kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. "Слова с несколькими значениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на тему "Слова с несколькими значениями". 2 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. "Слова с несколькими значениями"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №63» г. Чебоксары











Урок русского языка

Тема:

«Слова с несколькими значениями»

(2 а класс, УМК «Перспектива»)















Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Ложкова Анна Владимировна













25.01.2021 г

Тема: Слова с несколькими значениями.


Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

Однозначные и многозначные слова.

Цель

Создать условия для формирования представлений детей о словах с несколькими значениями и особенностях их лексического значения.

Формирование УУД:

- Личностные:

1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова».

- Регулятивные:

1) формирование умения сравнивать своё предположение с материалом учебника;

2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Коммуникативные:

1) формирование умения слушать и понимать других;

2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

4) формирование умения работать в паре

- Познавательные:

1) формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) формирование умения представлять информацию в виде схемы;

3) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;


Предметные: знать, что такое однозначные и многозначные слова, учиться распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;

находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие; высказывать своё предположение.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: вывести определения однозначных и многозначных слов,

- учить различать эти слова в речи, объяснять значение слов самостоятельно и с помощью словаря;

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем.

Способствовать развитию устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе, доброе, отзывчивое отношение к близким

Тип урока

Открытие новых знаний

Используемые технологии

Проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления (кластер), технология оценивания, здоровьесберегающие технологии, ИКТ технология, технология уровневой дифференциации.

Учебно-методический комплекс

Учебник 2 класс «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина

тетради, карточки, картинки, презентация, компьютер, проектор, экран, толковые словари Ожегова и Даля


Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Значение слова, однозначные и многозначные слова, толковый словарь

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика, окружающий мир

Этапы урока

Ход урока

  1. Организационный момент

Личностные УУД.

Самоопределение к деятельности.

Регулятивные: целеполагание.

Создание ситуации успеха.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные УУД.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Учитель: . Слайд 1

- Начинаем урок русского языка. - Запишите в тетради число, слова «Классная работа».

- Прочитайте слова на доске.

- Что здесь написано? Смогли прочитать?

Бкенйитн

увныдкат

( шифровка. Ученики читают надпись соединяя буквы верхней и нижней строки «Буквенный диктант»)


ΙI. Актуализация знаний.

Познавательные УУД

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Метапредметные УУД.

Умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного

с помощью учителя.

1. «Буквенный диктант».

- Я продиктую вам слова, вы запишите только первые буквы из каждого слова.

(Учащиеся молча прослушивают слова и записывают только 1-ю букву из каждого слова)

Слова: сахар, лестница, октябрь, весело, аллея.

- Какое слово у вас получилось? ( СЛОВА)

- Оцените себя: получилось ли у вас это слово?

- Какие слова я вам продиктовала? (Словарные слова)

- Мы с вами изучаем раздел «Слово и его значение».

-Давайте вспомним, что мы знаем о словах и составим кластер.



СЛОВА

ЗВУКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ






ЗНАЧЕНИЕ

САМИ

СЛОВАРЬ



  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


Коммуникативные УУД.

  1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Метапредметные УУД.

Умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного

с помощью учителя.

Регулятивные УУД.

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему).

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

Регулятивные УУД.

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  1. Наблюдение за словами.

- Посмотрите на изображения. (слайд 2)

-Назовите эти предметы. Что может быть в них общего? Объясните ответ.

( На экране дети видят: кран водопроводный, кран подъёмный. Предполагают, что общее - внешний признак. Оба крана имеют вытянутую часть)

2) Формулирование проблемы.

- С какой проблемой мы с вами столкнулись? (некоторые слова имеют несколько значений)

- Какую учебную цель поставим перед собой? Что хотите узнать?

(1. Узнать, как называются слова с одним и несколькими значениями

2. Узнать, много ли таких слов в русском языке.

3. Узнать, как они появляются.)

-Чему хотите научиться?

Находить значения многозначных слов самостоятельно и с помощью словаря.


Давайте составим план нашего исследования.

  1. Узнаем, как называются слова с одним и несколькими значениями.

  2. Научимся находить значения этих слов.

IV. Открытие нового знания.

Коммуникативные УУД.

  1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Регулятивные УУД.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.


Познавательные УУД.

1. Формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.

2. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.


Регулятивные УУД.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.


1) Выбор способа открытия новых знаний

- Как же нам узнать про эти слова? Выберите сами способ.

1. Спросим у учителя.

2. Обратимся к учебнику.

3. Обратимся к справочной литературе.

4. . Попробуем … сами.

- Я вам предлагаю самим допытаться.


  1. Работа в парах (слайд 3)

Соедините линиями картинки, которые вы назвали бы одним и тем же словом.

(шляпка, шляпка, шляпка, мышка, мышка, шишка, шишка, иголки, иголки, иголки, берёза, морковь)

Проверка по слайду:

-Что это? С какой картинкой соединили? (мышка – мышка)

Лист – лист. Шишка- шишка. Шляпка – шляпка - шляпка. Иголки – иголки – иголки.

