Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Состав слова"»
Тема: " Корень. Однокоренные слова" Цели:
Образовательные: Формировать понятие «однокоренные слова»; учить выделять два признака однокоренных слов, тренировать в нахождении корня в однокоренных словах; способствовать совершенствованию грамматико -орфографических умений и навыков;
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; воспитывать любовь к Родине; дать детям возможность ощутить радость открытия новых знаний. Развивающие: развивать мышление, речь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Чтобы иметь знания. Понадобятся терпение и старания. А чтобы работать быстро и ловко Нам нужна для ума тренировка.
Отгадай кроссворд.
1. Он бывает молочный и коренной (зуб). 2. Его называют могучим, на нем растут желуди (дуб).
2. Оно бывает хвойное и лиственное (дерево).
1
2
3
3. Его дарят на праздник маме (цветок)
2. Чистописание.
3. Введение в тему урока.
У дерева, у цветка, у зуба есть корень.
В русском языке, как в театре есть главная роль. Ее разрешается исполнять только одной морфеме, которая может передать главный смысл слова. А какая это морфема? (корень)
(Ученик читает стихотворение) Корень слова - главная значимая часть, Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова.
4. Микроисследование в группах.
Подбор однокоренных слов: 1-дерево; 2- цветок, 3- зуб. Запиши слова столбиком и выдели общую часть значком
5. Проверка.
- Выделенная часть в словах называется корнем
6. Работа над правилом. Стр.48
7 Наблюдение над однокоренными словами.
Послушайте старую сказку.
Жил много лет назад корень - лет. Нашла его Мудрая сова и думает, что с ним делать? А корень и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое дерево». Посадили люди корень - лет, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков получилось от него, все они на корень похожи, но и свое в каждом есть.
ЛЕТ
Выполни задание, данное в сказке, напиши на листиках слова с корнем - лет. Помни, что корень не изменяется!
8. Проверка работы (Лет, полет, вылетать, налетел, летчик, прилет,
залетел, летный)
9. Самостоятельная работа. Упр. № 118.
Спиши текст, проверь. Найди в тексте однокоренные слова. Для этого сравни слова по смыслу и по составу. Выдели корень.
Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня, город или поселок. Как называется ваша родина?
У Сережи отец водитель. Он водит грузовые машины. У Наташи папа водник. Он перевозит по воде на большом судне разные грузы.
Какие профессии у ваших родителей?
Кем бы хотели стать вы?
Какие черты характера должны быть у водителя?
Взаимопроверка в парах.
Игра: "Гонки"
Ученики 1 ряда соревнуются на машине Ученики 2 ряда - на корабле
В столбик записаны слова для каждого ряда, ученики по очереди выходят и находят в словах корень, переставляя корабль и машину, побеждает группа, выполнившая задание быстро и верно.
классный учит
учебник новичок
новый классы
памятник березовый
тракторист побелка
береза мирный
белый трактор
мирить памятный
Вы дружно прибыли на остановку для подведения итогов урока.
*
11. Рефлексия урока.
Что такое корень?
Назовите признаки однокоренных слов.
Кому было легко на уроке, поставьте напротив темы урока -*