. При описании внешности необходимо описать одежду, возраст, глаза, волосы, нос человека. Физминутка Учитель называет слово из описания внешности и показывает на себе, дети повторяют за учителем. Сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется, учитель пытается запутать детей. Проверяет на внимание. Поиск решения второй проблемы. У. Ребята, давайте закрепим то, что мы узнали и найдём ответ на второй вопрос. Обратимся к нашему учебнику, упр. 2 на с. 35. Прочитайте задание. - Найдите Вову, Антона, Гришу. - Догадайтесь, как зовут мальчика, который рассказал о себе так. Рома прочитай. - Вам удалось по описанию внешности определить, кто это? (Антон) - Какой признак стал для вас самым важным, ключевым? (короткие волосы) - Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза) - Что добавим к нашему сигналу в разделе «Как составить описание внешности?» (рост) - Найдите слово и прочитайте, какой рост у Антона? - Какие волосы у мальчика? - Какие у него глаза? - Что я сейчас повторила несколько раз? (вопрос «какой?») - Да, ребята, слова, которые отвечают на вопрос «какой?» и «какие?» помогают нам описать внешность. Давайте дополним наш опорный сигнал. Описание внешности Как составить описание внешности? Какие слова помогают описать внешность? возраст какой? одежда какие? глаза волосы нос рост У. Как вы думаете, ребята, это все слова, которые помогают нам описать внешность? - Где мы можем найти ответ? - Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике. Чтение сведений по языку с. 36 Опорный сигнал дополняется вопросами «какая?», «какое?» Описание внешности Как составить описание внешности? Какие слова помогают описать внешность? возраст какой? одежда какие? глаза какая? волосы какое? нос рост Первичное закрепление. Выборочное списывание. У. Вернёмся к описанию внешности Антона, перечитайте его ещё раз самостоятельно. - Найдём в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и запишем их в тетрадь. - Прочитайте первое слово, запишите его в тетрадь с красной строки, с большой буквы, диктуйте по слогам, чётко проговаривайте так как написано. Учитель: Оцените себя, кружочком, пользуясь алгоритмом самооценки (Если работа выполнена правильно и без подсказки, то красный кружочек рисуют на полях в тетради, если справились с заданием, но принимали помощь - зеленый, а кто не смог выполнить задание - синий) Алгоритм: А). Какое было задание? Б). Как справились? В). Правильно или с ошибкой? Г). Сам или с помощью? Подбор слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?». У. Мамонтёнок очень рад, что вы теперь знаете, какие слова помогают нам описать внешность и просит вас придумать слова, которые отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» и начинаются с его любимой буквы м, которую мы написали на минутке чистописания. (маленький, молодая, мирное, морской и т.п.) Запись слов в тетрадь. (3 слова) Опускаю экран Работа в парах. Составление словосочетаний. Работа в рабочей тетради. Русский язык ч.1, с. № 4 J:\source\ex10_rt_4.html (Электронный образовательный ресурс для работы в классе) У. - Прочитайте задание. - Прочитайте слова – подсказки. - Прочитайте слова, которые записаны ниже. - Поработайте в паре. Обсудите, к какому предмету подходят слова – подсказки, составьте словосочетание и запишите слова в тетрадь. Проверка на слайде Работа в группах. Составление описания внешности мамонтёнка. У. Ребята, вы не забыли, что мы должны помочь мамонтёнку найти маму. Давайте составим объявление с описанием внешности мамонтёнка. Слайд: Объявление. Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши, ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________. (на слайде их нет, раздаю для работы в группе) Слова – подсказки: большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный. У. Посмотрите ребята, объявление почти готово. Но не хватает слов, как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать эти слова? - Почему именно эти слова мы возьмём для описания внешности? - Действительно, эти слова помогают наиболее точно описать внешность. Итак, вы делитесь на группы, получаете текст объявления и дополняете его словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», они есть у вас на карточке. Проверка. 1-я группа читает 1 предложение. На слайде появляется слово, которое дети вставили в предложение. Аналогично проверяется работа других групп. У. Молодцы ребята! Как вы думаете, когда мама услышит это объявление, она поймёт, что это её сынок ищет свою маму? - А я вам желаю, чтобы вы никогда не расставались со своими мамочками, берегли их и во всём им помогали. (убираю экран) IX. Итог урока. (опорный сигнал) У. С чем познакомились на уроке? - Что мы можем указать в описании внешности? - Какие слова помогут нам в описании внешности? X. Рефлексия. - Мамонтёнок очень доволен, что вы помогли ему в поисках мамы. - А вы довольны собой? Всё ли у вас сегодня получилось? Расскажите. (при самооценке ученики используют карточку - опору: Я доволен собою, я всё запомнил… Я работал хорошо, но надо ещё… Не всё получилось, как хотелось бы … Получилась только часть заданий, не всё понял.) - А я сегодня очень довольна вами. Вы дружно и хорошо работали. Справились со всеми заданиями. Давайте похлопаем друг – другу. Наш мамонтёнок дарит вам на память своё изображение, а вот как раскрасить его вам поможет ваше воображение. |