- С какой картинкой соединили берёзу? (ни с какой) Морковь? (-)

  • - Сколько значений имеет слово «морковь»? (1 )

-Сколько значений имеет слово «берёза»? (1)

-Как бы вы назвали слова, у которых только одно значение? (однозначные)

Давайте вставим пропущенные буквы и запишем в тетрадь эти слова.

- Давайте еще приведем примеры однозначных слов, желательно с непроверяемым написанием, т. е. словарные (корова, собака, воробей)

-Сколько значений у слова мышка? Шишка? Лист? (два)

-Какое название дадим словам, у которых два значения?

- Сколько значений у слова шляпка? Иголки? (Три)

- Какое название бы вы им дали?

-А если четыре значения?

- А в русском языке есть слова, у которых 26 значений и тридцать. Как мы их будем называть?

- Если у слов много значений, то как мы их назовем? (Многозначные)

- Итак давайте сформулируем правило:

Однозначные слова – это слова, …

Многозначные слова – это слова, …

-Давайте проверим наши выводы с выводами авторов учебника (с. 27)

- Верно ли мы сформулировали?

Какова же тема нашего урока?

Тема: Слова с несколькими значениями. Однозначные и многозначные слова.

-Как вы думаете, много ли в русском языке многозначных слов? По данным ученых в русском языке примерно 37% многозначных слов. Если показать на диаграмме, то это выглядит так: (диаграмма)

Зачем люди одним и тем же словом называет разные предметы? Разве нельзя каждому предмету дать своё собственное?

Попробуйте догадаться, проанализировав следующую информацию: «Самый большой толковый словарь русского языка насчитывает 17 томов».

Физминутка

Под музыку.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Коммуникативные УУД.

  1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД.

1. Формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.

2. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД.

  1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.


  1. Работа со словами.

На доске записаны слова. Из всех слов надо отобрать только многозначные слова. Обсудите, сколько значений имеют выбранные вами слова.

На доске слова: язык, книга, ручка, кровать, лист, берёза, земля.

( Обсуждают в парах и выписывают в тетрадь многозначные слова )

- Проверим свои записи. Внимание на экран. Слайд 4-5

Я зык, ручка, лист, земля.

- Проверьте правильность написания слов. Найдите и подчеркните знакомые орфограммы.

Сколько значений имеет многозначное слово ЗЕМЛЯ.

-Где вы будите искать ответы? ( В толковом словаре)

- Как работать с толковым словарём? (взять словарь, открыть его на странице с той

( Практическая работа с толковым словарём. Запись значений слова ЗЕМЛЯ.) Слайд 4

- Составьте предложения со словом земля. Слайд 5

(Девочка сажает в землю цветы. Моряки с корабля увидели землю. Моя Родина – планета Земля)


V. Самостоятельная работа


Регулятивные УУД.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

-Откроем учебники на стр.21 Упражнение 29 (Слайд 6)

Задание. Рассмотрите рисунки. Можно ли использовать такие сочетания слов: нос самолёта, нос лисы, нос корабля?

- Составьте предложения с любым из данных словосочетаний.

( Примерные предложения: На носу самолёта находится кабина пилота. Нос лисы хорошо чует добычу. Корабль носом рассекает волны.)

-Запишем в тетрадь 1 предложение. (Работа у доски, объяснение орфограмм)


V. Итог урока.

Рефлексия.


Познавательные УУД.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.


Регулятивные УУД.

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


-Какой был основной вопрос урока?

-Расскажите по схеме: - На сегодняшнем уроке я узнал(а)…

- Сегодня у меня получилось…

- После урока мне захотелось…


СЛОВА

ЗВУКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ




ЗНАЧЕНИЕ

САМИ

СЛОВАРЬ




ОДНОЗНАЧНЫЕ

МНОГОЗНАЧНЫЕ





ОДНО ЗНАЧЕНИЕ

НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ





- Светофор успеха: зелёный карандаш – если всё на уроке получалось легко,

жёлтый -если вы испытывали затруднения

красный – если вы не поняли материал урока .

VI. Домашнее задание.


Выполнить упражнение 30 на стр. 22 из учебника.

(Слайд 7)

Соедините линиями предметы, которые назвали одинаковым словом.

















Соедините линиями предметы, которые назвали одинаковым словом.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка. "Слова с несколькими значениями"

Автор: Анна Владимировна Ложкова

Дата: 19.10.2023

Номер свидетельства: 638323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок русского языка "Слова с двойными согласными" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-russkogho-iazyka-slova-s-dvoinymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "239689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444839024"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка "Слова многозначные и однозначные""
    ["seo_title"] => string(53) "urokrusskoghoiazykaslovamnoghoznachnyieiodnoznachnyie"
    ["file_id"] => string(6) "311009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459145880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства