Урок русского языка по теме «Три склонения имён существительных »
Урок русского языка по теме «Три склонения имён существительных »
Цель: Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя)
Предметные: познакомитьсяс тремя типами склонения имен существительных; научиться определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Три склонения имён существительных »»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока и номер урока в разделе: Три склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имен существительных ( урок №1)
Цель: Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя)
Предметные: познакомитьсяс тремя типами склонения имен существительных; научиться определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного
Материально-техническое обеспечение: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: Просвещение, 2014.,УМК «Школа России», компьютер, экран, презентация, наглядность для доски, «Маршрутные листы» для каждого ученика.
ХОД УРОКА
Этап. Задачи этапа.
Деятельность учителя
1.Организационный этап.
Психологическая подготовка к общению.
-Доброе утро!
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал.
Сядьте прямо, не зеваем, Ни минутки не теряем.
Будем знания добывать
И с успехом применять.
- Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.
2.Актуализация опорных знаний.
Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.
Откройте тетрадь и запишите:
Дату
Классная работа.
Минутка чистописания.
се да бе
Что написано на доске? Что можете о них сказать? Пропишите эти слоги.
Учитель следит за посадкой учащихся,
за положением тетради, за правильностью выполнения работы.
Словарная работа
-Какое слово можно из них составить? Подберите проверочное слово.
Какой вывод вы сделали?
Запишите его, поставьте ударение, отметьте непроверяемую орфограмму
Объясните, пожалуйста, лексическое значение этого слова.
Работа с толковым словарем в паре.
На слайде записаны пословицы: (Слайд 4)
Беседа – дорогу коротает, а песня – работу.
Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.
В умной беседе быть – ума прикупить.
Объясните, как вы понимаете их?
Найдите однокоренные слова в предложениях. Докажите.
Запишите однокоренное слово к слову «беседа» Поставьте ударение и подчеркните орфограммы. Назовите их.
Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны русского языка. А наша беседа добавит каждому новые знания.
Скажите, пожалуйста, какие правила беседы вы будете соблюдать?
К какой части речи относится слово
«беседа»?
Верно, имён существительных в русском языке так много – просто «океан». И мы сегодня отправимся в путешествие по «Океану имён существительных».
И поможет нам в пути «Маршрутный лист».
Путешественники берут с собой в путь багаж. Давайте и мы соберем свой багаж - багаж знаний об имени существительном.
Молодцы! Наш багаж знаний полон. Но у имён существительных есть ещё тайны. Одну из них мы и должны сегодня узнать. Отправляемся в путь!
3. Постановка проблемы.
Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.
Мы прибыли в «Океан имён существительных». Нас встречает рыба-ёж.
Вы можете узнать о ней у своих одноклассников
На доске и в «Маршрутном листе» предложение :
Из б…седы мы узнали о ж…зни рыбы - ..жа.
Спишите предложение, объясните орфограммы.
Какие признаки вы можете определить у имен существительных?
Укажите окончания, род, число, падеж. им. сущ. Докажите свое мнение.
Ребята, что вы заметили? Какой возникает вопрос?
Да, сегодня мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного, от которого зависят падежные окончания.
4. Определение темы урока и совместной цели деятельности.
Обеспечить деятельность по определению темы и целей урока.
Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте тему урока.
Что такое склонение?
Почему три склонения?
У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы её раскроем.
- Значит, какая цельнашего урока?
Чему мы будем учиться на уроке?
5. Гимнастика для глаз.
Снятие зрительного напряжения.
Учитель демонстрирует презентацию «Гимнастика для глаз»
6. Изучение нового материала.
Познакомить с делением существительных на три группы.
Работа над новым материалом.
Упражнение 153 стр. 89
-Сейчас мы с вами будем исследователями.
-А кто такие исследователи?
-Мы будем исследовать имя существительное.
Просклоняйте письменно группы слов: первая группа – 1 ряд, вторая группа – 2ряд, третья группа – 3 ряд.
Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?
Проверьте свои предположения. Прочитайте рубрику «Обратите внимание»
Сколько групп склонений в русском языке? Что для них характерно?
- Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос.
Почему у существительных разные окончания? Теперь можете объяснить почему?
- Так от чего ещё зависят окончания имен существительных?
- Для чего уметь определять склонение?
7.Физминутка.
Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы
Организует физминутку, показывая движения детям.
Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, Разожмутся, То зароются в песке.
8. Первичное применение знаний.
Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного
Работа в «Маршрутном листе» и на доске.
Определите признаки трёх склонений (островов)
Какие морские обитатели у каких островов живут?
Работа по учебнику.
Упр. 154 с. 89.
Какие слова вы записали, какого они рода, в каком числе употреблены?
Обратите внимание, что окончание –а- пишется в словах после твердых согласных, окончание –я- - после мягких согласных.
Закрепите свои знания, прочитав рубрику «Обратите внимание». Какие имена существительные вы записали?
Значит, какие имена существительные относятся к 1-ому склонению.
Проверьте свои предположения, прочитав правило на стр. 90
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Комментированное письмо. (слайд 19)
Организует работу с комментированным письмом.
Упражнение 156 стр. 90.
9.Контроль и самопроверка знаний.
Выявить качество усвоения материала
Организует работу в электронном приложении на ноутбуках для учащихся.
Предлагает выполнить упражнения на определение имен существительных 1-ого склонения. (Слайд 20)
Проверка.
10.Подведение итогов. Рефлексия.
Дать оценку работы класса
- Итак, о какой новой тайне имени существительного вы узнали?
Что такое склонение? О каких группах склонений имен существительных вы узнали? Как определить склонение имен существительных? (Слайд 21)
Работа на листах самооценки.
Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:
У меня получилось…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я знаю…
На листе самооценки – облачка. Оцените свою работу цветом: Белым– хорошо усвоили материал. Голубым – не хватает практических навыков по отработке.
Синим – ещё нужно работать, много допускаю ошибок.